16 мая 2007 года на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края депутаты внесли на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект закона, предполагающий усиление роли органов Федеральной службы безопасности в противодействии коррупции. Законодательную инициативу краевых парламентариев комментирует наш депутат в ЗСК Александр ЗВЯГИН.
— Что послужило причиной такого пристального внимания краевого депутатского корпуса к борьбе с коррупцией?
— В последнее время наблюдается рост числа преступлений, носящих коррупционный характер, среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, выборные муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, сотрудников судебных и правоохранительных органов. Рост числа задержанных среди указанной категории лиц и возбужденных уголовных дел по статьям о взяточничестве и злоупотреблении служебными полномочиями свидетельствует о необходимости более серьезного и системного подхода к борьбе с коррупцией.
— Какой структуре сегодня законом даны полномочия по проведению следственных действий в отношении коррупционеров из государственных структур?
— В настоящее время проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, носящих коррупционный характер и совершенных должностными лицами, относится к исключительной компетенции следователей прокуратуры. Следователи же иных силовых структур, выявляя коррупционные проявления, лишены Уголовно-процессуальным кодексом РФ возможности предъявления такого рода обвинений и вынуждены передавать уголовные дела коррупционеров в органы прокуратуры.
В то же время имеющаяся статистика показывает, что, несмотря на значительные усилия органов прокуратуры, недостаток проведения работы по выявлению и борьбе с коррупцией в государственных органах очевиден.
— Существует ли официальная статистика, определяющая необходимость расширения круга следственных подразделений, уполномоченных работать по уголовным делам о коррупции?
— Да, конечно. По официальным данным следственного подразделения Управления ФСБ РФ по Краснодарскому краю, в истекшем 2006 году было передано в прокуратуру по подследственности четыре таких уголовных дела в отношении восьми сотрудников милиции, пограничника, сотрудника таможни и судьи районного суда. Эта цифра была бы во много раз больше, если бы на стадии реализации оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела материалы с так называемыми коррупционными преступлениями (статьи 285, 286, 290, 291 УК РФ) не передавались Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю в другие правоохранительные органы по подследственности.
В течение последних трех лет Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю взяты с поличным при получении взяток (статья 290 УК РФ) 3 сотрудника органов власти и управления, 19 сотрудников милиции, один сотрудник госнаркоконтроля, 2 работника прокуратуры, один судья. В Управление ФСБ России по Краснодарскому краю поступило 17 заявлений граждан о фактах превышения либо злоупотребления должностными полномочиями чиновников и сотрудников правоохранительного блока, которые с учетом компетенции также направлены в прокуратуру.
Так, только по фактам незаконной выдачи иностранцам паспортов РФ в период с 2004 по 2006 год Управлением ФСБ России по Краснодарскому краю передано в прокуратуру по подследственности 19 оперативных материалов (рапорт об обнаружении признаков преступления) по статьям 285 и 286 УК РФ. В процессе расследования возбужденных уголовных дел было доказано 36 эпизодов выдачи паспортов иностранцам на вымышленные установочные данные. В результате к уголовной ответственности привлечен ряд сотрудников паспортно-визовой службы управления внутренних дел г. Горячий Ключ.
— Вы считаете, что передача уголовных материалов этого рода по подследственности все же не обеспечивает необходимых результатов?
— Да, я считаю, что передача материалов по подследственности далеко не всегда имеет положительные конечные результаты. В качестве примеров можно привести задержания в 2005 году ряда госчиновников краевых и федеральных органов власти и управления: в сентябре — главы администрации одного из районов Краснодарского края при получении взятки в размере 70 тысяч долларов США за предоставление подряда на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации; в ноябре — чиновника федерального уровня при получении взятки в размере 50 тысяч долларов США.
Необходимо отметить, что во всех случаях на следствие оказывалось активное воздействие со стороны их так называемых «покровителей», в результате чего уголовные дела фактически развалились — первый был оправдан судом присяжных, а избранные меры наказания второму оказались существенно занижены (штраф составил всего 500 тысяч рублей).
Следует отметить, что аналогичная ситуация складывается и в других субъектах Российской Федерации.
— Как проходило обсуждение этой законодательной инициативы на сессии ЗСК?
— Мы осознанно приняли единственно правильное на данном этапе развития российской государственности решение и предложили Государственной Думе РФ внести соответствующие изменения в статью 151 УПК РФ и статью 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и закрепить возможность органов Федеральной службы безопасности в целях борьбы с коррупцией проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 285, 286, 290, 291 (дача взятки) УК РФ и совершенных лицами, указанными в подпункте «в» пункта 1 части 2 статьи 151 и части 1 статьи 447 УПК РФ.
Беседовал Сергей ПОГОДИН