1 мая в нашем городе официально стартует курортный сезон-2013. Багаж, с которым Сочи подошел к этому, довольно условному рубежу, во много похож на чемодан без ручки. Городу-курорту надо его тащить, но сил уже нет: над головой нависает огромный рюкзак проблем, которые надо решить к Олимпиаде. «Чувствуете ли вы приближение курортного сезона?» — опросили мы прохожих на улице Горького. Даже те, кто в опросах стараются не участвовать, бормоча что-то типа «на самолет опаздываю», останавливались и, пытаясь избегать непереводимых идиом, старались показать свое отношение к наступающему курортному сезону. Ответы респондентов были сколь эмоциональны, столь и пессимистичны. Главные же проблемы, которые ждут нас летом-2013, оказались не новы и, хоть во многом и сдобрены предстоящей Олимпиадой, отношение к ней имеют достаточно опосредованное.
Ворота курорта
Приезжающие на курорт не первый год утыкаются в труднопроходимую для не знакомых с местной схемой прохода систему заборчиков. Это правило действует и на адлерском, и на центральном вокзалах, и в аэропорту. К этому сезону в центре города к ним прибавились заборы строек из настолько «непримиримо-строительного» металлопрофиля, что каждому приезжающему становится ясно с первых шагов по сочинской земле: Сочи — крупнейшая стройка страны.
Не самый сильный дождь подарит тем, кто прибыл на адлерский вокзал, незабываемые впечатления от заплыва по луже — она практически полностью и очень надежно блокирует выход из вокзала — или преодоления этой преграды при помощи работающих гостей города с тачкой-платформой.
Аэропорт, с таксистами которого боролись и год, и пять лет назад под лозунгом «Нельзя хватать приезжающих за чемоданы на летном поле», в результате проведенной в городе оптимизации маршрутной сети автобусных перевозок остался практически без общественного транспорта. Водители автобусов высаживают людей с чемоданами на дороге со словами: «Да здесь пройти 50 метров». А о проблеме нахождения таксистов на летном поле заместитель главы города С. Юрин поясняет: «Нет ни одного заявления от граждан. А нет заявлений в полицию — нет и мер реагирования».
Списать эти проблемы на временные трудности предолимпийского периода было бы можно. Если бы не их затяжной, системный характер. Открывая ворота курорта, каждый отдыхающий понимает: «Сочи — гостеприимный город» — это слоган такой.
Морские перевозки, о развитии которых столько говорились, сегодня перешли в стадию подписанного Д. Медведевым распоряжения о необходимости перестраивать сочинский морской порт. Историческое здание морского вокзала работы К. Алабяна и Л. Карлика окончательно превращено в магазин со встроенными ресторанами. Но эти планы даже к Играм не обещают сбыться, это отдаленное будущее.
Транспорт
Сочинские пробки настолько стойки, что москвичи относятся к ним с почтением, а жители Краснодара паникуют, ибо в их городе пробка — это движение со скоростью около 15 км в час.
Но и те, и другие, равно как и тысячи людей, приехавших на должности ИТР на олимпийские стройки или «вольными стрелками», поддавшись мифу, что сочинцы работать не умеют и не хотят, в один голос уверяют: «В городе столько делается, столько строится, колоссальное развитие» и проч. Это бы не имело к наступающему сезону никакого отношения, если бы не отрезало от маленького серенького бизнеса квартиросдач огромные пласты. Привлекательность пешеходной доступности к морю — одна из основных ценностей для любого отдыхающего. Но и Корчагинский вполне «сдавался», и Мацеста тоже проблем с отдыхающими не знала, а Голубые Дали были тихой гаванью для толп отдыхающих. Положительная динамика налицо: за последние годы проезд в центр города от КСМ сократился вдвое: с полутора часов до сорока минут. Но отпускников такие перспективы пугают не первый год, и вот, уже с позапрошлого лета наметилась тенденция: если кто и добирается до Сочи, то останавливается, не доезжая до Дагомыса. Отдыхающие, наслушавшись знакомых (сарафанное радио — по-прежнему практически единственный источник информации о том, что Сочи жив как пляжный курорт, а не только как место, где прокладывается лыжня), массово голосуют кошельками за Лазаревский район, почти «советский», но доступный курорт. А в центр можно разок на экскурсию съездить.
Места для чемоданов
Сочинские санатории с советских времен массово сохранили территории-парки, ухоженные пляжи, лечебные процедуры. За сохранение площадей — честь им и хвала: когда в городе такой строительный бум, что о «беспределе» говорится на антитеррористической комиссии края, незастроенные прибрежные площади — настоящее чудо, к прискорбию. Но громкие заявления о приостановлении всего строительства — не самый лучший посыл для выбирающих «куда поехать летом». Раз ругает губернатор, значит, Сочи не самое лучшее место для отдыха кубанцев, дающих самый стойкий ручеек отдыхающих.
Кроме того, добрый десяток из 18 полностью закрывавшихся на предолимпийскую реконструкцию санаториев к сезону не открылся. Планы по санаторию «Орджоникидзе» ясны, но в «Плазу» он тоже превратится не по мановению Хоттабыча, а в будущем отдаленном.
Остается без отдыхающих Адлерский район — мест нет, многие мини-гостиницы сделали ставку не на прием гостей, а на проживание рабочих. В новые прекрасные отели Красной Поляны пляжный курортник тоже вряд ли поедет.
При этом на всех профильных выставках сочинские санатории, гостиницы и мини-гостиницы рапортовали: цены на отдых этим летом остаются на уровне прошлого сезона. А значит, их владельцам придется подпоясаться потуже: цены на коммуналку для юрлиц росли с прошлого года значительно активнее, чем для рядовых потребителей.
Забористое море
Но главный, пока еще остающийся у Лазаревского района козырь — это пляжная доступность. Будем откровенны, в центральной части Сочи остались только Приморская набережная и Ривьера. Остальные тридцати-стометровые кусочки незахваченного пляжа и милостиво приоткрытые калитки санаториев для свободного доступа — нужно знать. Такая же ситуация с пляжами Адлерского и Хостинского районов. Микрорайон Искра лишится диких отдыхающих, так как маршрутные такси туда ходят крайне не часто, близкий к морю район Пирогова-Рахманинова снова остается не у курортных дел — море загорожено охранниками санаториев, вход платный, цены — за гранью добра и зла. Тревожный, хоть и ожидаемый симптом: в этом году перед сезоном никто из ответственных лиц ни разу не сказал, что море надо разгородить, а отдыхающих пустить к воде. Раньше на этом нехитром и не совсем честном посыле выигрывались целые выборы главы города. Мы проиграли бои за пляжи? Держись, Лазаревское! Не дай забыть россиянам, что Сочи — это курорт. Олимпиада пройдет, а кормиться нам исключительно с туристов-россиян. И кормиться не икрой: уже сейчас прогнозный план бюджета города 2015 года скромнее 2013 почти на четверть.
Не наша реклама
А тем временем за дальними заборами, у соседей по туристскому бизнесу, свои ожидания от сезона-2013. Воюющий Египет агрессивно рекламируется как курорт, отели вдоль Красного моря массово демпингуют, а страна, находящаяся (по факту) в состоянии гражданской войны, находит в себе силы дотировать перелеты главных кормильцев. Война войной, а сезон по расписанию. Кстати, вы видели где-нибудь рекламу Сочи к сезону-2013?
Не перестающий воевать Израиль принимает по семь бортов ежедневно только из Шереметьева. Преддефолтная Испания режет цены, как никто в Европе, Хорватия и Монтенегро (Черногория) переживают мелкие стычки с Евросоюзом ради того, чтобы пускать россиян летом без виз, — не мелочь и очень приятно, Тунис заваливает турагентства спецпредложениями.
Турция к сезону особо ярких новинок не приготовила, но спецпредложения по программам раннего бронирования убивают конкурентов: 10 дней на Мраморном море в дабле с завтраком — 15 тысяч рублей с перелетом из Москвы. И это — сезонное предложение, а не попытки подкормить российские курорты в межсезонье жиденьким потоком «Открытого юга».
И все же, самые эмоциональные сентенции редакционного опроса «Ждет ли Сочи гостей?» лежали в области почти психологии. «Посмотрите вокруг, какой сезон? Вы бы сюда поехали? Грязь, понастроено, недостроев сколько, дороги какие!» А один из респондентов, прибывший в Сочи на выставку и одетый по этому поводу при 13 градусах тепла в оптимистичную гавайку и бедж, отметил, что «люди очень злые», а потом весело спросил: «А что у вас со светом творится?»
Со светом, как и с холодной водой, и с горячей, и с газом, у нас все ясно: сетевики исправно, как вести с фронтов, публикуют «графики плановых отключений» и искренне стараются их придерживаться. Но это не сражения за отдыхающего, а залпы в честь Игр. Сезон-2013 сдали без боя?
Светлана ВОЛОШИНА