Известная театральная фраза, содержащаяся в этом заголовке, в данном случае не несет даже тени иронии. В ней — констатация факта, абрис сложившейся ситуации и поиск путей решения проблемы. Не случайно так много сложено народом пословиц и поговорок на эту тему: «Хлеб — всему голова», «Как полопаешь, так и потопаешь» и даже — «На чужой каравай рот не разевай». Вот о решении в Сочи продовольственной программы и поговорим сегодня.
Есть такое понятие — продовольственная безопасность. И она не менее важна, чем государственная, национальная, экономическая… Для Сочи, находящемся в своего рода транспортном тупике, этот вопрос особенно актуален. Судите сами. Стоит произойти серьезному ЧП на трассе Джубга — Сочи или железнодорожной магистрали, и… Много ли доставишь продуктов питания по морю или по воздуху? Тем более что это сообщение напрямую зависит от такого переменчивого фактора, как погода. Вывод? Нужно иметь собственный агропромышленный комплекс, эффективно обеспечивающий продовольственную безопасность курорта. Конечно, только на собственной базе ни один город в мире сегодня не живет (период натурального хозяйства человечество давно прошло), но быть в достаточной мере независим — обязан.
В этой связи повышение уровня работы агропромышленного комплекса, выступающего в роли базиса продовольственной безопасности, необходимо рассматривать одновременно с реформированием его центрального звена — сельского хозяйства. Что же представляет собой аграрный сектор экономики Сочи? Он включает овощеводство, чаеводство, плодоводство, специализированные предприятия по выращиванию форели, мяса птицы, пчеловодство… Казалось бы, наши южные, субтропические условия позволяют хотя бы этой продукцией сполна обеспечить горожан и гостей курорта. Увы. Цифры, мягко говоря, не радуют. «Сочи самообеспечен фруктами на 5,3 процента, овощами — на 25 процентов», — констатирует начальник управления сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации города Алексей Дворницкий. Это ставит город в прямую продовольственную зависимость от внешних поставщиков, а администрации не дает возможности вплотную управлять товарными потоками и активно влиять на ценообразование.
Пройдитесь по нашим рынкам, и вы увидите, какой огромный сегмент их заполнен заморскими (в основном, турецкими) овощами и фруктами, которые продавцы-перекупщики неуклюже стараются выдавать за местные (всем известен уровень насыщенности тех химикатами). Неужели в той же Турции земля щедрее и плодороднее, чем наша?!
Да, во многом смягчает ситуацию работа «привозов», где каждые выходные можно недорого купить овощи, фрукты, мясомолочные продукты, привезенные поставщиками из других районов Кубани. Эту инициативу мэра Сочи Анатолия Пахомова сполна оценили сочинцы. Но ведь и она не панацея.
А ведь опыт снабжения родного города хотя бы овощами и фруктами у нас имеется, и очень неплохой. В 70-е годы прошлого столетия (всего лишь лет сорок назад) объемы собственного производства позволяли полностью обеспечить потребность горожан и гостей курорта, например, в тепличной овощной продукции. Но зададимся вопросом, почему именно тепличной? Откуда возникла такая точка зрения, что одним из основных направлений развития растениеводства в Сочи (в силу природно-климатических условий!) является овощеводство закрытого грунта? В центральной и предгорной зонах Кубани, мол, не так, а у нас — этак. Что, в Сочи холоднее?
Да, в ходе строительства олимпийских объектов город лишился 26 из 35 гектаров овощных теплиц, 15 из которых зимние. Но разве это мешает нам активнее развивать овощеводство открытого грунта? Тем более что в перспективе — строительство трех тепличных комплексов общей площадью 32 гектара, финансирование которого будет производиться из федерального, краевого бюджетов и собственных средств предприятий. Форсировать все эти шаги крайне необходимо хотя бы потому, что для обеспечения минимальной медицинской нормы потребления свежих тепличных овощей сочинцами годовой сбор их должен составлять у нас почти 16,6 тысячи тонн. Фактически же было собрано 1,1 тысячи тонн. Остальное завозилось и завозится из других районов края, страны и из-за рубежа. Можно ли мириться с таким положением дел? Разумеется, нет.
Выход из создавшейся ситуации я вижу в максимальной государственной поддержке аграриев. Например, тех, кто занимается субтропическим плодоводством, обеспечить сертифицированным посадочным материалом для повышения продуктивности садов, увеличения объемов и ассортиментного перечня производимой продукции.
Огромный и пока мало использованный резерв — развитие малых форм хозяйствования на селе. На сегодня в Сочи зарегистрировано более 23 тысяч личных подсобных хозяйств. Неплохо. И всего лишь 224 — фермерских или крестьянских. Явно мало. Думается, не только увеличению их количества, но и укреплению экономической базы будут способствовать действующий в крае Агропромышленный союз и, разумеется, недавно созданное у нас некоммерческое партнерство «Сочинский фермер». Объединение владельцев крестьянских хозяйств, создание центров по закупке у фермеров сельхозпродукции для дальнейшей реализации (в том числе и организациям санаторно-курортного комплекса) — это всего лишь начальные шаги его организаторов.
Главное сегодня — вырастить и воспитать на селе поколение новых российских фермеров, уверенных в том, что чиновники не станут вставлять им «палки в колеса», а государство всегда будет стоять на страже интересов производителя. Кстати, одному фермеру из села Барановка недавно была оказана помощь в приобретении пяти элитных высокопродуктивных коров из Голландии. Хочется верить, что это только начало, и подобная помощь будет оказываться и впредь.
Более активно и эффективно следует развивать в Сочи чаеводство, пчеловодство и форелеводство. Тем более что каждое из этих направлений имеет у нас свои конкурентные преимущества: чай — самый северный в мире, краснополянский мед уникален по своим целебным качествам, а неповторимый вкус сочинской форели уже давно оценили гурманы. Добавим к трудолюбию и инициативности наших аграриев максимальную поддержку власти и получим ту самую продовольственную безопасность Сочи, с которой мы начали этот разговор. Вот тогда-то не на театральных подмостках, а в реальной жизни прозвучит: «Кушать подано!»
Виктор ТЕПЛЯКОВ, генеральный директор газеты «Наш дом — Сочи», член Общественной палаты, Teplyakovvictor@gmail.com