Традиционно говорят: реклама — двигатель прогресса. Берусь поспорить с этим утверждением. Все-таки двигатель прогресса — это торговля. Не было бы ее, и реклама была бы не нужна. Не случайно потребительский рынок в налоговых объемах занимает сегодня в Сочи третье место, пропустив вперед лишь строительную и санаторно-курортную отрасли. Но пройдет еще полтора года, и объемы строительства упадут в несколько раз, а потребительский рынок как был, так и останется на первых ролях. О том, что сделано на его «ниве» за последние годы, что делается и чего еще предстоит достичь, мы беседуем с начальником управления потребительского рынка и сферы услуг администрации Сочи Андреем НИКОНЧУКОМ.
— Андрей Юрьевич, давайте для начала акцентируем внимание на налоговых поступлениях от вашей сферы. В каких суммах они выражаются? Какова позиция Сочи в целом по краю?
— В прошлом году в консолидированный бюджет Кубани мы перечислили 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Среди муниципальных образований края уверенно занимаем вслед за Краснодаром второе место. Отрыв от остальных очень и очень большой. Но главное не это. В канун предстоящих крупных международных мероприятий (помимо Олимпиады, это Чемпионат Европы по футболу, Гран-при «Формулы-1» и т.д.) экспертов интересует обеспеченность Сочи квалифицированными торговыми площадями с достаточным количеством посадочных мест.
— Вот об этом поговорим более подробно. Как соотносятся в данном случае качество и количество площадей?
— Как бы мы ни хотели, нельзя обеспечить надлежащее качество продуктов питания на минимальных или не предусмотренных для этого торговых площадях. Это беда Сочи, у нас ведь сначала ведется строительство жилых комплексов, а потом в них возникают объекты торговли. И мы всем скопом начинаем ломать голову, как бы их модернизировать? Да не надо их было там вообще открывать! Ведь каждый объект — это целая инфраструктура. Поэтому вопрос заключается именно в создании квалифицированных торговых площадей. Не случайно нам всем нравится ходить в гипер- и супермаркеты, где не только образованы качественные торговые площади, но и есть объекты общепита и зоны отдыха (в том числе и для детей). И вообще, попав в такой «маркет», вы сможете купить все, что угодно, начиная от продуктов и кончая промтоварами.
— Давайте попробуем проанализировать ситуацию со структурой розничной торговли в городе и нехваткой квалифицированных торговых площадей. Ведь, на первый взгляд, курорт переполнен магазинами. А на самом деле?
— Рассмотрим изменение положения в течение, например, последних трех лет. В 2009 году у нас было 1433 стационарных магазина общей торговой площадью 95017 квадратных метров. Из них продовольственных магазинов — 654 (общая площадь 38680,4 кв. м), непродовольственных — 799 (56336,41 кв. м). При этом обеспеченность стационарными торговыми площадями на 1000 жителей составляла 231 кв. м при норме 280. Следовательно, на тот период нехватка торговых площадей в Сочи, с учетом ежегодного притока отдыхающих, составляла144,6 тыс. кв. м, в том числе непродовольственных магазинов — 80 тыс. кв. м и продовольственных — 646 тыс. кв. м.
Однако за последние три года структура розничной торговли в городе значительно изменилась. На потребительский рынок стали выходить крупные торговые сети. Среди самых динамичных — предприятия торговли «средний класс» — «Магнит», «Кайрос», «Перекресток», «Карусель»… К примеру, в 2009 году сеть магазинов «Магнит» состояла из 38 объектов, в 2010 — из 43, в 2011 — из 49. А на начало нынешнего года — уже из 55 объектов.
Строительство крупных гипермаркетов благоприятно сказалось на развитии розничной торговли с применением терминалов авторизации, что значительно расширило возможности гостей и жителей города по оплате товаров и услуг с помощью банковских карт.
— Да, ситуация коренным образом изменилась. Но до конца ли решена проблема?
— Разумеется, пока нет. Но, как вы видите, активно решается. На начало этого года общая площадь стационарных магазинов продовольственных, промышленных и смешанных групп товаров составила 2221700,9 кв. м, а обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей — 530,4 кв. м (норматив по краю — 518 кв. м на 1000 человек, с учетом коэффициента региональной коррекции для Сочи 669 кв. м).
В перспективе реализация инвестиционных проектов позволит существенно сократить дефицит торговых площадей, имеющийся на сегодняшний день, и увеличить объемные показатели эффективности торгового сектора экономики. Напомню, что в 2009 году дефицит торговых площадей составлял 270,0 тыс. кв. м. Но уже на следующий год, благодаря реализации инвестиционных проектов, он сократился на 191,8 тыс. кв. м.
Открылись торгово-развлекательный центр ООО «Мика Авто», ТРЦ «Олимп», гипермаркет «Семейный» (ЗАО «Тандер»). Кстати, кроме гипермаркетов, в 2010 году сеть ЗАО «Тандер» увеличилась на пять магазинов «пошаговой доступности» (2250 кв. м торговой площади), а сеть «Кайрос» возросла на 9 магазинов.
Сохранилась эта тенденция и в 2011 году, дефицит торговых площадей сократился до 143,3 тыс. кв. м. Сеть ЗАО «Тандер» увеличилась на 6 магазинов.
— И каковы планы на нынешний год?
— Планируется, что с реализацией инвестиционных проектов дефицит торговых площадей сократится до 10400 кв. м. Завершает строительство торгового комплекса на улице Навагинской ООО «Холдинговая компания «Атриум», там же возводится торгово-развлекательный центр. Готовятся к сдаче многофункциональные торгово-развлекательные центры «МореМолл» (ул. Новая заря, торговая площадь 80000 кв. м) и «Мандарин» (ул. Бестужева, торговая площадь 22400 кв. м). Реконструкция супермаркета «Перекресток» позволила увеличить торговые площади на 1200 кв. м.
И, наконец, в будущем году реализация инвестиционных проектов позволит сократить дефицит торговых площадей уже до 1900 кв. м.
А строительство второй очереди многофункционального торгово-развлекательного центра «Новый Век» (ул. Кирова) дополнительно увеличит торговые площади на 8500 кв. м.
— Поговорим об общественном питании. Как обстоят дела в этой сфере?
— В 2009 году в этой сфере работало 969 объектов, где одновременно могли себе найти место за столом 62409 человек, в том числе летние кафе на 15552 посадочных места. На 1000 сочинцев и гостей курорта их приходилось 78. Вроде бы, более чем достаточно, если учесть норматив — 65 посадочных мест. Но ведь количество еще не значит качество. И это хорошо видно даже сегодня. А тем более, если вспомнить положение в 2009 году. Не случайно независимые эксперты, побывав тогда в Сочи, сделали вывод: современным требованиям отвечают только 30 процентов от общего количества объектов общественного питания.
— И какова ситуация в этом сегменте на сегодняшний день?
— На сегодняшний день на потребительском рынке Сочи функционирует 1126 предприятий общественного питания, из них 58 ресторанов, 540 кафе, 48 баров, 130 закусочных, столовых и т.д. На начало этого года обеспеченность населения города услугами общественного питания, без учета отдыхающих, составила 178 посадочных мест, а с их учетом — 105 (напомню, показатель нормативных требований — 65 посадочных мест на 1000 жителей и отдыхающих). Поэтому основным направлением развития данной сферы является модернизация и реконструкция действующей сети предприятий общественного питания, придание внешней привлекательности объектам, создание условий для организации высококлассного сервиса.
Проведенный анализ потребности в квалифицированных посадочных местах и перспективы увеличения их числа до 2014 года позволил определить дефицит в количестве 19210 мест. Если предположить, что в пиковый поток в зоне международного гостеприимства будет одновременно находиться порядка 35000-500000 человек, можно представить, какая нагрузка ляжет на общепит в олимпийском 2014 году! Во всяком случае, потребность в квалифицированных посадочных местах на этот год определена в 34700. Увеличение их количества должно произойти за счет строительства новых ресторанов и кафе на 3200 посадочных мест, открытия объектов питания в торговых центрах (7600 посадочных мест), в гостиницах (4600 посадочных мест) и в олимпийском секторе (10000 посадочных мест).
— Это реально? Не слишком ли сложная задача?
— Давайте опять вспомним 2009 год. Тогда открылось 10 ресторанов, кафе, фаст-фудов и 6 объектов общественного питания в новых торгово-развлекательных центрах. На 30 объектах была проведена реконструкция с увеличением количества посадочных мест. В целом их число возросло на 16500, а дефицит квалифицированных сократился до 18200.
В следующем, 2010 году открылось 24 ресторана, кафе, фаст-фуда. Три объекта общественного питания появилось в новых торгово-развлекательных центрах, 50 — было реконструировано с увеличением количества посадочных мест. В результате число мест в объектах общественного питания города возросло на 2500, и дефицит их (квалифицированных) сократился до 15700.
В прошлом году открылись: 31 ресторан, кафе, фаст-фуд. 8 объектов общественного питания появилось в новых торгово-развлекательных центрах, на 65-ти была произведена реконструкция с увеличением количества посадочных мест, вследствие чего число их в целом в общепите возросло на 5000, а дефицит квалифицированных сократился до 10700.
На начало нынешнего года в городе открылось 4 новых объекта общественного питания, до конца года планируется открытие еще 39 ресторанов, кафе, фаст-фудов, запланировано проведение реконструкции 206 объектов и открытие 52 предприятий общепита в новых торгово-развлекательных центрах. Увеличение числа посадочных мест составит порядка 5300, что позволит сократить дефицит квалифицированных уже до 5400. Как видите, работа идет нарастающими темпами.
— И что же должен принести нам предолимпийский 2013 год?
— Планируется открытие 15 новых объектов общественного питания на территории города и 59 — в зоне проведения Олимпийских игр. Реконструкция 76 объектов позволит увеличить количество посадочных мест на 3700 и сократит дефицит квалифицированных до 1700.
В 2012-2013 годах новые объекты общественного питания будут открываться по мере реализации инвестиционных проектов — с вводом в эксплуатацию ТЦ «МореМолл» (25 объектов общепита), ТЦ «Мандарин» (25), ИП Торшина (2), ТЦ «Новый Век», вторая очередь (6 объектов общественного питания). Таким образом, к 2014 году количество квалифицированных посадочных мест будет составлять порядка 33000.
— Сколько же надо специалистов для работы в сети общепита олимпийской столицы?
— Обучению или переквалификации подлежат 3538 человек. В прошлом году прошли обучение и повысили квалификацию 129 человек, в нынешнем — запланировано обучение 2487, в 2013 году — 922 человек.
— А внешний вид объектов общепита? Какая работа проводится в этом направлении?
— В 2010 году был сформирован реестр предприятий общественного питания, входящих в зону международного гостеприимства, из 1648 объектов для проведения их модернизации и реконструкции с целью приведения к единому архитектурному облику. В прошлом году 201 объект потребительской сферы был приведен к единому архитектурному облику. В нынешнем году такая работа проводится на 1447 объектах. Сделать предстоит еще очень много. Но, я уверен, мы достойно встретим участников и гостей Олимпиады.
Беседовал Владимир ЦЕКВАВА