О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Курортные нужды — неотложные и очевидные

   Несколько последних лет санаторно-курортная отрасль Сочи сдавала свои позиции лидера местной экономики. «Из источников доходной части бюджета города за прошлый год 29 процентов средств составляет строительство. На втором месте по поступлению платежей в бюджет — торговля, как оптовая, так и розничная. Санаторно-курортная отрасль сегодня на третьем месте по объему вложений — около 10 процентов доходной части бюджета» — с фактами и цифрами, приводимыми заместителем главы города, руководителем управления по финансам, бюджету и контролю С. ЩЕРБИНИНЫМ, спорить невозможно: он оперирует статистикой.
   Но уже через год Сочи предстоит обновить свое отношение к курортной отрасли и вспомнить, что именно «простой отдыхающий», приехавший ли в санаторий «5 звезд» или снявший у бабули в Вардане пристроечку, — и есть главный инвестор Сочи.
   Пережив 7 тучных лет, когда деньги шли в город широким потоком вместе со строительной техникой, мы на пороге нового этапа, правда, с прочно закостеневшими проблемами. С каким багажом шагает Сочи в свое курортное будущее и есть ли решение у курортных вопросов, сочинские чиновники и предприниматели обсуждали за круглым столом.

   Добраться
   О стоимости проезда в Сочи ходят легенды: порой билеты в оба конца из аэропортов главных поставщиков отдыхающих «на юга» перекрывают стоимость «все включено» с перелетом до Анталии или Шарм-эль-Шейха. Руководство Сочи как минимум последнюю пятилетку пытается донести до имеющих возможность повлиять на происходящее простенькую, казалось бы, мысль.
    «Город неоднократно обращался практически во все уровни власти. Писали письма правительству РФ, где предлагали исключить абсурдные вещи законодательства: международные авиарейсы не облагаются НДС, а внутренние — на курорты в том числе — облагаются по полной. Мы сами себе на законодательном уровне создаем препоны!» — напоминает Алексей Грачев, начальник управления по курортному делу и туризму.
   Убивает внутренние перевозки и социальная ориентированность компаний. По отчету Счетной палаты РФ, опубликованному пару месяцев назад, в тарифах Аэрофлота только 48 процентов — затраты на перевозки. Остальное — «непрофильные расходы». Другие компании не дешевле. А перед сезоном-2013 объявила о повышении цен на плацкарты и другая социально ориентированная компания — РЖД, один из основных инвесторов в транспортную инфраструктуру Сочи.
   По признанию Андрея Булдина, заместителя председателя комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Законодательного Собрания края, не менее остро стоят и локальные транспортные проблемы (не настолько локальные, как глобальные сочинские пробки, но все же тревожащие на краевом уровне). С наступлением теплой сухой погоды у дорожников начинается свой «сезон». «Губернатор на совещании по подготовке к курортному сезону уделил этому особое внимание, — подчеркнул депутат ЗСК. — Начинается курортный сезон, и дорожники приступают к активной работе, перекапывают и без того не самую лучшую трассу, ведущую к Сочи и другим городам, усугубляя напряженную ситуацию. И те туристы, которые едут на автотранспорте, пять раз подумают, прежде чем совершить этот подвиг еще раз. Губернатор дал команду разработать новую схему ремонта дорог с переносом основной массы работ на время ночное. Но этого не происходит, и зачастую «перекопы» пустые!»

   Поесть
   Пожалуй, в этом году впервые громко — на уровне краевых властей — признано: в Сочи есть проблемы с… питанием отдыхающих. Для тех, кто видит Сочи как часть хлебосольной Кубани — в частности для депутатов краевого Законодательного Собрания, — это почти парадокс. «Мы понимаем, что люди приезжают в Сочи поправить здоровье, но продукты питания не кубанских и не российских производителей не всегда должного качества. Работают с кубанскими производителями далеко не все здравницы», — считает Андрей Булдин.
   Продукт кубанского производителя — это патриотично и вкусно. Но минус этой продукции: она строго сезонная. Зато турецкий помидор зимой и летом одним цветом и в одинаковых ящиках стабильно поставляется по договорам.
   Вице-губернатор Николай Бутурлакин, который курирует в правительстве края санаторно-курортную отрасль, уже дал поручение по созданию оптовых баз, по аккумуляции кубанской продукции и ее полуцентрализованному распределению по приемлемым ценам. Часть депутатов ЗСК предлагает на стадии баз не останавливаться и развивать собственное сельскохозяйственное производство в Сочи. «За 90-е годы в Сочи сельское хозяйство было практически полностью утеряно. Но, с учетом климатических условий, город вполне может обеспечивать если не в полном, то в достаточном объеме собственные нужды и нужды здравниц» — такое мнение в ЗСК озвучивается регулярно, а по итогам поездки краевых депутатов по сочинским селам создалось впечатление, что люди просто не знают о беспрецедентном субсидировании фермеров.
   Профессионалы туротрасли имеют по этой проблеме несколько иную точку зрения. «Требования сегмента HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe/Catering ) всегда выше, чем у ярмарки-привоз, — напоминают они. — В Сочи огурец нельзя класть в тарелку отдыхающему или из-за небесспорного качества продукта, или же он так дорог, что путевка становится золотой».
   Больше отельеров волнует запрет на алкоголь в санаториях и здравницах. Внедрившие это жесткое ограничение хотели, безусловно, «как лучше», основываясь на понятной логике: запрещено — значит, и проблем нет. Проблемы как раз появились: «вино», купленное на экскурсионных маршрутах в пластиковых бутылках, ночные прогулки по сочинским ресторанам. И тоска при рассказах: а были мы в Тунисе, там алкоголь без лимита в путевку включен.

   Туризм, который мы проиграли
   Краевые министерства, курирующие курортный комплекс и сельское хозяйство, приступили к созданию общей программы по агротуризму: солнце, воздух, горы и экологичная продукция. Сейчас есть сельское хозяйство, в том числе готовое стать туристским аттракционом (тот же завод «Мысхако» давно привозит себе в виноградники и погреба туриста), есть развитый туризм. А общего продукта нет. На уровне края эту проблему признают решаемой. Но что готов предложить Сочи? Сыры Кичмая могли бы стать маячком на этом пути, да, пожалуй, и всё…
   Но мы проиграли битву за этнотуризм, даже в нее не вступив. Казаки Тамани взяли потенциального туриста без боя. Сотни людей еженедельно приезжают в этот маленький поселок именно на аттракцион «народность», причем огромная часть их едет организованно, по разнарядкам от ведомств. У нас тысячи людей пересекают границу с Абхазией, привлеченные, в том числе, и национальным колоритом. Хотя нет: ломая под корень один из главных сочинских плюсов — безопасность курорта, абхазские берега заманивают туристов просто морем.

   А вот и море
   В Сочи море — это проблема. Живя за забором санатория, местный житель может быть вынужден запретительными ценами на пляжные услуги этого санатория (до тысячи рублей за однократное посещение!!!) ехать на пляж городской. Действительно удобных пляжей в Центральном районе Сочи — раз-два и обчелся: «Приморский» да «Ривьера». Есть масса очаровательных пляжей, но, чтобы на них попасть, лучше иметь автомобиль. Глава города А. Пахомов недавно сообщил: в городе есть проект новой набережной, его стоимость порядка 16 млрд рублей. Ее создание — вопрос, который предстоит решать после Олимпиады. Ну не вписывается реконструкция летнего объекта в зимние Игры.
   В этом сезоне акций по обеспечению доступности пляжей в городе не предвидится. Администрация Сочи зимой проиграла ряд судов: пляжи объявлялись лечебными, и теперь на этом основании доступ к ним перекрывают широкие спины охранников.
   «Услышьте нас! — просят хозсубъекты первой береговой линии. — Услуги пляжа — это не только зонт-топчан. Это, прежде всего, уборка, обеспечение безопасности, чистота, обследованное водолазами дно. За это наши отдыхающие платят по 50-100 рублей в день. Почему местные должны пользоваться этим бесплатно? Нет смысла открывать закрытые пляжи, которые вложились в собственную инфраструктуру. Надо подтягивать городские пляжи до приемлемого уровня!»
   По словам руководителя санатория «Знание», ежегодно содержание пляжной территории, без учета ремонта капитальных строений, обходится санаторию в 6-9 млн рублей. Люди пытаются пробиться к ним на пляж именно по причине его ухоженности.
    «Мы не можем пускать всех, у нас проблема с трудовыми гостями курорта, — наконец-то признается острейший вопрос. — Они в ночное и вечернее время выходят на пляжи, это… беспокойно», — максимально мягко формулируют проблему отельеры, стремясь не попасть под «разжигание межнациональной розни».
   Кто не видел трудовых гостей курорта, стирающих в сумерках в морской воде немудреные пожитки? Их нет, пожалуй, лишь на тех же «Приморском» и «Ривьере», на этих муниципальных пляжах охрана работает четко.
   Кстати, в Анапе — курорте априори детском, где загородочки, охранники и даже заборы смотрелись бы оправданно, — загороженного моря практически нет. Есть иная проблема: на пляже детского санатория (бывшего пионерского лагеря) в прошлом году депутатская комиссия ЗСК обнаружила… ларек с пивом. Но, согласимся, это недоработка борцов за «сухую зону» вокруг детских учреждений, а не системный сбой, как в Сочи.
   В рекордные 80-е годы из 4,5 млн отдыхающих 3,5 млн ехали в Сочи «дикарями». И ходили свободно на пляжи санаториев, и не оскорбляли этим ни владельцев, ни отдыхающих. Парадокс? Реверанс в сторону хозсубъектов, борющихся за удобства «своих отдыхающих»? Мы прикрыли глаза на небесспорное ограничение доступа к воде. И что мы получили в итоге?

   Сухой остаток перед стартом
   «Сфера туризма и санаторного комплекса серьезным вкладом во внутренний продукт России не является, и, соответственно, ей не уделяется достаточного внимания. На уровне Госдумы санаторно-курортная отрасль входит в комитет промышленности и предпринимательства, больше занятый вопросами нефти и газа, а на уровне министерств — приписана к культуре». Эта фраза депутата ЗСК способна объяснить многое из происходящего в санаторно-курортной отрасли Сочи.
   Санатории (и иные средства размещения, конечно же) стонут от дороговизны продуктов, от того, что не могут добиться снижения налоговой нагрузки хотя бы на время реконструкции, что могло бы передвинуть их и курорт в целом на уровень выше, от классификации — обязательной и местами непонятной, от растущих цен на ЖКХ, от того, что загороженное море все меньше привлекает, а курортная, лечебная составляющая все увереннее тает… От жалоб фонда медстрахования правительству, что не хотят санатории принимать льготников по 820 рублей в сутки (именно такая сумма закладывается ФОМСом). «Если разрешить софинансирование, то мы можем получить рост числа туристов в Краснодарском крае процентов на 300-500», — мечтают отельеры. Но решить проблему, разрешить докладывать к фондовым средствам деньги и покупать путевки в Сочи по адекватной цене, которая будет перекрывать расходы санаториев, оказалось практически невозможно. Проблеме семь лет, и за это время она не шелохнулась.
   «Мы работаем над созданием концепции дальнейшего развития курорта, формированием четко выраженной политики в этой сфере. Сейчас только 10 процентов доходов городу приносит санаторно-курортная отрасль. Но именно ей предстоит стать основой экономики Сочи в ближайшие годы», — отнюдь не преувеличивают значимость курортной отрасли в жизни города в управлении по курортному делу и туризму.
   На особую востребованность в следующем сезоне — первом после Игр — в санаторно-курортных ведомствах и не рассчитывают. А отельеры не рассчитывают уже и заработать на самой Олимпиаде. «Цена гостеприимства» определена, и единственный официальный оператор турпродукта «Тур на Олимпиаду» продает пакеты «отель плюс билеты на соревнования» по цене, вызывающей нервные смешки даже у видавших разные ценники сочинцев. Четырехдневный тур с проживанием в отеле «Жемчужина», завтраками и посещением 6 турниров по хоккею (три из которых — 1/4 финала) без переезда(!!!) и трансферов будет стоить 311 тысяч рублей на человека.
   Так что возвращаться нашему городу предстоит из глубокого минуса. Но сдавал курортные позиции не только Сочи, хоть и невелико в этом утешение. По гамбургскому счету, у развития санаторно-курортной отрасли края за последние десять лет итог только один: от 20 млн туристов, принятых Краснодарским краем в 2002 году, к 2012 году остались 11 млн.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT