На этой неделе в Сочи прошел главный смотр достижений санаторно-курортной отрасли страны «Здравница-2013». Программа международного конгресса, который традиционно проводится во время форума курортологов, на этот раз — вполне ожидаемо для олимпийской столицы — была посвящена актуальным задачам и проблемам спортивной реабилитационной медицины. Обсуждались вопросы формирования и поддержания здоровья спортсменов, в том числе детей и подростков, а также задачи и возможности медицинской реабилитации и восстановительного лечения. Традиционно на «Здравницу» съехались и производители «товаров для здоровья», прежде всего медицинского оборудования — специализированная выставка «Природные лечебные факторы, методы лечения, реабилитации и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях» заняла все фойе Зимнего театра.
Наша фора
«Наш город обладает крупнейшими рекреационными ресурсами с поистине уникальными природно-лечебными факторами, которые осваиваются санаториями многие десятилетия. У нас накоплен огромный опыт в методах организации, практике и технологиях курортной, восстановительной и спортивной медицины, медицинской реабилитации», — подчеркнул сопредседатель форума А. Пахомов.
Но реальность такова, что за время подготовки к Играм город стал прочно ассоциироваться именно с Олимпиадой, а отнюдь не с санаторно-курортным лечением. Более того, последние шесть лет слово «курорт» в городе если и употребляется, то скорее в связке со словосочетанием «горноклиматический».
Безусловно, три заработавших огромных горнолыжных центра с современной инфраструктурой и прекрасными гостиницами — это прорыв. Да и роль предолимпийских преобразований в самом городе, порой столь раздражающих на этапе активной реализации, нам еще предстоит оценить. Именно то, что построено и перестроено к Играм, может стать основой для того, чтобы городу-курорту Сочи вернулась слава главного федерального морского, горноклиматического и бальнеологического курорта.
Сейчас город все еще сидит на строительной финансовой игле: главный поток средств в бюджет Сочи идет из компаний, занимающихся строительством, а также в виде субвенций на олимпийское строительство и субсидий на него же. До Игр осталось чуть больше полугода, и бюджет Сочи на 2015 год по прогнозному плану будет уже почти на треть скромнее нынешнего. Конечно, и обязательств будет значительно меньше, но то, что городу придется возвращаться к истокам, прежде всего целебным, очевидно.
Стратегия развития Сочи как курорта была разработана еще до олимпийской гонки. И надо отметить, что она предполагала масштабные изменения в городе, порой превосходящие олимпийские запросы.
Например, требование Олимпийского комитета — 50 тысяч мест для размещения. Стратегия развития туристско-рекреационного потенциала диктовала: нам требуется 80 тысяч койко-мест для отдыхающих. Впрочем, Игры уже сегодня курорту помогли: краснополянские горнолыжные курорты способны принять порядка 600 тысяч туристов за довольно короткий сезон. Эти курортники ценны именно своей «зимней» активностью, когда на побережье все довольно мертво.
Перевод экономики на санаторно-курортные рельсы стратегия обосновывала просто: имеющийся потенциал бальнеологической базы Сочи очень высок и мало уступает знаменитым Кавминводам, при этом ресурсы ее используются менее чем на 20 %. Но если Пятигорску, Железноводску и прочим собратьям по санаторному лечению еще предстоит решать проблемы чисто коммунальные, то Сочи, с его обновленными дорогами и инженерными системами, имеет чисто материальную фору перед лечебными курортами.
Кстати, еще Генплан 1967 года принимался с дальним прицелом. Цель была поставлена грандиозная: к началу 90-х «коечную емкость» довести до 200 тысяч. Риторика «сделать курорт круглогодичным, шире использовать природный потенциал» с тех пор почти не поменялась, а рекорд 80-х — 5 млн отдыхающих в год — так и не был побит. По ныне действующей стратегии развития Сочи, подкорректированной в 2009 году, надо довести среднегодовую загрузку до 70 процентов.
Каким быть?
Но сама курортология на месте не стоит. И на олимпийские задачи откликается оперативно. «Парадоксом организации медицинского обеспечения спортсменов на сегодняшний день является сформировавшийся перекос в сторону преимущественного применения медикаментозных методов повышения уровня адаптационных возможностей организма, которые в соответствии с присущим им механизмом воздействия могут обеспечить лишь временный эффект, но при этом вносят существенный диссонанс в сферу системной регуляции гомеостаза и обменно-метаболические процессы, — оценивает ситуацию профессор кафедры восстановительной медицины, мануальной терапии, физиотерапии, ЛФК и спортивной медицины Кубанского медицинского университета, известный в городе врач К. Гордон. — В то же время внимания природным лечебным физическим факторам уделяется крайне мало. Основной сферой их применения является медицинская реабилитация больных с травмами опорно-двигательного аппарата. Внедрение лечебно-профилактических методик комплексного восстановительного лечения или медико-психологической реабилитации, обладающих системным воздействием на организм, происходит крайне медленно, и лечебно-рекреационный потенциал горноклиматического курорта Сочи при этом практически не используется. Мы уперлись в пляжный курорт и уже забыли, что в начале прошлого века не было пляжного курорта Сочи, был курорт Сочи-Мацеста».
Разрабатываются новые методики лечения целого ряда заболеваний, реабилитации, но даже санатории, позиционирующие себя как спа, не пользуются ими. Многие(!) отказываются даже от классических для нашего курорта мацестинских процедур: пробки, отдыхающие недовольны и не желают ехать «на ванны». Про лечебные грязи Сочи помнят только профессионалы, так что подчас санатории предлагают, не мудрствуя лукаво, вполне гостиничные услуги да нехитрый массаж. Местную минералку поставят в мини-бар — и то хорошо. А ведь сочинские минеральные воды, предмет пристального изучения кафедры КубМГУ, могли бы вернуть Сочи славу всероссийской здравницы.
Неожиданное решение вопроса, где внедрять санаторно-курортные методики, предложил главный врач скорой помощи С. Мебония, председатель комитета по здравоохранению Городского Собрания Сочи. По его мнению, после Игр в Сочи останется «избыточный потенциал медицинских учреждений». И местные клиники загрузить, и научную базу курортологии укрепить, и уйти, наконец, от «пляжности» Сочи можно было бы, используя высвобождающиеся базы.
На первый взгляд, эта идея слишком смела. Но она показывает, что есть и понимание важности развития потенциала бальнеологии на курорте, и даже готовность к нестандартным решениям. Так что нынешний форум «Здравница» для нашего города примечателен еще и тем, что курс «на курорт» для олимпийского Сочи не просто выбран, но и взят.
На другом фоне
Немного химии и цифр
Краткий перечень сочинского бальнеологического богатства выглядит так.
Сульфидные воды Сочинского месторождения — один из основных лечебных факторов комплексной курортной терапии. Промышленные запасы — 1442 куб. м/сутки.
Йодобромные воды Кудепстинского месторождения показаны для наружного применения. Запасы — 500 куб. м/сутки.
Гидрокарбонатно-хлоридная натриевая борная лечебно-столовая минеральная вода «Лазаревская» Волконского месторождения показана к внутреннему применению для питьевого лечения. Запасы — 29,5 куб. м/сутки.
Минеральные углекислые воды Чвижепсинского месторождения — питьевые лечебные минеральные гидрокарбонатные натриево-кальциевые и кальциево-натриевые, мышьяковистые, борные, углекислые воды с широким диапазоном биологически активных компонентов. Используются для промышленного розлива по специальным технологиям. Запасы минеральной воды типа «Нарзан» — 147 куб. м/сутки, типа «Боржоми» — 130 куб. м/сутки.
Лечебно-столовая вода «Пластунская» — гидрокарбонатная натриевая с повышенным содержанием биологически активных компонентов — брома, йода, фтора, кремнекислоты. Используется для промышленного розлива. Основное лечебное качество — выведение из организма радионуклидов и солей тяжелых металлов в исключительно короткие сроки. Запасы минеральной воды Пластунского месторождения — 370 куб. м/сутки.
Лечебно-столовая вода «Сочинская» — минеральная хлоридно-гидрокарбонатная натриевая, среднеминерализованная. Запасы минеральной воды «Сочинская» — 10 куб. м/сутки.
Итого — более 15,5 тысячи куб. м/сутки.
Кроме того, Мацестинские источники с высоким содержанием сероводорода, используемые при лечении многих болезней. Запасы составляют 9,7 тыс. куб. м/сутки. Бальнеофизиотерапевтическое объединение «Мацеста» имеет 924 ванны с годовой пропускной способностью около 3 млн водных процедур.
Уровень использования бальнеологического потенциала Сочи — менее 20 %.
Светлана ВОЛОШИНА