Стройками сегодня в Сочи никого не удивишь и жалобами людей, вынужденных покидать родной дом из-за того, что на этом месте будет возводиться очередной олимпийский объект, тоже. Но все и всегда должно делаться по закону, тем более, когда дело касается судеб людей. И никакое «олимпийское прикрытие» не может быть тому оправданием. Потому это письмо, пришедшее в нашу редакцию, не могло оставить равнодушным.
История такова. В апреле 1991 года семья Мзоковых переехала в Сочи из Душанбе. Переехала без каких-либо накоплений. И беженцами их не признали, так как официально боевые действия в Таджикистане не велись. По договору дарения им досталась ветхая постройка почти полувекового возраста на улице Фабрициуса. В марте 1993 года определением суда Хостинского района был произведен реальный раздел имущества. Раздел этот в том же году был зарегистрирован в БТИ. Спустя пять лет С.Н. Мзокова, являясь многодетной матерью, на месте принадлежащей ей части ветхого строения построила новый дом и в апреле получила свидетельство о праве собственности на него и земельный участок площадью 1061 кв. метр. В том же году мэрия обратилась в суд о сносе этого дома, однако суд в иске отказал, провел судебно-строительную экспертизу и признал за С.Н. Мзоковой право собственности на него, а БТИ присвоило новому дому литер 3.
Казалось бы, все проблемы кончились. Увы. Оказывается, для семьи Мзоковых, состоящей из 12 человек, они только начинались. «В конце апреля с.г. моей семье стало известно, что наше имущество попадает под строительство олимпийского объекта — автодороги, — рассказывает Евгений Мзоков. — Мы предоставили в краевой департамент по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр все правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на землю и недвижимое имущество. Сотрудники департамента произвели оценку нашего имущества и убытков. В итоге 300 кв. метров жилья и 413 квадратов земельного участка плюс убытки они оценили в… 9 с небольшим миллионов рулей. Это — одна трехкомнатная квартира в нашем районе. Мы ответили, что данная сумма нас не устраивает. Как итог — в начале мая администрация Хостинского района подала в суд иск о признании дома — литер 3 общей площадью 231 кв. м — самовольным строением. Однако Хостинский суд в иске администрации отказал. И что же? Спустя три месяца — 14 августа в нарушение Конституции краевая апелляционная инстанция признала наш дом самостроем и обязала мою семью его снести за наш счет, с мотивировкой, что решение суда от 1999 г. о признании права собственности и свидетельство о госрегистрации не являются подтверждением возникновения права собственности. Суд длился 5 минут, нас даже никто не захотел слушать. Решение апелляционная инстанция на руки нам до сих пор не выдает, тем самым лишая возможности его обжаловать. Уже через шесть дней — 21 августа — Хостинский районный суд исковое заявление департамента об изъятии нашего имущества удовлетворил в основном. Был «учтен» и наш встречный иск, в котором мы просили, в том числе, признать отчет об оценке, проведенной департаментом, недействительным, так как 300 кв. м жилого дома и 413 кв. м земельного участка не могут стоить 9000000 рублей, как и наши убытки не могут быть оценены в 400 тыс. рублей. В противовес мы предоставили свой отчет о независимой оценке, где стоимость нашего недвижимого имущества вместе с убытками определена в размере 30600000 рублей. Суд пошел нам «навстречу» и «удовлетворил» наш иск, начислив нам убыток в… 2 с небольшим миллиона рублей».
А вот дальше начинается самое интересное. Решение суда Мзоковы должны были получить на руки через три дня, то есть 24 августа после 14.00. Но уже на следующий день после суда — 22 августа в 16.00 у ворот их дома столпились приставы — бойцы с оружием и в бронежилетах, представители департамента и застройщика. Рядом стоял специально пригнанный трактор. А на руках у «гостей» был исполнительный лист. На просьбу временно прекратить его исполнение, так как решение суда Мзоковыми еще даже на руки не получено, те ответили отказом и предприняли попытку штурма. Жильцы злополучного дома были вынуждены перекрыть дорогу, вызвать на помощь соседей, депутатов… Под плач перепуганных детей приставы ушли, пообещав вернуться.
…Все это Мзоковы изложили в письме президенту России В. Путину и передали его через полномочного представителя в ЮФО. Как вы думаете, добьются они справедливости? «Мы прекрасно понимаем, что без подобных изъятий в ходе подготовки к Олимпиаде не обойтись, — пишут они. — Но ведь все нужно делать по закону. Обращаемся в Вам как к гаранту соблюдения Конституции: помогите остановить беспредел чиновников».
Владимир ЦЕКВАВА