Статья «Цена пытки», вышедшая в нашей газете от 5 июля, вызвала буквально шквал обращений в редакцию. Люди рассказывали о неудобствах, которые испытывают при пользовании общественным транспортом, о его состоянии. О культуре вождения и общения с пассажирами со стороны водителей. О том, что маршрутные такси берутся штурмом, а автобусы — неизвестно, придут ли. В общем, делились «своим», требуя продолжения темы. Но в то же время было несколько звонков, сильно выбивавшихся из общего хора. К примеру, позвонила женщина, представилась Анной, и рассказала, что буквально на минувшей неделе водитель сделал замечание двум явно выпившим мужчинам, которые ее оскорбляли, а один из них набросился на водителя. И никто не вступился, все сделали вид, что ничего не происходит. Вызвала статья и реакцию в администрации города, в частности, у руководителя управления транспорта Алексея СМАГЛЮКА, в чьем ведении собственно и находится весь общественный транспорт Сочи. Признавая, что проблемы в отрасли действительно существуют, он показал и другую сторону вопроса.
— Алексей Владимирович, с наступлением курортного сезона, то есть с очевидным увеличением пассажиропотока, претензий к общественному транспорту, прежде всего к водителям, стало ощутимо больше. С водительским «хозяйничаньем» можно бороться?
— За последние два года из сферы общественного транспорта было уволено порядка 200 человек. Такая текучесть кадров объясняется жесткими мерами, которые принимаются при выявлении негативных фактов. И это приносит свои плоды: сейчас случаи, когда кто-то курит за рулем, — явление из ряда вон выходящее! А когда я сюда только пришел работать, курили 90 процентов и плевать хотели на пассажиров. Сейчас же они действительно рискуют работой. Причем работой непростой: вставать в 5 утра, ложиться в 11 вечера, весь день по пробкам, нервы. И все же ситуация уже кардинально поменялась. Когда я пришел, у нас было порядка трех тысяч жалоб в год. Именно жалоб, а не обращений. А сейчас — не более 450.
— Для небольшого города, как Сочи, и это немало, хотя прогресс очевиден.
— Парадокс вот в чем: при проверках подтверждается в лучшем случае 50 процентов фактов. Случается, вызываем водителя на комиссию, набираем номер человека, подавшего сигнал: «У нас водитель, приходите, разберемся». — «Нет, это случилось не со мной, это подруга подруги рассказала». И так 50 процентов отсеиваются! Пятерых за последнее время хотели уволить за курение в салоне. Водитель клянется: «Да я вообще не курю!» Звонишь человеку, который прислал СМС, — «Да я пошутил». Потом оказывается, что этому человеку водитель запретил в салоне пить пиво или семечки щелкать, а в отместку — сообщение, что он хамит пассажирам. Вопиющий случай на Курортном проспекте: водитель вступился за женщину в салоне, к которой цеплялась какая-то подвыпившая молодежь, один из них полез в драку, и никто не помог. А ведь водитель поступил не просто по правилам — порядочно. Вообще-то он должен был везти хулигана в полицию, но пассажиров полный салон, и все хотят быстрее добраться до нужной остановки. Еще случай: приходит водитель с перевязанной головой. Попросил проездной у бабушки, та ответила: «Ты что, по лицу не видишь, что я пожилая?». И по голове палкой.
Далеко не надо ходить — работница транспортной дирекции буквально на днях обратилась: ребенок ездит с проездным билетом, так как из многодетной семьи. А водитель якобы забрал у ребенка удостоверение, льготы не предоставил. Факт вопиющий! Начали разбираться, вызвали водителя. Он приносит то, что изъял, — ксерокопию удостоверения. Мама говорит: «Живую справку» ребенку не дам — потеряет». Но вы же обвинили водителя! А он всего лишь попросил документ, подтверждающий право на льготу. Это нормально! Это законом предусмотрено. А сколько людей сейчас ездит с проездными билетами, вообще не имея права на льготу? Делают поддельные билеты! При этом первое место занимаем в крае по предоставляемым льготам. В Анапе льготных проездных реализовывалось 10.
В Сочи знаете сколько?
— Полагаю, около тысячи-полутора?
— 12 тысяч! Перевозчики, прямо скажем, в шоке. Что определяет льгота? 40 поездок в общественном транспорте. Когда мы начали эту работу по льготным проездным документам, выдали льготникам по 40 билетов на поездки. Через неделю(!) люди стали обращаться: кончились билеты, вы не имеете права ограничивать льготу. В законе написано «предоставить льготу», а как вы будете отсекать эти 40 поездок — ваши проблемы. Пробел в законодательстве. При этом в краевом законодательстве эти поездки предусмотрено компенсировать из расчета по 9 рублей, а Сочи — единственный город в крае, где на коммерческих рейсах действительны льготные проездные.
— Почему по 9? У нас проезда дешевле 12 нет, а в основном 15.
— Среднекраевой показатель. Причем водителю за льготы не возмещают в деньгах, а делают скидку на технический осмотр либо другие работы. Водитель прекрасно видит — льготой пользуется и тот, кто права на нее не имеет. К примеру, в Сочи в 2010 году собрались перевозчики и решили: ветеранов Великой Отечественной возить бесплатно. Это был подарок, льгота от наших водителей, от наших автотранспортников. И уже в 2011 году федеральное законодательство приравняло к ветеранам участников боевых действий в Чечне, Афганистане. И эти люди, молодые ребята, также начали требовать бесплатного проезда. Что показательно — никто из людей с увечьями не обратился.
А ведь есть еще пачки билетов с пригородных поездов. А сколько случаев, когда в лицо водителю, который говорит: у вас проездной прошлого месяца — швыряют деньги «да подавись 15 рублями». И эти моменты приводят к тому, что водитель срывается.
— Работа у него не только с машиной, но и с людьми.
— Да. Это сфера услуг, и потребитель всегда прав. Но когда кто-то из блоггеров называет водителя гамадрилом, пусть попробует выйти и поработать. Хотя помните, всего 20 лет назад школьников водили в ПАТП, и когда водитель говорил, сколько у него зарплата (под 500 рублей), все хотели сесть за баранку. Безумные деньги, уважаемая профессия. Эту отрасль на самом деле уничтожали методично, хотя и не целенаправленно. Муниципальный транспорт — всего 20 процентов перевозок. Коммерсанты остались без баз, арендуют клочки. ПАТП-2 отдали за долги, оно сейчас частное, ПАТП-3 разрушено, дагомысское — частное. ПАТП-6 поручением президента (на тот момент Д. Медведева) должны были передать, так мы судились полтора года — там был рейдерский захват. И забрали предприятие с 70-миллионным долгом. То есть, по сути, мы его за эти деньги купили. А ведь было лучшее предприятие России.
— И сейчас ездим на автобусах без кондиционеров.
— Да мы готовы купить суперлюксы. Но кто это оплатит? Простая арифметика: хороший автобус стоит примерно 8 млн рублей, плюс амортизация. 3131 рубль автобус должен привезти в день, чтобы просто окупиться. Еще 2 водителя с зарплатой по 30 тысяч — тоже примерно по 2 тысячи в день только на зарплату. Плюс бензин — пусть 1000 рублей, хотя в реальности с пробками — больше. Делим на тариф — 573 человека должен перевезти. Это нереально.
— Не только Сочи сталкивается с такими проблемами. Общественный транспорт Европы — прекрасный пример, который постоянно приводят.
— Средняя стоимость поездки в Австрии 3 евро. За такие деньги вас по городу будут на руках с кондиционером носить. Когда мы хотим сделать услуги минимальными по цене, качество страдает. За 5 лет у нас было одно повышение — с 14 до 15 рублей. А годовая инфляция — 10 процентов, официальная цифра такова. То есть с 2007 года перевозки должны были поднять хотя бы до 20 рублей.
— Что же не боретесь за окупаемость?
— Понимаете, транспорт по социальной нагрузке сопоставим с образованием, здравоохранением. Возможно, он не должен быть окупаем, но чем лучше будет транспортное сообщение между населенными пунктами, тем лучше связи, тем лучше экономика развивается. Но мы работаем: и автопарк меняется, и водители.
Беседовала Софья ИВАНОВА