Их соискатели встретились в сочи. За минувший год в России было снято более сотни картин. На 18-й сочинский Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» дирекция кинопрограмм фестиваля отобрала всего 14. И все — премьеры. Но если для участников фестиваля «Кинотавр» — прежде всего рабочий форум, пусть и сопряженный с недельным туром на лучший курорт страны, то для сочинцев и гостей курорта «Кинотавр» уже 18 лет — это «звездная дорожка» открытия, «парад победы» закрытия и полюбившаяся программа «Кино на площади».
На площади каждый кинопоказ обречен на успех: на огромном экране — панорама российского проката 2007 года, настоящий зрительский хит-парад. Кто в кинотеатре не увидел триквел «Пираты Карибского моря», тот мог оценить монументальность кинополотна с Джони Дэппом на первом плане в первый же день фестиваля, любителям анимации — сага о пингвинах «Лови момент», криминальные разборки — в «Одной любви на миллион», и Гоша Куценко в «Любовь-морковь», Гоша Куценко в «Параграф 78», Гоша Куценко везде… Его узнаваемый образ можно смело считать лицом «Кинотавра-18»: он не только в фильмах дополнительных программ, но и на сцене Зимнего театра.
На этот раз вела церемонию открытия пара — Гоша Куценко и Игорь Золотовицкий. На их фоне стало особенно ясно: китчеватая помпезность, которой грешили церемонии «Кинотавра» со времен его счастливого (прежде всего для Сочи) рождения, уходит в прошлое вместе с галстуками, которых на ведущих не было. Зато появляются особые прелести подлинного шика: сочинский симфонический оркестр под управлением А. Лебедева, живое музыкальное оформление от группы «Татьяны», прекрасный звук Зимнего театра, лаконичное решение декораций в стиле «здравствуй, девушка с веслом» и четкость, за которой явно стоят профессионализм и работа. «Этот форум не рассуждение о возрождении российского кино, а своеобразная спортивная площадка, где идет просмотр, кто как и зачем «тренируется», — эти слова из сценария (реплика Г. Куценко), возможно, самое емкое определение происходящего.
Правда, отсутствие помпы несколько смяло церемонию прохождения по солнечной дорожке «Кинотавра». А ведь ее так ждали сотни сочинцев, собравшихся перед Зимним. Под светом софитов было видно, что С. Маковецкий в бабочке смотрится звездой первой величины, коей, безусловно, и является, а молодым дарованиям в джинсах до смокингов и славы в российском кино еще расти и расти. Впрочем, «Кинотавр» к дресс-коду всегда относился лояльно. Вот и на этот раз И. Кобзона ничуть не портило сочетание полосатого галстука и клетчатого пиджака, А. Дюжев и в батнике сорвал положенные аплодисменты, Л. Лещенко под дружный визг прошел по дорожке в униформе сочинского отдыхающего — весь в белом. Дамы же блистали и атласом длинных платьев, и стразами на шортах. Не обошлось и без курьеза: актриса Галина Бокашевская потеряла туфельку и пошла по дорожке босиком (на снимке). Ну чем не Золушка! А еще стало заметно, что «Кинотавр» немного ужался в своей «тусовочной» части: гостей и звезд, пущенных на желто-синюю дорожку, было ощутимо меньше, чем в предыдущие годы. Но основная интрига фестиваля — кто на этот раз решением жюри поставит на полку приз? Первая награда, уже по традиции, была вручена на открытии кинофестиваля. За вклад в развитие российского кинематографа приз достался не россиянину. Его увезет с сочинского побережья директор венецианского фестиваля Марко Мюллер, уже 30 лет исследующий такое явление как русское кино. аградой же всем гостям фестиваля стала конкурсная программа. Был зачитан приветственный адрес от В. Путина с пожеланиями получить творческий заряд, а глава Сочи В. Колодяжный напомнил собравшимся о важности в работе фестиваля найти время для красивого загара.
И конечно же, на открытии номинанты посмотрели в глаза вершителям киносудеб во главе с Вадимом Абдрашитовым. В качестве председателя судейской коллегии «Кинотавра» он уже пробовался, в 1992 году был главным арбитром конкурса «Кино для избранных». И дрожь, которую испытывают поднимающиеся на сцену Зимнего победители, ему тоже знакома не понаслышке: в 1998 и 2003 году он сам шел по звездной дорожке за призами самого южного кинофестиваля страны, самого известного и действительно престижного… за пределами МКАД. о конкурсного просмотра фильмов В. Абдрашитов признавался: программа настолько «крепкая», что жюри настроено не только работать, но и получить удовольствие от просмотра хороших картин. Фильмом, который показали на открытии «Кинотавра», стал «Глянец» А. Кончаловского, естественно, с Ю. Высоцкой (cупруга режиссера — С.В.) в главной роли. Несмотря на избитость сюжета «про Золушку» и некоторую перегруженность идеей о том, что вся провинциях жаждет поселиться в Москве, фильм мэтра смотрелся на едином дыхании. На следующий день жюри дегустировало российско-украинский фильм Киры Муратовой «Два в одном» и «Инзеень-малину» Владимира Сивкова из Татарстана. Интересно, как сложится судьба «Груз-200» А. Балабанова после «Кинотавра»? История «обычного советского сумасшедшего» милиционера Журова в полуторачасовой драме, по мнению критиков, испугала прокатчиков.
Впервые сделан акцент на исключительные премьеры. «Никаких предсказаний — все комментарии будут после просмотра!» — убеждали члены жюри собравшихся. Посмотреть фильмы всех программ — и конкурса, и «Летней эйфории», и «Короткого метра», и «50х50» могут все желающие: билеты в кассах Зимнего театра радуют ценами. завершение нельзя не отметить, что звезды, как сговорившись, расточали комплименты нашему городу. В кулуарах это звучало как восторги по поводу обновленного центра Сочи, в фойе Зимнего — как восхищение бережным отношением к сочинским архитектурным изюминкам, а со сцены — как предложение переименовать гостиницу «Жемчужина» в гостиницу «Алмазина» — так ее изменила только-только законченная реконструкция.
Светлана ВОЛОШИНА