Билеты закуплены, чемоданы собраны, и даже телевизионный прогноз погоды не забывает напоминать россиянам, что температура в Сочи поднялась к 30 градусам. Мы стоим на пороге наплыва отдыхающих. На последнем весеннем заседании общественного совета, посвященном на этот раз именно подготовке к курортному сезону, был показан подробнейший срез сочинских городских, курортных проблем и предсезонных побед. Каким же будет сезон-2012, ответил глава города Сочи Анатолий ПАХОМОВ.
Когда
— Что мы раньше в Сочи считали началом курортного сезона? Июнь. Но уже в этом году можно сказать, что стартом курортного сезона является январь. А то и декабрь, когда начинают работать горнолыжные курорты Красной Поляны. Минувшей зимой они приняли более полумиллиона гостей. Причем не «благодаря», а «вопреки». Нам необходимо было проводить тестовые соревнования, надо было заниматься адаптацией, еще не готовы отели. Мы открыто говорили: не надо ехать! Тестовые соревнования буквально под завязку заполнили новые отели гостями, организаторами, спортсменами. Электричка, которая в скором времени соединит побережье и горный кластер, еще не введена в эксплуатацию. Но даже без налаженной транспортной схемы мы приняли огромное число людей. И все происходившее зимой в Поляне показало: зимние курорты Сочи необходимы и они готовы создавать конкуренцию в популярности нашим же пляжным курортам.
Увидев Красную Поляну зимой, многие стали нас критиковать: недостаточно строится отелей в горах. Действительно, наши горнолыжные курорты могут за сутки принимать до 60 тысяч отдыхающих, а объектов в Красной Поляне и Эстосадке будет всего 9 тысяч. Но ведь невозможно, нельзя построить 60 тысяч номеров в Красной Поляне. По всему Большому Сочи мы строим к Олимпийским играм всего 20 тысяч. Но создается хорошая транспортная инфраструктура, и когда электричка начнет курсировать, не будет особой разницы, где живет лыжник.
Уже сейчас электричка становится городским транспортом, правда, пока не очень популярным. И надо проводить разъяснительную работу: на электричке удобнее, чем на маршрутке. Есть и портопункты, их уже четыре, а будет больше. Но и они не могут работать, обслуживая одного-двух пассажиров. Это все меры по уменьшению транспортной нагрузки на центр города, решение проблемы пробок, хотя меры по выходу из этой ситуации не будут эффективными без ограничений на въезд и достаточного числа парковок.
Когда даже из Лазаревского в Красную Поляну можно будет доехать всего за полтора-два часа, Адлер и центр Сочи будут в горнолыжный сезон востребованы и заполнены. Именно так Сочи и станет круглогодичным курортом, и нам больше не придется ждать сезона.
Все сезоны хороши
До сих пор идут разговоры, что такое «хороший сезон»? Есть жара в средней полосе России — едут туристы. Не будет жары — не будет в Сочи сезона. Так экономику планировать нельзя, такой подход порождает временщиков. И пока они работают, качество услуг в туристическом бизнесе нельзя улучшить. За четыре месяца пляжного сезона они никогда не будут оказывать качественные услуги, им это не надо. И главное: временщик никогда не станет профессионалом.
Необходимо подчеркнуть, что уже сегодня мы создаем базу для того, чтобы работать по-новому. Первое: в Сочи, а значит, и во всей России, впервые появился настоящий единый туристический продукт, который включает и проживание, и перелет, и трансфер. 15800 рублей — такова цена недельного пребывания в Сочи. Стоимость одного дня составила 2100 рублей на человека, с трехразовым питанием и лечением. Это дешевле, чем в Турции и Египте, несмотря на то, что там санаторное лечение никто никогда не предлагает, а у нас оно широко практикуется, благодаря гидроминеральным источникам Мацесты и лечебным программам, действующим в большинстве здравниц. Данный проект, который мы назвали «Открытый юг», состоялся только благодаря усилиям всех представителей туристического рыка. Раньше я критиковал турфирмы. Их руководители очень обижались, когда я говорил, что нет у нас туроператоров, а есть перекупщики, которые купили, вернее, взяли у директоров санаториев путевки на месяц и что продали, то продали, остальное назад вернули. Теперь появляются настоящие туроператоры, которые формируют турпродукт. Пока в нашей программе всего четыре города: Казань, Самара, Санкт-Петербург и Москва. По этим направлениям нам удалось договориться с перевозчиком — Аэрофлотом о существенном снижении цен. В стоимости турпродукта перелет туда и обратно для Москвы составляет всего три тысячи рублей. Пока такие цены действуют только в межсезонье, летом это будет, естественно, дороже. Но уже сегодня туроператорам необходимо работать над формированием турпродукта предстоящего сезона.
Шаги Аэрофлота навстречу нашей туротрасли очень показательны, и, надо отметить, для него такое снижение цен тоже было непростым. Вообще, сегодня проблема транспортной доступности курорта остра как никогда. Собственник нашего аэропорта — компания О. Дерипаски — счел, что должен очень быстро окупить свои затраты, и по некоторым позициям увеличил цены на услуги аэропорта почти в 5 раз. От нас начали уходить авиаперевозчики, Австрийские авиалинии вообще посчитали невыгодным сочинское направление и полностью ушли из Сочи. Но когда мы привлекли ФАС, другие контролирующие организации, оказалось, что в принципе антимонопольный закон не нарушается. Президенту России Владимиру Путину было доложено об этой ситуации, и он дал поручение трем службам повторно разобраться в сложившейся ситуации и принять меры к тому, чтобы цены в аэропорту Сочи были доступны и привлекательны. Потому что необоснованным их повышением можно навредить бизнесу и городу. Я уверен, что результаты будут в самое ближайшее время.
Второе важное новшество в нашей курортной отрасли — мы начали планировать, причем планировать на годы вперед. Мы будем точно знать, какие мероприятия состоятся в Сочи в 14-м, 15-м, 19-м годах. 2014 год привлечет в наш город не менее чем на два месяца около 300 тысяч гостей. Уже в ноябре стартует «Формула-1», и мы считаем, что в течение этих восемнадцати дней в Сочи будет порядка 200 тысяч туристов. Следующее мероприятие — Всемирный фестиваль хорового пения, потом — Чемпионат мира по футболу. А сейчас мы наполняем оставшееся время событиями федерального значения — спортивными, выставочными, культурными. Это вопрос не просто привлечения отдыхающих, а эффективного использования олимпийского наследия. Тот же центр конькобежного спорта после Олимпийских игр превратится в выставочный центр на 60 тысяч квадратных метров экспозиционных площадей. Уже сейчас там планируется проводить минимум восемь международных выставок. Напомню, олимпийский медиа-центр сразу после Игр станет торгово-развлекательным комплексом. Имея четкий план, все средства размещения, все наши предприятия курортной отрасли перестают зависеть от погоды и могут формировать стратегию, приглашать гостей не только «на море».
Стать настоящим
Эти меры привлекут на курорт огромное число отдыхающих. Но уже сегодня наши гости, выбирая, куда поехать, нередко оценивают не только прелести курорта, но и возможность шопинга. Таково понимание настоящего отдыха, и это надо учитывать. Напомню, что всего три года назад в Сочи не было ни одного гипермаркета. Сейчас ведется строительство восьми. Проблема не только в том, чтобы обеспечить курортникам возможность шопинга. До того как стали открываться первые гипермаркеты, стоимость у нас диктовали владельцы маленьких квартальных магазинов. Я помню 2009 год, когда мы были вынуждены ввести ярмарки «Привоз», чтобы сбросить цены на рынке, которые были поистине космическими. И, надо признать, сдержать их, опустить на уровень Краснодара и Москвы нам удалось.
Когда мы говорим о развитии курорта, должны понимать, что речь идет не только об объектах рекреации, размещения, но и, например, о торгово-развлекательных центрах, которые, к сожалению, в Сочи отсутствовали.
Нельзя сказать, что мы решили эти вопросы. Но у нас все, как говорится, «на выданье». Мы немножко не успеваем к этому сезону с «МореМоллом» — его открытие, ранее запланированное на май, отложено еще на месяц. Сегодня в Сочи 819 строек, и понятно, что даже доставить строительные материалы сюда очень трудно. Мы благодарны железной дороге, что они понимают эти сложности и работают для нашего города в очень напряженном режиме.
Конечно, при таких грандиозных преобразованиях, которые направлены на создание обновленного современного курорта, создаются определенные неудобства. И все же мы для всех строителей, для всех городских служб ставим условия: стройки идут, но наши рекреационные зоны должны быть красивыми и ухоженными, пляжи — оборудованными, безопасными и чистыми, строительная техника на улицах города — опрятной. Иначе к нам туристы не поедут, а это — катастрофа: люди не приедут, наши предприятия не смогут зарабатывать. На протяжении трех лет мы справляемся с этой задачей. И если в 2008 году спад туристического потока действительно был, то с 2009 года положение выровнялось.
В последнее время показатели, увы, не растут. Да и предпосылок к увеличению турпотока нет, у нас на сегодняшний день 26 крупных объектов размещения в стадии реконструкции и ремонта. Особенно сильно это ощущается в Центральном районе. Не принимают гостей «Жемчужина», санатории «Сочи», «Металлург», «Москва», «Магнолия». Гостевых домиков — мини-отелей в центре Сочи не строилось, поэтому там действительно ощущается спад, и предприятия ресторанного бизнеса, торговли от этого страдают. Из Адлерского или Лазаревского районов на набережную Сочи посидеть в кафе люди, конечно, не поедут. Но мы справляемся — уже скоро заработают два корпуса санатория «Сочи», в «Жемчужине» отремонтируют 4 этажа и будут принимать гостей там. Но главную задачу — не нарастить, а сохранить туристический поток, — мы выполнили. И уже сейчас видно: Лазаревский район заполняется отлично, в Адлерском, где гостевые домики часто сдаются под жилье рабочим, — у крупных объектов размещения проблем с летней загрузкой нет.
О главном
В привлекательности курорта мелочей не существует. Но основной задачей для нас накануне сезона остается обеспечение безопасности. В 2008 году в Сочи на воде погибли 62 человека! Это ужасная цифра. В прошлом году — 6. Тенденция к усилению мер безопасности очевидна. Когда мы начали запрещать парашюты, выносить с пляжей технические зоны, представители бизнеса сильно возмущались. Но тот, кому надо проехать на гидроцикле, найдет техническую зону и будет кататься. И в этом году мы будем стремиться к тому, чтобы не было несчастных случаев на воде, а для этого каждый владелец пляжа или рекреационной зоны должен понимать: ответственность за безопасность людей ложится на него. Но понимание есть не всегда. После несчастного случая в «Аква Лоо» мы вызвали руководителя на планерку, каждое такое происшествие требует досконального разбирательства.
Позиция менеджмента: «Я при чем? Услуги им предоставил, еще за пьяными там не следил!» Владельцам мы все же порекомендовали сменить менеджеров, потому что они обязаны понимать, что мы пригласили людей в Сочи, они расслабляются, и надо за ними всеми следить, каждому обеспечить безопасность.
У нас 64 муниципальных и 114 санаторных пляжей, с апреля ведется проверка их территорий на предмет безопасности и медицинского оснащения. Проводятся обследования морского дна, пляжи оборудуются специальными приспособлениями для доступа маломобильных групп населения. На пляжах «Ривьера» и «Робинзон» уже имеются стационарные пандусы, остальные оборудуются сборно-разборными конструкциями, позволяющими подъехать на коляске прямо к воде. Кроме того, проводится работа по организации скорой помощи на воде — катера, медицинское оборудование, врачи. Такой катер должен быть маркирован, как карета скорой помощи. Если случилась беда, счет идет на минуты — будь то несчастный случай или, к примеру, человеку стало плохо с сердцем. А все мы знаем, что по пробкам быстро приехать невозможно. Поэтому сначала нужно оказать первую помощь и потом уже доставить в больницу.
Особое внимание в этом году мы уделяем организации отдыха детей. 12 детских лагерей и 5 санаториев круглогодичного действия готовы принять порядка 24 тысяч ребят. Это на 2 тысячи больше, чем в прошлом году. Кроме того, администрацией Сочи разработан проект «Анимация в туризме», который реализуется в санаторно-курортных предприятиях и на городских пляжах.
Полностью готовы к курортному сезону и объекты показа, их в городе насчитывается сегодня 83.
Уже проведен конкурс среди экскурсионных фирм, утверждены дислокация и единый тип экскурсионных павильонов. Аттестацию прошли 60 экскурсоводов.
Число объектов показа с каждым годом растет. Огромный интерес среди отдыхающих вызывают олимпийские объекты: «Лаура», «Роза Хутор», «Горная Карусель» и, конечно, Олимпийский парк. Все, что появилось, построено в Сочи за последние годы, так же привлекает туристов, как и наши природные богатства: водопады, леса, ущелья.
И наши новинки действительно надо демонстрировать. Надо показать, что российское государство построило в Олимпийском парке ту же «олимпийскую дорогу» — 32 из 45 километров проходят под землей. Кстати, этот строительный проект в 2011 году признан лучшим в мире. Это не просто инфраструктура, а полноценный объект показа, и экскурсионные компании это понимают. И так как наши объекты показа высочайшего класса, то мы вправе требовать, чтобы и экскурсии проходили на самом высоком уровне.
Немаловажным аспектом является общественная безопасность. У нас в городе находится 60 тысяч рабочих, в том числе более 14 тысяч иностранных, и мы прекрасно понимаем, что не всегда их поведение адекватно. Мы признаем, что городу нужна серьезная помощь со стороны правоохранительных органов. Личный состав полиции Сочи не сможет обеспечить все мероприятия, поэтому мы обращаемся и в МВД России, и к начальнику управления внутренних дел края с тем, чтобы в достаточном количестве к нам были откомандированы сотрудники. Если со всей России сюда приезжают на отдых, то, наверное, правильно, что со всей России приедут и приданные силы.
Я часто бываю в разных городах с презентациями нашего курорта и всегда говорю: как мэр Сочи я обещаю, что город безопасный, что вы будете в комфортных условиях. Эти обещания мы обязаны выполнять.
Задачи на завтра
Не буду умалчивать: проблемы у нас тоже есть. Нам есть над чем работать.
Важная задача, которая стоит перед нами сегодня, — приведение города к единому архитектурному облику. И никто сегодня не скажет, что работа в этом направлении не принесла свои ощутимые плоды.
Задачей номер один остается реконструкция распределительных инженерных сетей. Как все знают, где возможно, мы стараемся проводить работы без разрытия улиц. Так ведется замена сетей на ул. Орджоникидзе, Горького. Это очень дорогостоящая технология, но иного пути у нас нет. Я мэр уже третьего города и могу сказать: никто никогда «не лезет в землю». Максимум благоустройства — это клумбы-цветочки. У нас же все иначе. Те преобразования, что идут сегодня в Сочи, — строительство центрального коллектора, которое уже практически завершено, разводящие канализационные и водопроводные сети района Мамайка — Бочарка, новые очистные на Бзугу — все это создает определенные неудобства. Стройки не являются привлекательными объектами показа, но эти вопросы мы обязаны решить, воспользовавшись возможностями, которые у нас есть.
Сейчас мы должны доказать на уровне края и Федерации, что сочинские улицы Воровского, Роз, Конституции СССР тоже пострадали во время олимпийского строительства. Нам необходимы 5 млрд рублей только на восстановление нормальной дорожной сети внутри Сочи. Уже в ходе подготовки к Играм построено много дорог, прошла реконструкция целых микрорайонов, во дворах Макаренко, Чехова созданы ливневые системы, сейчас идет благоустройство Цветного бульвара — Гагарина. В ближайшее время приступаем к благоустройству Адлерского района. Здесь предстоит выполнить огромный объем работ: только на дорожную сеть — в основном Красной Поляны и Эстосадка — выделены средства в размере 1,8 млрд рублей.
Еще одна из болезненных и очевидных проблем — экологическая. Точнее, свалки, канализация и глубоководные выпуски, которые давным-давно нуждались в преобразованиях.
По большому счету, наши свалки 19 лет являлись опасными. Но приступить к решению проблемы без поддержки государства не было возможности, это очень дорогостоящее мероприятие. Сегодня можем констатировать: Адлерский полигон закрыт и рекультивирован. Оставалась проблема свалки в Лоо, которая привлекает много внимания. Зачем шуметь сейчас, когда уже идет рекультивация? Уже в этом году весь мусор, который собирается в Сочи, будет вывозиться из города. Таким образом, мы полностью выполняем обязательство перед Олимпийским комитетом выйти на «ноль отходов».
Сложнейшей для Сочи является проблема транспортного коллапса, который на протяжении последних лет испытывает наш город. Сегодня мы являемся свидетелями глубочайшей поддержки сочинцев в ее решении со стороны государства и лично президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Недавно открыта транспортная развязка «Адлер». Там была постоянная пробка, а сейчас движение пошло. Завершено строительство транспортной развязки «Стадион». Ее отсутствие приводило к тому, что весь центр Сочи и Хостинский район стояли.
Одной из болевых точек города является отсутствие средств, необходимых для создания новой набережной. Пока не будет достаточного финансирования, невозможно провести торги. Проблема уже поднята на самом высоком уровне, я докладывал о ней президенту России Владимиру Владимировичу Путину. В результате со мной связался Алексей Алексеевич Миллер, председатель правления Газпрома, и мы достигли принципиальной договоренности по поводу помощи в этом вопросе.
Сделать набережную, как в Анапе или Геленджике, положить плитку — можно. Но это не выход. За долгие годы у Сочи не оказалось самого пляжа. Кафе, рестораны закрыли вид на море и оттеснили от нас набережную. Нужно заново создавать новые пляжные территории. И самое главное — в 90-х годах по преступной халатности чиновники сдали наши гидротехнические сооружения в аренду на 49 лет. Нам надо ликвидировать последствия этого. Сейчас на бунах построены рестораны, и по закону мы обязаны их выкупить назад. Уже есть принципиальное решение: ради курорта мы пойдем на этот шаг. Только на выкуп своих собственных бун Российской Федерации придется потратить порядка 2 млрд рублей. Такова цена преступной халатности.
Одна из главных задач — немедленно, уже в октябре приступить к созданию новой набережной. Иначе нас ждет катастрофа. Ничего страшного не случится, если не успеем закончить строительство. Но будет преступлением, если мы, воспользовавшись олимпийским законом, не снесем с бун то, что там настроено. Пусть не к 2014, а в 2015 году сделаем гидротехнические сооружения. Но мы откроем море и получим великолепный пляжный курорт.
Владимир Владимирович Путин, который был и остается главным идеологом проведения Олимпийских игр в Сочи, последовательно и упорно добивался этого, проявляя глубокий прагматизм. Он понимал: чтобы сделать Сочи настоящим, конкурентоспособным курортом европейского уровня, необходима идея, при помощи которой можно привлечь для решения застарелых проблем не только государственные деньги, но и частный капитал. Эта идея была найдена, она воплощается, и всем понятно: Сочи выходит на новый уровень.