Сочи удивительно богат памятниками — историческими, природными, археологическими… И со многими из них связаны покрытые тайной истории, легенды, судьбы людей, которые жили когда-то на этой земле. У каждой медали, как известно, есть другая сторона. И далеко не всегда то, что написано на памятнике, отвечает тому, что под ним. Так что же «хранится» под камнем сим?
Богиня легутаев, или Где ты, птица Бытха?
Жил на территории Сочи в свое время красивый, богатый и воинственный народ — убыхи. Даже женщины их умели скакать на коне и рубить шашками не хуже мужчин. Одевалась убыхская знать в красивые и дорогие одежды, а оружие украшали серебром и драгоценными камнями. Одно из убыхских сообществ легутай проживало в районе Бытхи, ее тогда называли «священной горой».
По легендам, на вершине этой горы была поляна, на которой росли семь дубов. Из-под земли пробивался здесь родничок с кристально чистой водой. И здесь же, в одной из пещер находилась мифическая птица — богиня легутаев Бытха. Скульптура ее была высечена из камня, когти и клюв изготовлены из серебра, а золотые пластинки изображали глаза.
«Кстати, в свидетельствах путешественников тех времен также упоминается убыхская птицеголовая богиня Бытха, — говорит заместитель директора музея истории города-курорта Сочи по научной работе Алла Гусева. — Согласно этим свидетельствам, в недрах горы Бытха есть пещера, в которой находилось святилище этой богини».
С июля по октябрь, когда на побережье свирепствовала малярия, легутаи уходили в горы на альпийские луга, туда же перегоняли и стада животных. По легендам, богиня Бытха тоже в это время улетала в горы. Улетала она или нет — неизвестно. А в то, что легутаи увозили драгоценную скульптуру с собой, очень даже верится.
Сегодня Бытха — спальный микрорайон плотной жилой застройки. Активно осваивается даже западный склон горы. Дома стоят как богатыри в строю, один к одному. Под каким же из них скрывается в пещере удивительная скульптурная птица — богиня легутаев. Ведь ее до сих пор не нашли.
Жертвенный камень, или Эхо мегалитического времени
История этого памятника дольменной культуры относится к мегалитическому времени. Об этом много лет назад с восхищением настоящего исследователя-краеведа рассказывал мне известный ученый, доктор исторических наук Юрий Воронов.
«Представляешь, — говорил он, — этот жертвенный камень, известный у местного населения как «черкесский», можно назвать «братом» дольменов. Разница в том, что дольмены — это гробницы, а вот такие камни с высеченными на них ямками, кругами, лунками имели ритуальное значение. Такие памятники — одни из старейших на Земле».
Подтверждает этот факт и то, что перед жертвенником, с двумя высеченными в нем сиденьями по краям, имеется вымостка из плоских камней, где длительное время разводили огонь.
Кстати, выражение «под камнем сим…» имеет к «черкесскому», не исключено, самое прямое отношение. Вспомним, в дольменах (только в районе Красной Поляны ученые в свое время зарегистрировали около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц) и вокруг них были найдены различные украшения, бусы, подвески, разнообразная керамика, бронзовые изделия… А ведь «черкесский» камень, как утверждают ученые, «брат» дольменам, во всяком случае, мегалитическому времени.
Ксенотаф Чарской, или Трагедия семьи и даже поколения
Эта могила с небольшим памятником появилась на старом Адлерском кладбище пятьдесят лет назад. Невероятно, но в том же 1937 году такая же могила появилась и на Смоленском кладбище Ленинграда. В Адлере сочинцы попрощались с популярной в свое время писательницей Лидией Чарской. На берегах Невы то же самое сделали ленинградцы. Вот так и появился ксенотаф Чарской, то есть памятник, под которым, вопреки всеобщему мнению, никто не захоронен. Как же такое могло случиться? И где все-таки ксенотаф, а где настоящая могила писательницы? Вопрос отнюдь не риторический, тем более что судьба ее была трагической и запутанной, как лабиринт Минотавра.
Родилась Лидия Чарская в Царском Селе (по другим источникам — на Кавказе). Неизвестна и точная дата ее рождения — предположительно, 19 января 1878 года. Мать, о которой вообще ничего не известно, умерла при родах. Отец — военный инженер полковник Алексей Воронов — женился повторно. Поэтому дочь воспитывалась сестрами покойной матери.
Семь лет в Павловском женском институте Петербурга (с 8 до 15 лет) дали ей тот фактический материал, на основе которого и написала она свои многочисленные книги. В 18 лет она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим: тот уехал в Сибирь на новое место службы, оставив жену с новорожденным сыном.
Окончив драматические курсы при Императорском театральном училище, Чарская 26 лет проработала в Петербургском Александринском Императорском театре, но исполняла лишь эпизодические роли. А потому и зарабатывала мало. Чтобы хоть как-то прокормить себя и сына Юрия, в 1901 году она начала писать. И уже первая повесть «Записки маленькой гимназистки» принесла ей необычайный успех. А псевдоним себе взяла Чарская — от слова «чары», «очарование».
С тех пор она и стала поистине «властительницей дум» российских детей. Уже спустя десять лет, в 1911 году, комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста «читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %)». По словам Федора Сологуба, «…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряженности и пылкости, как Чарской». Была даже утверждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской.
Но была и другая, противоположная точка зрения. Корней Чуковский, иронизируя над «безграмотным» языком ее книг, примитивными сюжетами и излишне экзальтированными персонажами, писал: «Я увидел, что истерика у Чарской ежедневная, регулярная. Не истерика, а, скорее, гимнастика. Судорога — ее ремесло, надрыв — ее профессия…» «Не понимаю, как могли издавать сочинения Чарской» — такой была позиция М. Андреевой, жены М. Горького.
Надо ли удивляться, что после Октябрьской революции Чарскую практически перестали печатать. Жила она на скудную актерскую пенсию. С трудом издала под псевдонимом «Н. Иванова» четыре маленькие книжки для детей. А те ее по-прежнему любили. По воспоминаниям сочинских старожилов, соседские ребята приносили ей продукты и даже деньги, а та взамен давала им почитать свои рукописи.
Всего за 20 лет творчества из-под пера Чарской вышло около 80 произведений. В наше время к ее творчеству издательства снова стали возвращаться. Однако названия многих книг «по закону рынка» изменены. Так, «Лесовичка» превратилась в «Тайны старого леса», а «Записки институтки» стали «Павловскими затворниками».
Неизвестна и судьба сына писательницы. По одним источникам, он погиб во время Гражданской войны, по другим данным — остался жив и в тридцатые годы служил на Дальнем Востоке.
Неизвестно по сей день и то, где на самом деле похоронена Чарская. Вот такая трагически беспощадная судьба постигла эту семью.
«Непоранимый» декабрист, или Под обломками самовластья
«Быть подстреленным в какой-нибудь дрянной перестрелке в забытом углу леса… Лестная перспектива!» Это слова из письма, написанного в Сухуми буквально за несколько дней до гибели ссыльным декабристом Александром Бестужевым-Марлинским. Именно в те дни он жаловался друзьям на какие-то темные предчувствия и сомнения (как он сам выражался) в своей «непоранимости».
В составе Грузинского гренадерского полка ссыльный поэт и писатель декабрист А. Бестужев-Марлинский вместе с первой волной десанта 7 июня 1837 года высадился на берег Адлера с борта фрегата «Анна». Не может не обратить на себя внимания его особая предусмотрительность: именно перед этой атакой он пишет завещание и подчеркивает в нем, что составляет его именно на случай гибели в бою. А ведь в сражениях он до этого-то принял участие изрядно.
Точные сведения о кончине Бестужева отсутствуют. О смерти его существует несколько версий. По одной из них, он вызвался идти в передней цепи атакующих и был ранен двумя пулями в грудь. По другой — горцы зарубили его шашками. Странно другое: все попытки на другой день отыскать тело Бестужева ни к чему не привели. Один из его сослуживцев писал впоследствии, что у одного из убитых горцев был обнаружен пистолет Бестужева, а позднее кто-то принес в Навагинское укрепление принадлежавшее ему кольцо. Когда-то оно было найдено на Куликовом поле и было ему очень дорого.
…В Адлере есть Бестужевский парк, посетители которого сразу идут к невысокому постаменту. На нем установлена четырехгранная пирамида неправильной формы из розового туфа. На одной ее стороне — бронзовый барельеф декабриста, ниже — перо, раскрытая книга, лежащие на оковах, и металлическая доска с надписью: «И на обломках самовластья напишут наши имена». А.С. Пушкин».
Большинство гостей парка, зная, чьим именем он назван, уверены, что именно здесь, под постаментом, и покоится прах поэта-декабриста. Увы. Это не так. Где его могила, не знает никто.
Владимир ЦЕКВАВА