Сочинский туристический бизнес ставит своеобразный рекорд. На экскурсионные маршруты нашего города ежедневно выезжает столько гостей курорта, что даже опытные реализаторы экскурсионных билетов удивляются: по популярным маршрутам ежедневно(!) отправляются каждой фирмой по два полных автобуса курортников. Хиты этого сезона — любимый «экологический» маршрут «33 водопада» и вырвавшийся в лидеры с позапрошлого лета «Сочи олимпийский».
«С собой обязательно берите обувь удобную, ветровки — на высоте холодно», — напутствует ошалевших от сочинской прибрежной жары покупателей билетов «на Олимпиаду» реализатор. Тем, кто на водопады, прилагается наставление к удобной обуви брать такую одежду, чтобы при переезде через реку на открытых машинах не жалко забрызгать, и купальные принадлежности.
Если тех, кто поедет к тринадцати водопадам (реально их столько, хотя красоты и интересности маршрута это не умаляет), ждет вечная красота южной природы, то поездка по олимпийским стройкам — это тур скорее для тех, кто ценит быстротечность момента и искренне хочет увидеть, как «все начиналось».
Сочинец в экскурсионном автобусе — либо водитель, либо экскурсовод. Причем из остальных собравшихся «к Олимпиаде» не иссякающий в СМИ информационный поток о Сочи, о преобразованиях города к Играм уже сделал контролеров и инспекторов вместо готовых удивляться и восхищаться первооткрывателей. Так что строгий вопрос, будет ли в автобусе кондиционер, реализатор путевок слышит едва ли не при каждой продаже — отдыхающие к городу требовательны. И наш экскурсионный потенциал не подводит, сегодня практически все фирмы из полутора десятков игроков этого бизнеса имеют свой автопарк, современный и удобный — панорамные стекла, звуковая система, кондиционеры.
…Утренняя компания экскурсантов в ожидании автобуса подчеркнуто вежлива и учтива. До того момента как начинается конкуренция за места у окна. К третьей остановке у очередной точки сбора экскурсантов конфликты начинаются и просто за места.
«Городская» часть экскурсии наполнена фактами и щедро сдобрена легендами. Сквозь фамилии архитекторов прорываются забавные, пусть и небесспорные сообщения. «Под зданиями в центре города — насосы, потому что под городом течет подземная река», «гамбузия съедает до 300 личинок комара в минуту и до сих пор водится в сочинских озерах», «иконы в Художественном музее после реконструкции замироточили», «Магнолия» — место, где полностью представлена турецкая легкая промышленность. А само дерево магнолия — символ города и дерево Дружбы».
Отдыхающие и сами высматривают сочинские «необычности». Огромный баннер над желтым забором «Реконструкция кафе «Сказка» под гостиницу апартаментного типа» вызывает у непривычных к столь «изящным» ходам бюрократической словесности отдыхающих взрыв здорового хохота и щелканья фотоаппаратами.
Первое упоминание на олимпийском маршруте об Играх — на развязке «Стадион». В автобусе не впечатлены, развязка, да и развязка, какой и должна быть. И все же весь час, за который добирается из центра Сочи в Имеретинскую бухту автобус, экскурсовод не замолкает ни на минуту. Вид на будущий адлерский вокзал сегодня — вот что действительно удивляет и заставляет вставать с мест. По сравнению с «историческим» здание выглядит огромным и не по-сочински грандиозным. Как комментирует экскурсовод, «по требованиям МОК, пропускная способность вокзала будет 24 тысячи человек в час». Суммы инвестиций, отскакивающие от зубов профессионала экскурсионного дела, пролетели бы мимо ушей и у этой группы экскурсантов, если бы за сутки до этого в Интернете не смаковалась сравнительная стоимость дороги в Красную Поляну и полета на Марс. Возраст и статус нашего отдыхающего в основном «интернетовский» — этакий срез мидл-класса в одном салоне. Информация о том, что РЖД планирует построить в Сочи порядка 30 станций с целью организации в городе движения железнодорожного транспорта как внутригородского общественного — это действительно неместных, даже тех, кто с пробками столкнулся, не затрагивает.
Хотя месседж им (точнее, будущим туристам) уже послан. «Благодаря новой транспортной логистике, сочинцы и туристы смогут ездить по железной дороге как в Красную Поляну, Олимпийский парк, на российско-абхазскую границу, так в другие районы города — Адлер, Хосту, Кудепсту, Дагомыс, Лоо и Лазаревское. А «совмещенка» позволит комфортно перемещаться туристам из Адлера на горнолыжные курорты Красной Поляны, что даст большую возможность для развития города как международного туристического центра», — неоднократно заявлял глава Сочи А. Пахомов.
И вот, поворот к первому настоящему олимпийскому объекту, как это понимают отдыхающие, — въезд в Олимпийский парк прибрежного кластера. Стройплощадка с футуристическими фигурами будущих спортивных объектов — место показа, но не посещения. Остановки не предусмотрено, автобус наполняется вспышками (фотоаппараты в автоматическом режиме съемки реагируют на тонированные стекла) и сожалениями, что снимки смазываются. Уже действующий морской порт вообще обозначается только в виде фразы «вооон там расположен порт, который после Олимпиады станет самой крупной в России стоянкой яхт».
Почему-то именно стройки в Олимпийском парке совпадают с текстом экскурсии о том, что «все олимпийские объекты возводятся с соблюдением зеленых стандартов». Глядя на совершенно не зеленую стройплощадку, экскурсанты с дальних мест начинают соревноваться в стебе по этому поводу.
Три минуты на проезд олимпийского аппендицита, и движение в Поляну уже по прямой. Заборы вдоль трассы начинают казаться подозрительно знакомыми. Дворы скрываются за двуцветными (снизу под дикий камень, сверху — приглушенный зеленый) заборчиками и воротами из металлических листов. Но нет, это не массовое дежа вю, идет приведение домиков к единому архитектурному облику. На вопрос «За чей счет? Администрация что ли сделала такие заборы?» — заминка и рассказ о том, что до 60-х годов в Сочи их вообще не было, создавались зеленые изгороди. Потом пришла эпоха зеленых заборов, спрятанных в растительность, а сейчас желтые — это стройка, а такие двуцветные — для частных домов. Красоты природы радуют ровно до той поры, пока не открывается вид на застроенную Мзымту. Совместить картинку с тем, что говорит экскурсовод о серенькой речушке, плотненько заставленной техникой и бетонными конструкциями, очень непросто. Ведь рассказывается о судоходности, о том, что Мзымта — главный источник питьевой воды в Адлере, что нрава крутого и т.д.
Первая остановка на маршруте — у источника Чвижепсе. Если вы были там пару лет назад, можете спрятать свои воспоминания в архив. Сейчас объект показа находится в другом месте, переехал вместе с медведиками и ларьком сувениров, обзаведясь павильоном с бюветом. Одну из самых странных достопримечательностей горной части Красной Поляны — санаторий-долгострой без коммуникаций — теперь не показывают, а минералка бежит в бювет по пластиковой трубе. Перенести источник пришлось из-за того, что после череды продаж и переходов от собственника к собственнику долгострой принадлежит теперь управлению делами президента, так что экскурсионные группы там точно не нужны (реакция на это сообщение у экскурсантов самая что ни на есть здоровая). Экскурсоводу необходимо обосновать 80-рублевый проход к бювету. Да, минеральная вода — бесплатно. Но огороженные около дороги 6 соток — де-юре территория национального парка. И на этом основании проход за забор извольте оплатить. Сумма невелика, тем более что отдыхающие едут в Сочи «тратить деньги», но абсолютно неприятна, о ней даже не предупреждают перед экскурсией. С территории нацпарка люди возвращаются нагруженные полторашками мутноватой воды, впечатлениями о довольно оригинальном вкусе и инструкциями по применению и хранению от экскурсовода.
Следующая точка — пасека. Те, кто приезжал сюда на экскурсии 10 и 20 лет назад, знают, что здесь было, есть и будет. Средняя покупка на пасеке — тысяча рублей. Среднее состояние уборных — «ужас». И предупреждение экскурсовода о том, что большегрузы по дороге несутся со скоростью, вполне наплевательской к нарисованному пешеходному переходу, соответствует действительности на все сто. «А говорили же, что здесь австрийцы везде построили велосипедные дорожки», — демонстрирует завидную осведомленность почтенный отец семейства из отдыхающих. «Обещанного три года ждут», — весело и с пониманием отзывается попробовавшая медовухи толпа.
Самое яркое впечатление от предолимпийских мест со стороны экскурсантов — не объемы строительства (в готовом виде оценить их может только профессионал), а… «дом волонтеров». Вообще-то, ожидается строительство 80 высоток для волонтеров и сотрудников правоохранительных органов. Квартиры в них после Игр планируется передать муниципалитету, что, как заявляет администрация Сочи, сильно проредит городскую очередь. Заявляется от 400 до 600 кв. метров жилья, так что резерв грозит быть грандиозным. Но в ожидании гостей курорта дом в Красной Поляне — этакая витрина волонтерства: вот, и разместят хорошо, и соревнования увидят, и… Самое же активное строительство этих домов будет в Раздольном — там расположится 26 домов по 10- 16 этажей, еще полсотни — в Веселом, самой Поляне и Эстосадке. Но это уже сообщение администрации города, а не экскурсовода.
Меж тем автобус движется по местам уникальным — где-то здесь снимается сразу два ремейка фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Точнее, основные съемки в горах Сочи ведет М. Шевчук, снимает фильм «Лучшая девушка Кавказа» по заказу государственной компании «Курорты Северного Кавказа». А фильм М. Воронкова с незамысловатым названием «Кавказская пленница-2» и Анастасией Задорожной в роли спортсменки и красавицы Сочи будет иметь только видовые планы. Тем временем в автобусе решаются жизненные вопросы: кто закажет в кафе (посещение запланировано после канаток, перед отъездом) форель по-царски (залог 500 рублей), а кто — шашлык. Заодно выясняется, есть ли желающие поехать на «невысокий» подъемник «Лауры», который дешевле на 100 рублей. И, как ни странно, это становится решающим фактором — желающих оказалось совсем мало. Так что основная часть экскурсантов высаживается у «Карусели». Тут-то и становится актуально предупреждение на билете о том, что экскурсия состоится при любой погоде, потому как в то время, когда в Сочи все плавится от жары и нещадно палящего солнца, горы — в тучах и срывается дождь. Более того, подъемник «Карусели» время от времени закрывают «по погодным условиям», видимость падает метров до тридцати. Тех, кто поехал на «Лауру» в гондольном подъемнике, поднимают на одну очередь, а потом катают на открытой, очень медленной, но явно «европейской» канатке. «Карусель» пока открытых подъемников не имеет. Здесь, на высоте за 1000 метров становится очевидно: Сочи экскурсионный и Сочи, готовящийся к Играм, — параллельные вселенные.
…Город встречает экскурсию маленьким затором. «А вот в прошлом году мы здесь вставали в трехчасовую пробку!» — говорит экскурсовод и по подтверждающему гулу выясняется, что большинство — ну половина как минимум — экскурсантов в Красную Поляну уже ездили, а некоторые — и не однажды. «Понравилось в олимпийских местах?» — «Очень», — отзывается автобус благодарными аплодисментами. Еще одну ежедневную проверку — самую строгую проверку гостями — Сочи выдержал.
Светлана ВОЛОШИНА