У депутатов Городского Собрания Сочи нынешнего созыва, пожалуй, впервые выдалась настолько сложная сессия. Основные ее вопросы носили характер поистине фундаментальный. Предполагалось заслушать отчет о деятельности управления по курортному делу и туризму, разобраться в проблемах ЖКХ, проанализировать работу МУПов и, как минимум, заслушать доклад о деятельности департамента по архитектуре администрации города. Но так как абсолютно все вопросы требовали детального и обстоятельного обсуждения, часть из них была перенесена для рассмотрения на внеочередную сессию, которая состоится во второй половине июля. Но и решения, принятые на этом заседании Городского Собрания, окажут серьезное влияние на жизнь города.
Незаконное строительство и законодательные инициативы
Одна из самых далеко идущих законодательных инициатив депутатского корпуса нынешнего созыва — предложение сочинских депутатов ввести в уголовный кодекс статью «за незаконное строительство». Актуальность проблемы в Сочи не оспаривается, она же становится и головной болью практически в любом развивающемся городе. Теперь в соответствии с регламентом данная законодательная инициатива будет рассматриваться уже в краевом парламенте, и если краевые депутаты ее поддержат, то документ будет направлен в Государственную Думу.
Другая законодательная инициатива, которая разрабатывалась комитетом по земельно-имущественным отношениям Городского Собрания Сочи, коснулась проблемы выделения участков для многодетных семей. Ныне существующая ситуация в Сочи откровенно не нормальна. Она и родителей нервирует — очереди за участками выстраиваются с ночи, причем, это самые дикие «живые» очереди, и справедливой процедуру назвать сложно. Участков мало, причем, родителям предписывается подавать заявления на уже сформированные участки, так что на каждый участок получается по несколько десятков заявлений.
При разработке инициативы был проанализирован опыт других регионов нашей страны, где для распределения земельных участков для многодетных семей используется открытая лотерея. Основная ее задача — уйти от стихийных очередей в МФЦ и упорядочить процесс распределения участков. «Тем не менее, есть ряд сложностей юридического характера, с которыми мы столкнулись, — подчеркнул заместитель председателя Городского Собрания С. Ковалев. — Чтобы данная инициатива прошла и действительно стала законом Краснодарского края, есть предложение принять проект в первом чтении, чтобы доработать и уже на следующей сессии принять».
С особой тщательностью депутаты подошли к рассмотрению внесенного на сессию администрацией города вопроса по корректировке правил землепользования и застройки. Территориальную зону, расположенную на земельном участке рядом с Больничным городком, где строится станция переливания крови, разработчики изменений предлагали перевести из зоны лечебно-оздоровительных учреждений (РК) в так называемую зону Ж4. За аббревиатурой скрывается возможность строительства на этой территории не только блочной станции, но и многоквартирных жилых домов. В итоге депутаты приняли решение оставить существующую зону РК без изменений.
Деньги
Приняты изменения в бюджет текущего года: на 1 млрд 612 млн увеличена его доходная часть. Главный источник увеличения — межбюджетные трансферты. Миллиард из них направляется на ремонт сочинских дорог, 253 млн рублей — на реализацию мероприятий краевой Олимпийской программы развития Сочи, еще 176 млн — на строительство 5-ти пристроек к детским садам. По программе переселения из аварийного жилого фонда на условиях софинансирования выделены средства в размере 36 млн рублей, а вопрос о выделении 3 млн рублей Краснополянской музыкальной школе будет рассмотрен уже на ближайшей сессии.
Также на сессии было откорректировано и Положение о Почетных гражданах Сочи. Теперь 9 тысяч рублей — такова сумма дополнительной меры социальной поддержки за «почетного» — будут получать только официально зарегистрированные на территории Сочи почетные граждане, причем, ежегодно им придется подтверждать факт наличия сочинской прописки.
Кризис в управлении?
Отчет руководителя департамента ЖКХ администрации Сочи Е. Романовой и ее содокладчиков — руководителей Сочинского водоканала и Сочитеплоэнерго стал самым обсуждаемым вопросом сессии.
По словам Е. Романовой, Спецавтохозяйство по уборке мусора (САХ) в настоящее время имеет огромную задолженность, порядка 238 млн рублей. И уже сегодня необходимо оперативное вмешательство в дела САХа для того, чтобы не допустить его банкротства. Как выяснилось в ходе обсуждения, львиная доля долгов образовалась из-за расходов на транспортировку сочинского мусора до полигона в Белореченск. Жители этого города и станиц рядом с «курортной» свалкой недовольны. При обустройстве Белореченского полигона для сочинского мусора им обещали, что из Сочи будут прибывать только инертные, дезактивированные «хвосты». Однако по факту, только 3 процента сочинского мусора подвергается переработке.
Но и из Сочи вывозится не все 97 процентов оставшегося мусора… Депутаты наперебой рассказывали о проблемах своих округов: практически у каждого депутата есть «знакомая свалка», куда везутся и ТБО, и строительный мусор. Захламление оврагов, лесов, полян, берегов рек несет угрозу экологии и природному богатству нашего города.
Еще на предыдущей сессии Городского Собрания депутаты определили площадку для установки дробилок для крупногабаритного строительного мусора. Площадка на ул. Транспортной, ранее, кстати, принадлежавшая САХу, была выделена, но теперь закупка оборудования — в ведении края, и вопрос с запуском приостановлен.
Не только с мусором проблемы, трудности не только у САХа. В каждой строчке отчета департамента повод для беспокойства. До 2014 года рассчитана программа освещения улиц. Сумма этой программы — то есть средства, приходящие из края, — свыше 100 млн рублей только за прошлый год. У депутатов, особенно от сельских округов, эта сумма вызвала огромное число вопросов: жители обращаются, сигнализируют. Ведь именно освещение улиц все чаще становится или «частным делом», или депутатским наказом — социально значимым поручением депутатам от избирателей.
Кстати, на этой сессии депутаты рассмотрели изменения в сформированный список депутатских наказов на следующий год. Для выполнения социально значимых поручений в бюджете города, как и в предыдущие годы, предусматривается 150 млн рублей.
Из положительных примеров работы департамента ЖКХ: 360 млн рублей для переселения из ветхого фонда, выделенные в прошлом году, обернулись 120 квартирами. «Договоры подписаны», — отрапортовала руководитель. Кроме того, 25 лифтов в прошлом году заменили на сумму 32 млн рублей, в этом году запланировали еще 32 лифта.
Проблемами в своих докладах делились руководители СочиВодоканала и Сочитеплоэнерго.
Инвестиционные программы СочиВодоканала находятся на рассмотрении в администрации города, хотя (и об этом «Наш дом — Сочи» писал в прошлом номере) тот же Водоканал жалуется на затягивание процесса. Без утвержденной городом инвестпрограммы Водоканал даже не может обратиться в РЭК для корректировки тарифа. Это, по словам руководителя — С. Энтина, делает инвестиции невозможными.
Чтобы как-то начать выравнивать ситуацию, решением сессии администрации города было предписано в срок до 01.09.2013 разработать и утвердить тариф на подключение к сетям СочиВодоканала с целью создания условий для разработки инвестиционной программы ООО «Сочиводоканал».
Проблемы есть и у Сочитеплоэнерго. Сегодня задолженность перед поставщиками энергоресурсов составляет около 570 млн рублей. Наряду с другими проблемами, сложно идет работа с судебными приставами, которые работают с должниками предприятия, которые не оплачивают полученные услуги.
Однако это не мешает Теплоэнерго думать об инвестициях: 6,5 млрд (это вполне сопоставимо с собственными доходами всего города за год) необходимо предприятию для перехода на современное оборудование, причем львиную долю из них планируется инвестировать за счет кредитных ресурсов. «Все мероприятия, которые возможно сделать своими силами, — мы проводим», — подчеркнул С. Ковалев, руководитель СТЭ и заместитель председателя Городского Собрания Сочи.
Проблемы отрасли, признали депутаты, явились результатом неэффективного, неумелого, непрофессионального руководства этим направлением. Трудно не согласиться с тем, что банкротство на ровном месте не возникает, и сигнализировать о печальном состоянии коммунального предприятия необходимо было заранее.
«Тарифы горожан сегодня волнуют очень сильно, — расставил приоритеты председатель Горсобрания А. Луцык. — Будем искать понимание и решения: для реконструкции СочиВодоканала и Сочитеплоэнерго необходимы или федеральная, или краевая программы».
В результате было предложено еще раз заслушать блок вопросов, касающихся развития городского хозяйства, с участием главы города Сочи А. Пахомова. Ведь до начала Олимпийских игр остается совсем мало времени, а решать вопросы необходимо максимально оперативно и с привлечением всего имеющегося административного ресурса.
И лишь отчет о выполнении индикативного плана развития Сочи, подготовленный директором департамента экономики и прогнозирования Л. Гандалоевой, отличался оптимизмом. Согласно цифрам этого отчета, Сочи — самый благополучный и динамично развивающийся в крае город. Что будет через год — экономисты попытаются изложить в Концепции устойчивого постолимпийского развития, которая в настоящее время находится в стадии разработки.
Светлана ВОЛОШИНА