Анатолий ПАХОМОВ:
«Олимпиада дала возможность вдвое увеличить наш курортный потенциал»
По случаю «Год до Олимпиады в Сочи» праздник был по всей стране: в городах запускались часы обратного отсчета, шли концерты, в ледовом олимпийском дворце, хоть завтра готовом принять Игры-2014, состоялось грандиозное ледовое шоу. Но сочинцы знают как никто другой: и шел Сочи к этой дате не просто, и год нам остался не из легких. Что уже удалось сделать и что еще только предстоит привести в порядок, достроить, доделать — об этом рассказал глава города Анатолий ПАХОМОВ.
— Анатолий Николаевич, до открытия Игр всего год. Многие изменения, которые Олимпиада привнесла в жизнь города, видны невооруженным взглядом. Какие изменения, по-вашему, стали самыми значительными для Сочи?
— Чтобы оценить прогресс, который есть на сегодняшний момент в Сочи, давайте вернемся в недалекий 2007 год. Проблем было накоплено к этому моменту столько, что если бы город стал их решать сам, на это ушло бы минимум 50 лет. Не осталось ни одной отрасли, которой бы не требовалась модернизация. Это и энергетика, и экология, транспортная логистика, благоустройство города. Даже социальной сфере потребовалась фундаментальная реконструкция. Решили бы мы этот вал проблем без Олимпиады? Нет. Только Игры дали нам шанс. Нет изменений важных и не очень. Для меня самое ценное — моральные изменения, которые уже произошли в людях, изменения в ментальности нашего жителя. Все мероприятия, которые проводились за годы подготовки к Олимпиаде, были направлены на развитие олимпийского духа, гостеприимства, любви к спорту. Сама подготовка к Играм изменила, по сути, отношение каждого человека. Он начал думать, что должен знать язык, быть гостеприимным, оказать качественные услуги. Культурная олимпиада позволила всей России показать лучшее, что есть в культуре в Сочи. Это все не прошло незаметно. Это тоже осталось с нами.
Говоря о наследии, необходимо признать, что подготовка к Играм, прежде всего, принесла городу материальное наследие. К материальному относится все, что построено к Играм, все то, что уже сделано, что уже сегодня можно увидеть, оценить.
А предшествовала этому колоссальная работа. Смотрите, всего три с половиной года назад место, где уже готовы ледовые дворцы, было болотом. То, что наши олимпийские объекты строились с чистого листа, представляло определенные трудности. Но это дало нам возможность учесть все те ошибки, которые были допущены при прошлых Играх, и создать такую среду, такую инфраструктуру и логистику, при которых было бы удобно и гостям, и жителям Сочи. И уже сейчас можно с уверенностью сказать: благодаря Играм мы не только получим новую инфраструктуру, мы удвоим свои туристические возможности!
— Конечно, отели к Играм будут запущены в эксплуатацию. Потом, возможно, будут востребованы на гонках «F1». Не будет ли избыточным это увеличение туристской мощности? Не придем ли мы от сезонности к проблеме отелей, пустующих рядом с олимпийскими дворцами от мероприятия к мероприятию?
— Даже в тех олимпийских столицах, где традиционно делался упор на промышленность, после Олимпиад мощно развивался туризм. В нашем городе всегда был один туризм, город этим жил. Сейчас бюджет Сочи зависит от строительства — это факт. Но совсем скоро экономика вернется к тому, что градообразующей отраслью станет именно туризм. Есть очень четкое понимание неизбежности этого перехода. И оно было и в начале олимпийского проекта: нет ни одного объекта, который строился для Игр и не имел бы постолимпийского наследия. Все спортивные объекты изначально проектировались с учетом двойного назначения. Сразу после Игр один из ледовых дворцов станет выставочным центром, там изначально запроектированы залы для конференций, экспозиций, встреч, переговоров. Огромный медиацентр после Олимпийских игр станет торгово-развлекательным центром. Будет «Европарк» уровня Баден-Бадена. Представляете, вчерашнее болото превращается в современный парк развлечений, который впоследствии будет способствовать круглогодичной загрузке гостиниц, построенных рядом. Три ледовых дворца останутся спортивными объектами, в них будут проходить церемонии открытия и закрытия Игр, а в 2018 году — матчи Чемпионата мира по футболу. Вместе с трассой «Формулы-1», которая строится уже сейчас, это все будет работать на то, чтобы приезжали гости, жили в хороших отелях, ходили в хорошие рестораны и были довольны нашим городом.
— То есть от морской тематики на курорте уходим?
— Море — наше всё. Здесь же, рядом с прибрежным Олимпийским кластером, строится прекрасная набережная, берегозащитная. Будет 5 км великолепных пляжных территорий. Все это даст возможность привлечения на курорт большого количества гостей. Я уверен: это точное попадание, мы четко видим будущее территории. Но не забывайте о наших горнолыжных курортах. Все они будут нести и олимпийскую нагрузку — они построены в непосредственной близости от трасс олимпийских соревнований. Но у нас никогда не было горнолыжных курортов. Сегодня они уже есть и предлагают очень благоприятные условия — условия, сопоставимые с лучшими европейскими образцами. Оба кластера соединены удобной совмещенной дорогой. Это сделает Игры самыми удобными и курорт, который останется в наследство после Олимпиады, — поистине уникальным. 50 новых отелей, которые будут работать под маркой и управлением сетевых мировых компаний, для города также очень важны. Они дадут практически половину номерного фонда: было порядка 27 тысяч номеров, а к Играм строится еще 20 тысяч. Многие старые отели получат новое рождение — «Москва», «Жемчужина»…
— «Курортность» провоцирует рассматривать все происходящее через призму «делается для кого-то». Для отдыхающих, для спортсменов, для выставок.
— Для города делается еще больше! Давайте без эмоций, а просто оперируя цифрами и фактами. Построено более 360 км дорог и мостов, уже введены в эксплуатацию 3 многоуровневые развязки, а всего их будет 8, продолжается строительство еще 2 автомагистралей — совмещенной автодороги и следующей очереди Дублера. Проложено почти 200 км железнодорожного полотна, и это позволяет с уверенностью сказать: железнодорожный транспорт в нашем городе будет городским. 22 тоннеля, 480 км газопроводов низкого давления, 151 км газопровода высокого давления проложено по дну моря. Построены сочинская и адлерская электростанции. Построено 550 км высоковольтных линий электропередачи. Мало? Или это тоже «для кого-то»?
— Но есть и пробки, и огромные проблемы с электроэнергией.
— Да, есть. Но невозможно ремонтировать квартиру без неудобств, такого не бывает. Чтобы сегодня решить проблему электроснабжения, построены две электростанции, будет строиться еще одна, проведены высоковольтные линии, сейчас идет реконструкция энергораспределительных сетей города. Возвращаемся к началу разговора, к проблемам, которые мы накопили к2007 году. Распределительная сеть в центре Сочи — 1958-1961 годов постройки. Мы подошли к моменту начала строительства с тем, что необходимо менять более 800 км распредсетей. Меняем! Три сотни рабочих в три смены работают. Или еще кое-кто хотел бы рассказать, что Олимпиада несет экологические проблемы. Да только тем, что заменили очистные сооружения и убрали свалки из города, мы экологическую катастрофу здесь предотвратили. Построены новые очистные в Красной Поляне и Адлере, готовятся к запуску Бзугинские, которые будут принимать стоки Центрального и Хостинского районов. Полностью сооружен заново центральный коллектор, и надо сказать, что инженерных сетей построено более 600 км. Переходим к социальной сфере: построено 4 новые школы, 7 детских садиков, а это существенно, 74 соцобъекта отремонтировано. И здорово, что удалось разными уровнями бюджета обеспечить эти масштабные преобразования инфраструктуры. Но еще важно, что и бизнес подтянулся: построена и реконструирована сфера приема гостей. Олимпиада изменила город, везде идут работы по приведению фасадов, кровель домов к красивому виду. Да, идет это довольно сложно, но 3362 объекта уже сегодня реконструировано. Это, в том числе, и частные объекты. Даже частное жилье тоже приводится к нормальному облику.
— Но в то же время на совещании при президенте Российской Федерации по подготовке к Играм озвучивались и проблемы, говорилось о рисках сорвать сроки, и это говорили первые люди страны.
— Это было рабочее совещание. Действительно озвучивались риски. Но это было обращение к инвесторам: торопитесь. Я как глава города, который видит масштаб и скорость преобразований, строительства, уверен: все будет вовремя, с достойным качеством. Везде, где есть работа, есть риски. А совещание было направлено на то, чтобы их исключить, и они будут исключены.
— Один из самых болезненных вопросов Олимпиады — переселение людей. Работа завершена?
— Как сказал Владимир Владимирович Путин, мы строим большой спортивный праздник для всей страны и нам необходимо, чтобы ни одна сочинская семья не пострадала. Мы стояли на стороне защиты интересов 2,5 тысячи правообладателей, и, естественно, этой работе предшествовали многочисленные встречи: работала мэрия, работал олимпийский департамент Краснодарского края. Я был, пожалуй, на всех этих встречах. И многие сменили гнев на понимание, и нам удалось договориться практически с каждым. Порядка полутора тысяч собственников воспользовались компенсацией, и сейчас остаются 37 семей, которые живут еще в маневренном фонде, но думаю, в ближайшее время вопрос будет закрыт.
— Вы упомянули о возможном строительстве с помощью специалистов Баден-Бадена «Европарка». А на днях подписали договор о побратимстве наших городов. Эти события как-то связаны?
— Не «возможном» строительстве — «Европарк» будет непременно. А переговоры об установлении побратимства с Баден-Баденом шли целых семь лет, впервые высказал это предложение губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в 2001 году. Подписание договора — с немецкой точностью выверенное решение. Вот, «доросли». И перерастем рано или поздно, потенциал у нас есть, возможности — тоже. У нас есть и свои преимущества — пляжи, целебные источники и горнолыжные курорты. И знаете что показательно: обер-бургомистр Баден-Бадена Вольфганг Гестнер признался, что на решение повлияло, прежде всего, теплое человеческое отношение, прием, который оказали сочинцы. Мы уже изменились к Играм, люди, профессионалы одного из лучших курортов мира — видят это. И это очень ценно.
Юлия ЗУЕВА