О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Легко ли быть немолодым?

   Пару раз в год все СМИ наполняются сюжетами о пожилых людях, все официальные лица рассказывают о заботе, которую необходимо проявлять к пенсионерам и тем более ветеранам. И каждый раз призывы к уважению, заботе о старшем поколении, акции, приуроченные ко Дню Победы и Дню пожилого человека, отдают если не фальшью, то уж точно неестественностью. Потому что навыка говорить о людях в возрасте у нас нет. Мы даже не знаем, как их называть: «стариками» — уничижительно, «людьми старшего возраста» — официозно и пафосно. Два раза в год их чествуем, а все остальное время — молчим. Почему? Быть может, боимся? Боимся признать себе, что быть пенсионером в Сочи — как минимум нелегко?

   Для меня главным маркером того, что пенсионеры в Сочи не живут полной жизнью, а вынуждены бороться за саму возможность не скатываться в нужду, является не их преимущественное представительство на ярмарках-привозах, где можно подешевле купить продукты, причем не деликатесы, а повседневные картошку-морковку. Хотя и это, безусловно, показатель уровня жизни. Для меня основной признак ненормальности пенсионной жизни в Сочи — отсутствие в нашем городе пласта «театральных старушек» этакого питерского типа, с горжетками и кружевными перчатками. У нас и молодежь-то порой вынуждена отказывать себе в удовольствии сходить на гастрольный спектакль с известными именами на афише сколь-нибудь солидного театра — дорого. Для большинства сочинских пенсионеров поход на пятничный концерт классической музыки с билетами от 200 рублей — уже вне зоны доступа. И речь не о крайних случаях, когда пенсионеров обманывают собственные дети, оставляя без жилья на старости лет, когда накопления выманивают мошенники. Речь о массовом явлении.
   Величина пенсий, точнее, их мизерность — проблема общероссийская. Регулярное их увеличение, кстати, более систематическое, чем повышение зарплат во многих сферах, будем откровенны, за инфляцией не поспевает. Повышение то на 3, то на 4,5 процента базовых ставок дает работу сотням экономистов Пенсионного фонда России и не дает шанса пенсионерам выйти на уровень достойной старости.
   Немецкая пенсионерка, завершив свой трудовой путь, надевает на шею фотоаппарат и в шортах отправляется смотреть мир. Японец, фанатично отработавший на одном предприятии все трудовые годы, пакует чемоданы и летит в Бразилию, где и показывает рекорды продолжительности жизни японской нации. А наша соотечественница тех же лет в большинстве случаев отправляется в тур по разным инстанциям оформлять максимальное число субсидий, компенсаций, инвалидность, материальную помощь и льготный проездной, чтобы по всем этим кабинетам успеть и не разориться на маршрутном такси. И делает она это не от жадности, а от того, что иначе коммунальные платежи и хлеб с молоком станут единственными статьями ее расходов.
   Посещения пенсионного фонда также становятся регулярными в жизни пенсионеров: официальные источники два раза в год (минимум) проводят медиа-атаку, показывая, что пенсии растут. Получая деньги, пенсионеры подсчитывают и нередко понимают: объявленного повышения не случилось. Идут в пенсионный, где им объясняют, что повышалась не вся пенсия, а только ее часть… Беспомощность — вот что чувствуют в такие моменты наши пенсионеры. Примерно такое же (хотя и в десятки раз менее острое) чувство вызывал хоть раз в каждом из нас охранник, не пускающий на пляж соседнего санатория. «Я живу рядом» — для него не аргумент ни в ваших устах, ни тем более пенсионера. Вот и в пенсионном один из главных аргументов «Я всю жизнь работал…» оказывается не в счет.
   А вы давно пытались просто подняться по лестнице пенсионного фонда? Попробуйте! И представьте, каково по ней пройтись в возрасте «за …» При этом, хочу отметить, что за последние годы обращение с людьми в Сочинском пенсионном фонде стало намного человечнее, начиная от специалиста, встречающего людей на входе. Но это действительно ситуация, в которой доброе слово на хлеб не намажешь. А ведь у людей старшего поколения, как правило, подрастают любимые внуки, которых хочется баловать или просто взять на выходные и покатать на каруселях в «Ривьере». Но и это бытовое счастье может подорвать личный бюджет на месяц. Сочи — город дорогой, и даже в сезон свежие овощи большая часть наших пенсионеров может позволить себе только с ярмарки-привоза. Добавьте раздражение, которым окатывают обладателя проездного с продуктовыми пакетами водители маршруток, а порой, в час пик, и пассажиры, и поймете: не так уж недорого достаются дешевые огурцы-помидоры.
   Финансовая нестабильность людей старшего поколения в полный голос заявляет о себе в банках. Кто первый приходит оплачивать коммунальные счета? Правильно, пенсионеры. Страх задолжать перед коммунальщиками (а вдруг начислят пеню) выстаивает их в очередь. При этом большинство попыток взять кредит натыкается на требование: к моменту окончания выплат заемщику должно быть не более 60 (55 для женщин) лет.
   Административная позиция в отношении этих людей также жестка и ясна уже по названиям профильных учреждений. Если молодежью занимается управление молодежной политики, которым организуются акции, соревнования, то есть предоставляется возможность проявить активность в коллективе таких же, как ты, людей, то управлений по вопросам политики в отношении людей старшего возраста нет. Профильное ведомство — соцзащита. Так что женщины, поющие по вечерам на скамейках у кинотеатра «Юбилейный», — все еще уникальное явление в городе, и лавочки стали местом их встреч не от хорошей жизни. Чтобы переместиться под крышу в учреждение культуры, одного желания мало, нужен если не продюсер, то хотя бы худрук. А от «Бурановских бабушек» их отличает только отсутствие хоть чьей-то заинтересованности в том, что они и так от души делают. Ведь если за занятия детей доплатят родители, осознающие, что вкладывают в будущее, то кто доплатит за пенсионеров? Хорошо, сейчас в Сочи появились «серебряные волонтеры», не растерять бы опыт их востребованности после Игр.
   Каждый из нас, бог даст, будет пенсионером. Я не призываю заботиться о пенсии сейчас, участвовать в каких-то накопительных программах. Такие решения человек принимает сам. Но каждый может сделать жизнь пенсионеров в Сочи хоть немного приятнее. Как? Позвоните своим «старикам». Позвоните прямо сегодня.

Виктор ТЕПЛЯКОВ, генеральный директор газеты «Наш дом — Сочи», член Общественной палаты,
Teplyakovvictor@gmail.com

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT