О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

БОЛЬШЕ, ДОРОЖЕ, БЫСТРЕЕ!

   До начала Олимпиады в Сочи остается ровно 1 год

   По положению дел на 1 января этого года, как было сообщено на госкомиссии по подготовке и проведению Олимпиады в Сочи, на сочинские Игры уже израсходовано 1,136 триллиона рублей. К моменту, когда олимпийский факел пройдет эстафетой Coca-Cola по России, затраты «на Сочи» преодолеют рубеж в 1,5 триллиона рублей. Стоимость олимпийских объектов в среднем выросла с 2007 года от уровня Заявочной книги в 2,68 раза. Например, стадион, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия Игр, подорожал в 3 раза, трасса Адлер-Красная Поляна — в 2,5 раза.

   Довольно внушительная часть этих средств «освоена» под видом затрат на развитие Сочи и инфраструктуры, напрямую с Играми не связанной. На момент старта олимпийской гонки инженерная и транспортная инфраструктура Сочи, созданная еще при СССР, уже была изношенной до дыр. Тот же Водоканал рапортовал о физическом износе сетей на 80 процентов. Так что на строительство непосредственно олимпийских объектов изначально от общего бюджета выделялись скромные 20 процентов. А ведь кроме спортивных сооружений, предстояло строительство более 367 км автомобильных мостов и дорог, протянуть 480 км газопровода, переложить и проложить вторыми путями 201 км железнодорожного полотна, протянуть более 550 км высоковольтных ЛЭП, 690 км инженерных сетей, запустить электростанций общей мощностью в 1,2 ГВт
   И все же очевидно: если бы Игры стартовали буквально на этой неделе, Сочи предстал бы перед глазами гостей Олимпиады в виде довольно «домашнем». Но церемония открытия подождет еще год. В планах администрации города на 2013 год — «накрасить губки», именно этим выражением пользуются и глава Сочи, и председатель Городского Собрания. Действительно, то, что в городе произошло с лета 2007 года, иначе как колоссальными изменениями назвать невозможно. Но если объекты, непосредственно задействованные в соревнованиях, можно не обсуждать — их достроят, сдадут в срок, проведут здесь соревнования и даже наметят дальнейшую постолимпийскую судьбу, то не лишним будет вспомнить, что обещалось сделать к Играм и что реально сотворено. Ведь за действительно глобальными свершениями отвалились огромные куски от первоначальных планов. Причем, куски иной раз и не самые аппетитные.
   Вся программа развития города должна была решить городские проблемы. И эти проблемы были очевидны 5 лет назад, актуальны и сейчас.

   Дорожные проблемы
   Обещание. Пробок не будет.
   Пробки — сочинский бич. Но только с началом масштабного строительства город узнал, что такое настоящая пробка. В деле транспортной разгрузки города уповали на строительство дублера Курортного проспекта и объездной дороги. «Негородская» часть дублера готова, и по ней пущено рабочее движение, обход тоже работает, но город стоит. Конечно, причина не только в том, что обходные пути пока не достроены и развязки еще не заработали в полную силу. Столь критичные сужения и из-за продолжающегося строительства, например, коллекторов (сейчас такой затор успешно тормозит ул. Конституции СССР в районе примыкания к ней ул. Горького).
   А на днях олимпийская транспортная дирекция предупредила: все это были цветочки. Ведь не только городу надо прихорашиваться — в Олимпийские деревни надо везти мебель, олимпийские парки — достраивать и благоустраивать. Представитель Оргкомитета «Сочи 2014» смог назвать лишь одну цифру — 1500 контейнеров. В них будет доставлена техника для СМИ и декорации для церемоний открытия и закрытия Олимпиады. Ну а завозить мебель и оборудование олимпийских объектов в горном кластере начнут за четыре месяца до начала Игр, сооружений в Имеретинке — за два-три месяца.
   — У нас есть 100 млн рублей на проектирование и 100 млн на текущий ремонт. За счет средств на проектирование будет привлечена субсидия Краснодарского края порядка 1,5 млрд рублей, которая пойдет на ремонт 85 внутригородских дорог. Также в этом году мы планируем отремонтировать 41 дорогу за счет средств Олимпстроя, — рассказал и.о. начальника управления автомобильных дорог администрации Артем Федоров.
   К тому же в рамках краевой целевой программы ремонту подлежат все дороги Красной Поляны и те пути, по которым сочинцы и гости города поедут в Олимпийский парк. Вообще же укладывать новый асфальт планируют во всех районах Большого Сочи, но приоритет отдадут тем дорогам, что примыкают к федеральным трассам и находятся в зоне международного гостеприимства.
   Из безусловно положительных приобретений к Играм: после десятилетней консервации достроен аэропорт. Взлетно-посадочная полоса Сочи после реконструкции имеет техническую возможность принимать авиасуда всех типов.
   Морское внутригородское сообщение пыталось встрепенуться, но портопункты (ранее запланированные числом 8) так и остались в виде проектов и синих заборов.
   Имеретинский порт за минувший год принял 2 млн тонн грузов, объемы сопоставимы с новороссийским портом. Меж тем «Росморпорт» до 21 января принимал заявки на открытый конкурс на выполнение работ по капитальному ремонту Северного мола морского порта Сочи. Начальная цена заказа — 100 млн 756 тыс. рублей.
   Личное оценочное мнение. Объездные пути — это прекрасно, и будем надеяться, что если часть грузов пойдет по автомобильным дорогам, то Адлер и Сочи большегрузы объедут. Но то, что сегодня творится в самом городе, — за гранью добра и зла. Чтобы отчитаться о проделанной работе по созданию парковочных мест, пришлось посчитать даже стоянки у супермаркетов. Состояние внутригородских дорог таково, что внедорожники давно перестали раздражать своим видом на городских улицах. На ремонт внутригородских дорог выделено на этот год 2 млрд рублей. Увы, приступить к ремонту дорожного покрытия (хотя бы перекладке асфальта, если уж на капремонт не хватило сил) возможности нет: в Сочи идет массированная перекладка инженерных сетей.
   В деле не самых популярных в приморском городе морских перевозок приятные подвижки: отремонтируют мол — это украсит город. Но почему это делается только сейчас?!

   Энергетика
   Обещание. Напряжение 220 — в каждый дом!
   Необходимо признать: ТЭС введена, построено 11 новых подстанций, ЛЭП протянуты. Другое дело, что за год до Игр город вынужден обращаться в министерство энергетики с просьбой хоть как-то повлиять на сетевую компанию, работающую в Сочи. Сейчас «со всей страны», как прокомментировал на минувшей сессии Городского Собрания председатель А. Луцык, работают 300 специалистов, перекладывают сети.
   Личное оценочное мнение. Если напишем, что проблемы энергетики решаются уверенными темпами, то следующий митинг «Против тьмы» пройдет под окнами редакции. Город живет в перманентном энергетическом ЧП: словосочетание «плановое отключение» уже перестало вызывать у отключающих микрорайонами свет желание хотя бы извиниться. В центре города едва ли не каждый магазин имеет собственный дизель. Порывы кабелей строительной техникой — одна из самых типичных причин, по которой тысячи человек коротают вечер при свечах и с туристическими газовыми горелками. Почему энергетики нашли возможность проводить ремонт только за год до Игр? Почему местные власти стали бить в колокола только сейчас?

   Экология
   Обещание. Свалок не будет.
   Свалки в Сочи закрыты, и этот факт оспорить невозможно. Более того, удалось избежать строительства кладбища «хвостов» отходов в междуречье Буу и Хобзы. Работает мусоросортировочный завод.
   Личное оценочное мнение. Спросите людей, которые жили у свалки в Адлере, рады ли они, что свалку закрыли? Безусловно. А вот САХ рад этому меньше, на что есть экономические причины: переработка мусора значительно дороже его вывоза на полигоны, так что у САХа — дыра в бюджете, а число самостийных свалок по лесочкам превращает окрестности Сочи в мусорную кучу. И все же закрытие и рекультивация свалок — одно из самых значительных достижений к Играм.

   Озеленение
   Обещание. Это будут самые «зеленые» Игры.
   Личное оценочное мнение. Проблемы озеленения в Сочи, вырубки и компенсационных посадок, сделанных для «галочки», наша газета поднимала не раз. Тем громче хочется задать вопрос: «Зачем сажать в январе по Донской пальмы?» Впрочем, стилистически хочется его задать намного грубее.
   Кстати, затраты на природоохранную деятельность в предолимпийском Сочи оценивались в 2,6 млрд рублей.

   Газ
   Обещание. В радиусе 50 км от эпицентра Игр не останется ни одного негазифицированного дома.
   Проложен газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи. Тянется дублирующая нитка газоснабжения в Красную Поляну. От Лазаревского района в ЗСК выбран руководитель газоснабжающей фирмы. Вручая ему удостоверение избранного депутата, глава города отметил, что персона выбрана была не случайно и главные вопросы района, на решение которых рассчитывает муниципалитет от нового депутата, «лежат в трубе».
   Личное оценочное мнение. «Мы можем содействовать жителям в газификации их домов, но в бюджете на эти цели средств нет», — глава города А. Пахомов на сессии Городского Собрания еще раз подтвердил: довели до распределительной подстанции, а там уж, дорогие сочинцы, сами справляйтесь. Справиться могут немногие: цена подключения — десятки тысяч рублей.

   Дома
   Обещание. Отремонтируем многоэтажки.
   Большая часть многоквартирных жилых домов, отнесенных к так называемой зоне международного гостеприимства, отремонтирована.
   Личное оценочное мнение. Город в его многоэтажной части действительно преобразился. Но зачем замену кровли и отделку фасадов, за утепление которых многие сочинцы действительно благодарны, называть капитальным ремонтом? Можно ли считать дома с гнилыми трубами капитально отремонтированными?

   Соцсфера
   Обещание. Жить будет лучше.
   А ведь Сочи действительно есть, что показать в сфере образования-здравоохранения. За последние несколько лет в городе отремонтировано 32 школы, «с нуля» построено 5. Благодаря пристройкам к ныне действующим детским садам, емкость их увеличилась на 1100 мест. Учреждения здравоохранения строятся, ремонтируются и снабжаются оборудованием столь же почетными темпами.
   Личное оценочное мнение. И все же очередь в детские сады в Сочи неприлична. А физическая модернизация здравоохранения напомнила о вечной кадровой проблеме.

   IT
   Обещание. Трудно вспомнить, но еще в 2007 году одним из плюсов Олимпиады, которые должны радовать сочинцев, был… нормальный Интернет!
   Личное оценочное мнение. Сети «ложатся», сети тормозят, не везде устойчивый прием. И до Гонконга, где бесплатный Wi-Fi покрывает 100 процентов острова и материковой части, нам, безусловно, далеко. Но кто б поверил в 2007 в бесплатный Интернет в сочинском автобусе? А он есть.

   P.S.
   Обещание. «На благоустройство города в этом году выделен 1 млрд рублей. Сюда включены работы по озеленению улиц, благоустройству пешеходных зон. Кроме того, в этом году продолжатся реконструкция энергораспределительных сетей и ремонт внутригородских дорог, на который выделено 2 млрд рублей» — глава Сочи А. Пахомов.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT