Улица Пластунская — одна из самых протяженных в Центральном районе Сочи. Впрочем, когда-то так называлась нынешняя улица Войкова. Потом ту переименовали. Откуда такое название? Пластунами издавна называли наших казаков, подразделения которых во время боевых действий чаще всего использовали в разведке. Бесшумно ползком подобраться к врагу — это пластуны умели делать лучше всех. А вот в наши дни по Пластунской по-пластунски движутся уже автомобили. И вот почему.
Амбарцум работает таксистом уже не первый год. Нырнув под эстакадой при выезде на Ареду, сворачивает налево — отсюда «стартует» Пластунская. По заданию редакции я спешу в район ЗСМ, и Амбарцум, старый мой знакомый, согласился добросить за «полцены». На маршрутке туда добираться минимум 1,5-2 часа — на улице Конституции СССР и на подъезде к ней — вечные пробки. Но что это? И Пластунская еле движется.
— Это еще хорошо, — усмехается Амбарцум. — Раньше, пока не ввели в строй верхнюю часть и эстакаду на развязке, что строят на Краснодарском кольце, машины вообще почти стояли.
Удивительное ощущение оставляют дома, вдоль которых мы ползем. Между шикарными особняками за дырявыми заборами прячутся самые настоящие хибары, крыши которых поросли мхом. А в одном месте открывается вообще картина-парадокс: у стен большого белоснежного салона — здесь торгуют иномарками и дорогой мебелью — уголок самой настоящей глухой деревеньки с бревенчатой избушкой, огородиком, перекошенной тепличкой, накрытой кусками старой полиэтиленовой пленки.
Амбарцум старательно объезжает ямы и колдобины — проезжая часть почти на всей Пластунской разбита настолько, что и «лежачие полицейские» здесь ни к чему. Одна из причин — неустанно снующие на ЗСМ и обратно большегрузы. Особенно досталось центру КСМ: дорога — как после бомбежки. Кроме того, из-за ведущихся здесь многочисленных строек дорога заезжена до максимума. Добавьте к этому вытянувшиеся по обочинам импровизированные автостоянки плюс невесть зачем восстановленные в районе ГАИ пластиковые и бетонные ограждения и поймете, почему водители здесь ездят «по-пластунски».
Мало того. Из-за узости проезжей части здесь почти нет нормальных тротуаров. Во многих местах люди вынуждены идти, лавируя среди машин. А кое-где прямо на дороге стоят павильоны остановок общественного транспорта.
У входа на оптовую ярмарку «Спартак» несколько человек что-то обсуждают, активно жестикулируя и показывая куда-то наверх. Картина, действительно, пробирает до дрожи. Крутой склон напротив (весь как будто из свежевспаханной земли) буквально дышит, стекая вниз на Пластунскую. Кое-где фанерные щиты, изображающие бутафорскую «подпорную стену», уже смяты. На самом верху склона, на его краю — там, где идет расширение улицы 60-летия ВЛКСМ, работает тяжелая техника. Как здесь до сих пор не произошло ЧП и многотонная масса земли не ухнула вниз на Пластунскую — просто удивительно. Но ближайший сильный дождь может спровоцировать ситуацию.
Тем более что отсутствие нормальных водостоков превращает Пластунскую во время любого мало-мальски серьезного ливня в настоящую реку с бурунами и даже «омутами».
Вы спросите, как же здесь живут люди? Наверное, привыкли. Человек ко всему привыкает. Но бесконечно так продолжаться не может и не должно. Тем более, в олимпийской столице. Хотя Пластунская, конечно, не попадает в зону международного гостеприимства.
А ведь она после КСМ плавно перетекает в улицу Краснодонскую, состояние которой еще хуже. Здесь, в ее полузаброшенных промзонах, наверное, растерялся и потерялся бы даже опытный сталкер. Впрочем, это уже совсем другая история.
Владимир ЦЕКВАВА