Проблем с движением автотранспорта в Сочи (в том числе и по объективным причинам) более чем достаточно. Пробки, нарушение (в основном по ночам) скоростного режима, пешеходы, забывающие, что и для них также существуют правила дорожного движения, наконец, вдребезги разбитые дороги… И все это — на фоне ведущихся многочисленных строек транспортных развязок, дублера Курортного проспекта. Где же выход из создавшейся, вроде бы, тупиковой ситуации? Когда водителей перестанет колотить нервная дрожь, работа сотрудников ГИБДД войдет в штатный режим и уменьшится количество ДТП? И вообще: реально ли это в городе-курорте, где не только в летний сезон, но и вообще стабильно растет количество личного автомобильного транспорта?
Война с пешеходами или…
У заместителя начальника ГИБДД Сочи подполковника полиции Эдуарда Санникова лицо человека, готового в любой момент услышать сообщение об очередном ДТП.
— С начала нынешнего года на территории города с участием пешеходов произошло 34 дорожно-транспортных происшествий, в которых 5 человек погибли и 31 получил ранения, — говорит он. — Пешеходы сами зачастую становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий. Пятьдесят процентов ДТП произошли по их вине, при этом 4 человека погибли и 14 получили ранения. По статистике, основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов являются: переход проезжей части в неустановленном месте, а также неожиданный выход на проезжую часть из-за припаркованного автотранспорта, зеленых насаждений и других препятствий. Несмотря на то, что переход находится в каком-нибудь десятке метров, люди предпочитают сэкономить время и буквально бросаются под колеса, лавируя между потоками машин и создавая при этом аварийные ситуации. Самое плачевное, что нарушение правил перехода дороги допускают взрослые, показывая плохой пример детям. За фактами далеко ходить не надо. Только на одном перекрестке в районе автовокзала сотрудниками дорожно-патрульной службы в течение часа к административной ответственности было привлечено семнадцать пешеходов, переходивших проезжую часть в неустановленном месте. И это притом, что рядом находятся два оборудованных пешеходных перехода! А всего за два месяца с.г. за подобные нарушения было оштрафовано на 200 рублей каждый более двух тысяч пешеходов и (на 500 рублей) полторы тысячи водителей, которые не пропустили людей, переходивших дорогу по «зебре».
Добавим к этому и тот момент, что очень часто пешеходы становятся виновниками не только пробок, но и аварийных ситуаций. Пример? Улица Горького в районе Сбербанка и перекресток с улицей Северной, где многие, невзирая на красный свет светофора, буквально бросаются под колеса автомобиля.
Куда едем?
Пробки в районе строящейся транспортной развязки на Краснодарском кольце уже никого не удивляют. Еще больше зачастую ухудшают ситуацию неожиданные изменения в схеме движения: вчера ехал так, а сегодня из-за производимых работ, будь добр, иначе. И все же ничто не вечно. Как обещают строители, в апреле развязка будет сдана, а значит, и проблема пробок здесь будет закрыта. Но ведь таких критических мест даже в центре Сочи более чем достаточно.
— Из-за строительства железнодорожного путепровода на пересечении улиц Гагарина и Чайковского проезжая часть заужена до четырех метров, — констатирует Э. Санников. — Поэтому здесь организовано реверсивное движение. Продлится это приблизительно два месяца. Нами внесено предложение в администрацию города об изменении схемы движения и введении одностороннего движения на участке (метров 50-70) от улицы Чайковского по Гагарина до въезда на товарный двор. Что касается улицы Новая заря, то там сейчас идет реконструкция, вынос коммуникаций, и открытие движения по ней намечено пока на июнь.
Но и это еще не все проблемы, (временно!) накатывающие, как снежный ком, на головы водителей. Улица Виноградная на участке от перекрестка с улицей Донской до переулка Виноградного сужается до двух полос движения (было четыре) из-за установки опоры эстакады. К началу апреля на этом участке планируется сделать объезд.
«Не так уж много эти развязки и объезды в итоге дадут», — чего скрывать, такое мнение бытует среди многих сочинцев.
— Это не так, — уверен Э. Санников. — Очень многое даст пуск в эксплуатацию дублера Курортного проспекта. Он не только позволит ускорить объезд центра города, но и подъезд к нему в необходимых местах. Учитывая, что сдача этих транспортных развязок намечена на конец нынешнего года, хочется верить, что и многие наши дорожные проблемы к этому времени будут решены.
Позволю с этим не согласиться. И вот почему. Дороги города, как бы мы ни старались, не расширить. Ограничить рост общего количества индивидуальных транспортных средств у сочинцев власти тоже не в силах: помните вскользь брошенный когда-то лозунг «Сочи — город для богатых»? Где же выход? В некоторых западных странах его уже давно нашли, ограничив въезд в центральную часть города. Но для этого нужны удобно размещенные дешевые парковки и развитие сети общественного транспорта, а также введение велосипедного движения. Вам это смешно? Не демократично? Нарушает права человека? Нарушают права человека условия, когда люди вынуждены торчать в пробках, теряя время и здоровье, а город при этом задыхается от выхлопных газов. Кому это выгодно?
Ударим по бездорожью. Чем?
Аварийности на трассах способствуют не только лихие джигиты за рулем и «безбашенные» пешеходы, но и качество дорог. Да, скорость движения падает, но активно, как слаломисты, маневрируя между ямами и, зачастую, выскакивая друг другу буквально в лоб, водители еще больше повышают вероятность ДТП.
Примеров безобразного состояния дорог можно привести множество, а вот причины — пересчитать по пальцам. Одна из основных причин на сегодня — интенсивное движение большегрузов со строительными материалами.
Наиболее яркий пример — улица Краснодонская. Уже от остановки «КСМ» и дальше до подвесного моста в районе ЗСМ она больше похожа на полигон для проверки прочности сборки автотехники. Ямы не просто следуют одна за другой, но образуют непроезжую их цепь, постоянно залитую водой. Ямочный ремонт здесь не поможет: непрерывно движущиеся большегрузы разнесут в пух и прах, наверное, любую дорогу, разве что бетонка типа взлетно-посадочной полосы устоит.
А вот кто должен ремонтировать эту и другие подобные ей дороги — вопрос остается открытым. С одной стороны, это должны делать организации, кому принадлежит этот губительный транспорт. С другой, они ведь и без того платят соответствующий налог, идущий на ремонт дорог. Вот только кому и где они платят? В подавляющем большинстве там, откуда приехали на «большую олимпийскую стройку». А нередко и под маркой ее. Попросту говоря, «убивают» они наши дороги, а деньги на их восстановление отсылают к себе «на родину». С местными организациями борьба в этом отношении ведется. Только одна из них — ООО «Тоннельдорстрой» — в прошлом году за нарушение правил ремонта и содержания дорог была оштрафована на шесть миллионов рублей. А вот как быть с иногородними? Вопрос риторический. Точно так же — наказывать, независимо от места регистрации. Интересно, кто с этим поспорит? Тем более что на приведение в порядок дорог в Сочи в нынешнем году выделено из бюджета города не так уж много денег — 100 млн рублей.
Как подчеркнул, выступая на одном из недавних совещаний, глава Сочи Анатолий Пахомов, «положительный пример в плане ремонта дорог теми, кто сам же их разбил, уже есть. Австрийская фирма-подрядчик, чьи большегрузы разбили улицу Гаражную в Красной Поляне, сама же привела ее в надлежащее состояние».
Мэр отметил, что по заданию сотрудников районных администраций и специалистов управления транспорта и связи администрации Сочи сформированы мобильные группы, которые выявляют организации, чья техника наносит урон дорогам курорта. «Только такими разноплановыми, но систематическими и организованными мерами мы сможем восстановить обширное дорожное хозяйство курорта, невольно пострадавшее из-за ведущегося крупномасштабного строительства, — подчеркнул А. Пахомов. — У олимпийской столицы и дороги должны быть соответствующего качества».
Владимир ЦЕКВАВА