О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Чего нам только не хватает

   В социалистическом Китае, по неофициальным данным, стать малым предпринимателем готовы 44 процента граждан. Но даже если цифра неверна и преувеличена вдвое, она не меняет ужаса далее приведенной пропорции. Согласно отчету «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011», презентованному в НИУ «Высшая школа экономики», в России таких 3,6 процента. Опрос сочинцев, не претендующий, впрочем, на подобную репрезентативность, не показал и эти скромные проценты, хотя причины, по которым люди не рвутся в малый бизнес, респондентами назывались точно те же, что и у предоставивших доклад ученых Санкт-Петербургского университета: высокий уровень бюрократии, недоступность финансов и кредитов.

   Но все же предложение порождается именно спросом. Тот же опрос сочинцев показал, чего нам, горожанам, собственно от малого бизнеса недостает. А заодно поговорили с героями, все-таки решившимися работу не искать, а создавать, и получили неутешительную картинку ответов на вопросы: «Почему нет?» и «Почему дорого?»
   Чего изволите? Надежда П.: «Катастрофически не хватает прачечных и химчисток. Сушить постельное белье для семьи из хотя бы трех человек в условиях пятиэтажки невозможно. Кронштейны на балконах — это выход. Но если бы была возможность сдать постельное белье и через три дня получить его накрахмаленным, глаженым, многие с удовольствием бы пользовались. Из центра везти белье на Пластунскую, с непонятно как устроенным движением, через все пробки — не вариант».
   Из стандартного бизнес-плана. Стоимость оборудования — от 70 тыс. долларов. Персонал — от 5 человек. Окупаемость — от 2 лет при средней рентабельности в 10 процентов.
   Прогноз. Извините, нет. И, похоже, не будет. Некоторое время назад в административных кругах активно муссировались планы использования первых этажей зданий в центре города под бизнес — семейные кафе на несколько столиков, мини-химчистки и прачечные. О семейных кафе — ниже. А вот открытие прачечной в центре города, к сожалению, практически невозможно. Согласно требованиям безопасности и санитарным нормам, размещаться химчистка может только в подвальном, полуподвальном, первом этаже общественного здания или в отдельно стоящих постройках. Расстояние до жилых зданий — не менее 80 метров, высота помещения — не менее 3 метров. Такие в густо застроенном Сочи встретишь не часто. К тому же требуется отдельное подключение электроэнергии (от 60 квт) и воды. Если попытаться воплотить в жизнь нехитрую идею организации пунктов приема с вывозом в крупные химчистки-прачечные, придется столкнуться с такими забавными вещами, как необходимость регулярной дезинфекции автотранспорта, которую в Сочи производит только одно предприятие с поистине монополистскими ценами. Помимо покупки оборудования и аренды/покупки площади, потребуется еще и дорогой ремонт. В этом бизнесе четко детерминировано все, вплоть до плитки на полу и краски на стенах.
   Реалии. Сегодня в Сочи работает 8 химчисток. Прачечных зарегистрировано достаточно много, но в большинстве своем — при санаториях.
   Чего изволите? Елена С.: «В Сочи очередь в детский сад вдвое больше числа мест в самих садиках. Вот бы частный детский садик».
   Из стандартного бизнес-плана. В актуальности бизнес-идеи сомневаться не приходится. Кажется, главное, чем стоит запастись, — любовь к детям и умение разговаривать с родителями. Но присмотр за детьми, а тем более длительное их пребывание, налагает на рискнувших заняться этим делом огромную ответственность. Малейший инцидент, вплоть до банального насморка, станет самой популярной темой для недовольства родителей. Первоначальные вложения при создании садика типа «нянечки», когда пара подруг совмещает роли и повара, и воспитательницы, и психолога, — минимальны. Цена вопроса для родителей «нянечек» — от 15 тыс. рублей в месяц (питание 2 раза в день). Окупаемость высокая, но если предприятию расти, то потребуется лицензия на образовательную деятельность и плотное общение с санитарными врачами.
   Прогноз. Да! Но это будет все же «нянечка» с 4-5 разновозрастными отпрысками работающих мам. Потому как группа на 10 человек потребует помещения из расчета не менее 6 кв. метров на каждое дитя, при этом оно должно соответствовать требованиям СЭС и пожарных. А они будут наведываться в садик не реже родителей. Так что в Сочи с идеей создания полновесного садика с хорошей педпрограммой, воспитанников этак на 10, часто прощаются на стадии подбора помещения.
   Реалии. Сегодня в Сочи работает 4 частных «крупных» детских сада.
   Чего изволите? Даша К.: «Гостиницу для животных. Я вынуждена летом на несколько недель выезжать из города, поэтому знаю все «прелести» кошачьих путешествий с Гансом — это ужасно во всем, начиная с покупки билетов на самолет».
   Из стандартного бизнес-плана. Основные текущие расходы — питание. Тот же Ганс не ест сухой корм целого списка «народных» производителей. Стоимость передержки для собаки средних размеров, с обещанием ежедневной прогулки по двору, от 300 рублей в сутки.
   Прогноз. Возможно, но неофициально. Трудности даже не в том, что владелец животного хочет для питомца не клетку, а отдельную комнату. Сложны санитарные требования, иначе дог-гостиница превратится в душегубку. Если зарегистрировать предприятие (не важно ИП или ООО), сложно вывести его хотя бы на уровень окупаемости.
   Реалии. Среди собачников телефончик «Инночки, которая подержит» передается как драгоценность. Соседи Инночку не любят. Кошки же чаще отдаются знакомым.
   Чего изволите? Михаил К.: «Ресторанчиков семейных. Как в Италии, на несколько столиков, с 4-5 дежурными блюдами, чтобы дети хозяйские помогали на кухне и обслуживать. И чтобы цены были не сочинские».
   Из стандартного бизнес-плана. Общественное питание — одна из самых привлекательных сфер, в которой прогореть проще простого. Санитарные требования высочайшие.
   Прогноз. А может, пирожок? Недорогую еду, о которой мечтает Михаил, малый бизнес сегодня предложить не может, потому что сам за аренду помещения заплатит от полутора тысяч рублей за каждый квадратный метр. А еще нужно выполнить законное требование пожарных о наличии эвакуационного выхода, что в сочинских условиях практически нереально. Прислуживать за столом несовершеннолетний сын повара не будет, потому что санитарную книжку ему не дадут. Холодненький «комплимент» от шеф-повара-хозяина тоже не получить — необходима лицензия на торговлю спиртным. Процедура ее получения весьма непроста и требует большого практического опыта, и только госпошлина обойдется от 40 тыс. рублей. А без нее заведение прогорит с еще большей вероятностью.
   Чего изволите? Ольга О.: «Фитнес-центров и тренажерных залов. Это только кажется, что их много. Если «прилично», то цена за облаками. Если цена нормальная, то интерьер такой, что второй раз приходить не хочется. Я согласна на «бедненько, но чистенько», но такого же нет!»
   Из стандартного бизнес-плана. Российский рынок фитнес-услуг — один из самых быстрорастущих в мире.
   Прогноз. Верно, но медленно. Прокрустово ложе бизнеса на фитнесе: заниматься в маленьком зале некомфортно, большой душит идею традиционным сочинским способом — арендой. Продажа спортивного питания потребует кассового аппарата, диетолог — зарплаты. Кстати, в этой индустрии острейшая нехватка кадров.
   Реалии. Месячный абонемент на занятия 2 раза в неделю в «качалке» — от 1000 рублей, персональный тренер — от 400 рублей в час, занятия в группах — от 1500. Очень часто в спортзале средней для города ценовой категории (что отнюдь не дешево!) нет даже душа.
   Озвучивая многие идеи для малого бизнеса, наши респонденты часто сами им крылья и подрезали. Например, самое дело для «маленьких» — организация морских такси. Увы, с той задержкой, с какой строятся портопункты в Сочи, выход хотя бы на советский уровень морских перевозок в неблизкой перспективе. Тема организации парковок вызывает улыбку даже у очень далеких от бизнеса людей — мол, все понимаем, но места нет. Уж если Кобзон не сунулся парковки строить, то что уж малому бизнесу здесь делать.
   Но есть и оптимистичные заявления, есть понимание проблем и чаяний малого бизнеса на административном уровне.
   «Развитие малого и среднего бизнеса в курортных городах является важнейшей частью экономики, — утверждает М. Жосан, руководитель управления по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства администрации Сочи. — Сегодня в Сочи в этой сфере занят каждый второй житель. Оборот малых и средних предприятий в прошлом году принес в казну города 160 миллиардов рублей. 2011 стал значимым для делового сообщества курорта, здесь была реализована программа по поддержке малого и среднего бизнеса. 9 предпринимателей получили субсидии на развитие бизнеса в 1 миллион 400 тыс. рублей. В этом году сумма поддержки может вырасти почти в 10 раз. На 2012 год эта сумма увеличена до 4 миллионов рублей, при этом Сочи подал заявку на краевое софинансирование, и мы ожидаем получить еще 6 миллионов рублей. То есть, 10 миллионов рублей будет потрачено городом и краем на развитие предпринимательства».
   Что ж, люди, которые занимаются бизнесом, всегда оптимисты.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT