Ограничение строительства в зонах так называемого «международного гостеприимства» кончилось, так и не успев начаться. Большинство заинтересованных в продолжении строительства на самых видных местах в городе отделались легким испугом. А некоторые даже получили слова благодарности.
Моратория не будет. Всем спасибо
Последний общественный совет по подготовке города к Олимпийским играм был посвящен в основном созданию в городе безбарьерной среды. Но начался с заявления парадоксального, хотя и ожидаемого, и от приведения города в «вид, удобный для всех» достаточно далекого. О. Вронский, заместитель главы города, в том числе курирующий вопросы строительства в Сочи, поблагодарил председателя общественного совета, председателя коллегии ИТАР-ТАСС, члена Совета Федерации, Посла доброй воли ЮНЕСКО, почетного гражданина города Сочи Виталия Никитича Игнатенко за его активную гражданскую позицию: «Если бы не вы, нас бы ждало большое социальное потрясение».
По словам местного чиновника, именно В. Игнатенко — тот локомотив, а местами и ледокол, который протянул в правительство и Государственную Думу мысль о том, что в Сочи надо бы мораторий на строительство того-с… Ну не совсем отменить — все-таки Олимпиада на носу, до нее остался какой-то год. Но сделать так, чтобы его не было.
И вот его нет. Остались сущие формальности.
Пошли по статье. Все вертится вокруг закона
О том, что мораторий наступит 1 января 2013 года, было известно заранее — закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», часто именуемый просто «310-й», был принят Госдумой еще 16 ноября 2007 года, а 5 декабря того же года вступил в силу. В законе много интересного, это тот самый «олимпийский» закон, по которому шло переселение людей, отчуждение земель и прочие, довольно болезненные для многих сочинцев процессы. 310-й закон строг не только с рядовыми. В частности, согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно быть осуществлено уполномоченными федеральными органами в срок не более месяца. Не уложились? Значит, согласовали. Это же закон… 310-й закон очень категоричен. И в необсуждаемой форме его третьей главой предписывается: «В границах зон особой архитектурно-планировочной организации территории на период с 1 января 2013 года по 1 июля 2014 года запрещается строительство объектов капитального строительства и иных объектов, а также реконструкция объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный облик указанных объектов». Казалось бы, апелляции подавать некуда. И все же, даже такой строгий и важный закон — на карте честь государства, как ни банально-помпезно прозвучит — оставил, как оказалось, щель, в которую, как сквозняком, унесло сочинский мораторий.
Форточка для зоны
Разработчики «техническую» роль в реализации закона отвели местным органам самоуправления. Они, эти местные органы, должны были определить и границы зон особой архитектурно-планировочной организации территории, и требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства и иных объектов, расположенных в границах таких зон. Уже 12.12.11 наше Городское Собрание утвердило «зоны международного гостеприимства».
И «уже» — это комплимент скорости, с которой была проделана работа. Дело в том, что именно для определения этих зон в Сочи наконец-то появился генеральный план города. А. Луцык, неоднократно говоря об утвержденном генплане Сочи, напоминал, что над этим главным градостроительным документом города еще работать и работать — масштаб, в котором он выполнен, слишком велик для того, чтобы генплан мог стать реальным рабочим инструментом. На основании генерального плана уже были приняты Правила землепользования и застройки Сочи — документ архиважный, принятие которого хоть ненадолго отсрочило застройку центральной прибрежной части города «элитными» высотками (позвольте уж эпитет «элитный» по отношению к монолитным многоэтажкам брать в кавычки ввиду явного оксюморона). Но как Городское Собрание Сочи, традиционно и объяснимо голосующее за все проекты, вносимые мэрией, приняло границы зон особого архконтроля, так уже в феврале проголосует и за их отмену. Ну не полностью зону отменят, как же без зоны-то. Опять же, закон хоть как-то исполнять надо… Уже проведены обязательные для этой процедуры публичные слушания в Лазаревском, Хостинском и Адлерском районах. Центр согласится с ненужностью «зон международного гостеприимства», как следовало из краткой поздравительной речи О. Вронского, в ближайшее время — во всяком случае, явных сомнений и в принятии ГСС «правильного» решения, и в итогах общественных слушаний у замглавы города не было.
Лучше, чем мечты
Первоначально в особые зоны на карте у главного архитектора было выкрашено более 15800 га территории города. На этих гектарах с боем курантов должна была прекратиться всякая стройка. Но это по-писаному. На деле же, далеко не все планировали убрать башенные краны с площадок. Например, такой видный (с Курортного проспекта) объект как тридцатиэтажный «Актер Гэлакси» срок сдачи в эксплуатацию имеет беззастенчивый IV квартал этого года. Равно как и ЖК «ГРАС-Сити», и множество других. Можно было бы предположить, что все они имели желание к часу «Х» — наступлению моратория — перейти к отделочным работам. Но это предположение не для всех верно. Допустим, строящаяся «Красная площадь» до фасадных работ уже доросла, но вот здание на пересечении Первомайской и Курортного проспекта — только выглянуло из котлована. Это особенно знаковое место: часть первых лиц нашего города ежедневно выезжают на работу в мэрию именно через этот перекресток и не знать о происходящем просто не могут. Меж тем 310-й закон четко говорит: нельзя не только строить, но и вносить изменения в архитектурный облик. Законный посыл: достройте и прикройте строительную срамоту до 1 января 2013 года — очень понятен.
Но уже на пресс-конференции, посвященной итогам 2012 года, мэр города объявляет, что застройщикам надо дать возможность достроить то, что начали. Глава города сообщил, что есть необходимость обращаться к правительству с просьбой отсрочить мораторий (по лингвистической иронии само слово «мораторий» значит «отсрочка»). «Мы должны найти законное решение помочь завершить строительство. Возможно, они получат план консервации объектов. Но это будет не то, что они хотят, а то, что мы им нарисуем», — сказал за несколько дней до введения в городе запрета на строительство А. Пахомов.
Впрочем, если обернуться на совсем недавнюю историю, то придется признать, что с мораториями в Сочи… «не очень». В марте 2009 года тогда еще и.о. мэра А. Пахомов объявил двухмесячный мораторий на выделение земельных участков под жилищное строительство и обвинил чиновников в коррупции: «В Сочи 70-80 % земли выделяется, минуя тендеры, поэтому я объявил двухмесячный мораторий на выделение участков земли под строительство и временный мораторий на выделение участков под многоквартирное строительство», — писала тогда наша газета в репортаже с форума предпринимателей. Результаты того моратория многие сочинцы видят ныне из окон своих квартир. Тогда же был уволен и главный архитектор города.
На этот раз «работа» среди застройщиков была проведена. Например, в районе Цветного бульвара московский инвестор предпочел засыпать котлован, и теперь за синим забором на месте зеленого клочка — грязевое поле. Подвело застройщика чутье, рано кинулся исполнять предписание… А главного архитектора уволили немного загодя.
Строители в заградотрядах
Меж тем ведь уже 16 января в Центральном районе слушались изменения в правила землепользования и застройки. Этих уточнений набралось больше 2 тысяч!!! В зале, обычно довольно пустом во время публичных слушаний, народу было много: пришли застройщики, привели рабочих и ратовали за то, чтобы именно их объекты были вынесены за скобки моратория.
И хотя потом от администрации благодарили за отмену моратория В. Игнатенко, первый хлопок в этом потешном бое раздался именно от застройщиков: 20 строительных компаний написали письмо с просьбой сузить «зону» до полосы вокруг Олимпийского парка в Имеретинке и в краснополянских окрестностях. Ну, или хотя бы перенести начало моратория на ноябрь.
Аргументы они держали наготове жесткие. Застройщики в своем письме указывали: недостроено 180 объектов, включая жилые дома. И якобы от введения моратория пострадают 5,4 тысячи дольщиков, которые с заминкой, вызванной в строительстве необходимостью привести город в божеский вид, могут стать «обманутыми дольщиками». А заодно предъявлялись и рабочие: мол, вот эти 28 тысяч строителей окажутся без работы.
Застройщикам заминка не нужна, как водителю гололедица, и, скорее всего, судьба строителей их волнует в очень небольшой мере — просто принято у нас спекулировать на понятных социальных вопросах. Однако по закону о долевом строительстве, при нарушении сроков сдачи дома, застройщик обязан выплачивать покупателям за каждый день просрочки штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования Центробанка от суммы договора. Сейчас ставка составляет 8,25 %. По некоторым подсчетам, девелоперам, оказавшимся в запретной зоне, придется перечислять дольщикам ежедневно порядка 3 млн рублей.
Пузырь всплыл и лопнул очень вовремя. Хотя доля плутовства в словах письма заложена изначально. Ну, трудно предположить, что для бизнесменов, имеющих обороты миллиардные, мораторий, о котором было объявлено за 5(!) лет до необходимости его ввести, стал такой же неожиданностью, как для коммунальщиков — зима. Более того, по данным одной из сочинских СРО, только 12 из почти восьми десятков организаций, объединенных в этой саморегулируемой строительной организации, на конец прошлого года имели «незавершенные объемы строительства», а остальные были готовы к тому, что грядущий год будут работать на «отделке». Не сразу готовились к резкой отмене моратория и в мэрии (хотя и не очень ясно, на что надеялись): прогнозный план на 2013 год, составленный профильным департаментом администрации Сочи, содержит прямое упоминание о сокращении доходов по статье «строительство» в связи с ограничениями по 310-ФЗ. И это было бы существенное сокращение: объемы жилищного строительства в Сочи за прошлый год своими цифрами вызывают уважение. Объем введенного в эксплуатацию жилья составил 562 тысячи квадратных метров. Это на 20 процентов больше, чем в прошлом, и составляет 14 процентов от всего жилья, принятого в эксплуатацию в крае.
В правительстве, по сообщению наших коллег из ИД «Коммерсант», сперва пытались воззвать к логике. «Закон принимался пять лет назад, этот срок более чем достаточен для завершения всех строек»,- передал через своего представителя вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве РФ подготовку Сочи к Олимпиаде. Его реакция на то, что в Сочи уже и прошли публичные слушания по сокращению зоны действия моратория, пока неизвестна. Сделать хорошее лицо при проигрыше раунда борьбы за прием Игр 2014 года в нормальном городе, где над тротуарами и дорогами не нависают стрелы кранов, а новый асфальт не бьется большегрузной строительной техникой, в Сочи даже не пытаются. Похоже, из эмоций преобладает искренняя радость от того, что стройка продолжается, и мораторий цел, и все сыты.
Светлана ВОЛОШИНА