Начало этого года в Сочи отметилось сразу двумя знаковыми сносами: за считанные часы было снесено здание «круглых касс» у железнодорожного вокзала, а следом приступили к демонтажу конструкций на центральном сочинском рынке — снесли дальние овощные ряды, пожалуй, самые демократичные в плане цен и порядков.
Вообще-то в нашем городе действует предолимпийский мораторий на строительство. Современные технологии позволяют строить очень быстро, но, как правило, лимитирующим фактором скорости превращения стройплощадки в жизнеспособный объект являются не столько инженерно-технические препятствия, сколько вопросы финансового плана, так что в большинстве случаев городские власти предпочитают не рисковать. К примеру, в том, что будет достроен в самое ближайшее время торговый центр на ул. Навагинской, вдоль Торговой галереи, сомнений нет. И это — пример положительный. Однако в Сочи существует ряд примеров, которые показывают обратное и прямо говорят: затевать, а тем более разрешать строительство в центре города за два года до открытия Олимпийских игр — дело крайне рискованное: слова и заверения слишком часто расходились с делом.
«Спутник»
Помним. Кинотеатр «Спутник» был сдан в эксплуатацию в 1959 году, а уже через три года его решили «осовременить», и под руководством архитектора «Южгипрокоммунстроя» Е. Сердюкова он начал приобретать «космический» (согласно веяниям того времени) облик: к нему пристроили фойе с витражным остеклением и знаменитым «гагаринским панно» автора А. Скрипникова. В начале нулевых «Спутник» пережил последнюю в своей истории реконструкцию — появились отличные кресла и современная семиканальная звуковая система. Но буквально через три года после ремонта (за муниципальный счет!!!) было решено, что «Спутнику» пора спускаться с небес. Вообще-то подразумевалось, что в новом строении найдется место и для кинозалов, но…
Видим. Вопреки возмущению и выступлениям жителей города, кинотеатр был разобран. Предлагалось множество проектов «освоения территории», один из самых запоминающихся — возведение двух высоток по 21 этажу каждая с вертолетной площадкой на крыше одной и рестораном — на кровле другой. И если при сносе «Спутника» властями еще говорилось хоть о какой-то муниципальной доле в той недвижимости, что могла бы быть здесь возведена, сейчас об этом уже не упоминают. Доолимпийская судьба участка решена: стоять ему за забором, делая вид что он — парковка. Платная автостоянка в центре города — безусловно, дело нужное, да вот беда: автомобилисты никак не хотят делать крюк по пробкам и платить за стоянку на гравийке, по которой машина поскромнее джипа может и не проехать.
Кстати, по замыслу главного инженера порта В. Новикова, работавшего в 60-е годы прошлого века, на мелководном причале была установлена копия любимого уже тогда сочинцами и гостями курорта «Спутника».
«Чайка»
Помним. Образ гостиницы, построенной в духе «крепкого, но позднего социализма», в «Чайке» был заложен еще архитекторами и, по большому счету, являлся символом советского расцвета Сочи. «Чайка» была детищем 60-х, породивших такие похожие друг на друга «Магнолию», «Кубань», «Ленинград», «Кавказ», «Жемчужину». Не то чтобы «Чайка» была шедевром или выделялась из ряда, но все же она была лучше забора напротив главных ворот города — железнодорожного вокзала. История падения «Чайки» имеет даже немного гламурных нот.
В. Семендуев, бывший супруг певицы Жасмин, через одну из своих фирм «ПФК «Курорт» получил участок в аренду на 49 лет под строительство многофункционального центра «SochiCity», обещая вложить сюда глобальные 380 млн долларов. Стройка века не состоялась, проект не утвердили, да и владельцы не сильно настаивали: владеть в Сочи участком 30 на 150 метров и без строительства — «приятный актив». Кстати, при первоначальном обсуждении здесь подразумевалась и доля города. Впрочем, не только она была утеряна, но и каким-то образом город чуть не потерял из собственности 4 га рядом: место, где сейчас прогулочная зона, а была барахолка.
Видим. Забор «Чайки» год от года охватывает все меньше территории. Сейчас на этом месте — платная парковка, в отличие от «Спутника» — с твердым покрытием. До Игр место останется стоянкой.
«Родина»
Помним. Еще одна «вырванная страничка» из буклета об истории Сочи — кинотеатр «Родина». На улице Гагарина в 1953 году был построен один из лучших сочинских кинотеатров — «Родина». Современное по тем временам оборудование, расположение в молодом — опять же по тем временам — микрорайоне гарантировали кинотеатру зрителя. Архитектурно «Родина» была решена в сталинском стиле: серьезный ордер, колоннада, солидное фойе. К 90-м «Родина» перестала существовать как кинотеатр, и здание довольно быстро потеряло очарование: обветшало, облупилось. Так что в 2004 году заинтересованным лицам было довольно просто подвести администрацию Сочи к мысли о том, что «что бы здесь ни было построено, это будет лучше, чем есть».
Видим. На месте «Родины» построена высотка. В стилобатной его части нашлось место и для муниципального учреждения культуры, унаследовавшего название «Родина» от предшественника, и для банка, ресторана и офисов. В нынешней «Родине», открытой в 2007 году, — кинозал на 180 мест, здесь же проводятся регулярные выставки, в основном изобразительного искусства. При всем уважении к этому месту культуры, о его эффективности можно судить по такой примете: аппарат поп-корна здесь включается редко. Для кинотеатра — очень нехорошая примета. Но тот факт, что на месте кинотеатра построен все-таки кинотеатр, — по нынешним временам заслуживает уважения.
«Круглые кассы»
Помним. До того, как «круглые кассы» начали сносить, мало кто знал — даже из сочинцев, с уважением относящихся к своему городу и его истории, что здание, построенное в 60-е годы прошлого века по проекту архитектора Ф. Куютина, представляет историческую ценность. Тем не менее, сам вокзал Сочи — памятник архитектуры и объект культурного наследия, и «круглые кассы» были его частью. Любые изменения, любые действия, ведущие к изменению параметров исторической среды, являются незаконными, поэтому и градостроительный совет при главе города Сочи, рассматривавший проект строительства на привокзальной площади (читай: на месте «круглых касс»), и публичные слушания по этому вопросу шли шумно. Претендовали на территорию и отельеры-сетевики, с предложением выходил РarkInn. А в начале прошлого года начал рассматриваться, как рабочий, проект питерской мастерской Е. Герасимова. Заявлялось, что новый отель проектируется в стиле вокзала А. Душкина. Несколько тревожит, что необходимые парковочные места для нового отеля считают в некотором удалении, на месте «Чайки», и эту парковку обещают расширить. Кроме того, обсуждается возможность создания подземной парковки перед автовокзалом.
Видим. На сегодняшний день на месте «круглых касс» — круглая дырка и забор.
«Москва»
Помним. Построена в 1974 го-ду, проект, может, и не типовой, но слишком уж много общих черт у сочинской «Москвы» с «москвами» краснодарской, ростовской и в сотнях других городов. Ее перестройка давно назрела и даже перезрела. Нынешняя повальная классификация не дала бы «Москве» и «трех звезд» по причине… маленьких санузлов! За два ближайших года «Москву» обещают превратить в трехзвездочный отель с офисами на первом этаже, ресторанами на крыше, фитнес-залами, спа-центрами и проч. Рабочее название — «Сочи-Плаза».
Видим. Идет разборка здания до стен: полностью сносится все, что можно снести, от внутренних сетей до ненесущих конструкций. Обещание ввести в эксплуатацию — июнь 2013 года.
Центральный рынок
Помним. Главное здание центрального рынка Сочи построено в середине 50-х годов по проекту архитектора Г. Матасова. А вообще, на это место рынок был перенесен с территории старого базара перед морским портом в 30-е годы, во время бурного сталинского периода развития Сочи. До пятидесятых годов это была просто огороженная площадь с навесами и прилавками для торговцев. В 1994 рынок был приватизирован.
Но сносится не историческое строение, а ряды под навесами. Подразумевается строительство на этом месте шестиэтажного торгово-рыночного комплекса. Обещают уложиться в полтора года. При этом на вопрос, где парковка, ответ дается забавный: парковка якобы предусмотрена на верхних этажах нового здания, а в дальнейшем — на месте ныне существующих рядов. Решение, возможно, остроумно. Однако многие сочинцы не забыли историю строительства тем же собственником здания «Александрии», которое подросло заметно в сравнении с первоначальным проектом в ходе строительства, и парковка как-то незаметно «отвалилась», хотя заявлялось не менее 350 машиномест. Началась же новая реконструкция рынка с вещей удивительных: была изменена предельно допустимая высота, увеличен коэффициент застройки участка, а заодно уменьшен минимальный коэффициент озеленения.
Видим. Снос торговых рядов. Мясные ряды, молочные и передняя часть работают в прежнем режиме, осложненном стройкой.
Летний театр парка им. Фрунзе
Помним. Мы подробно освещали судьбу Летнего театра, который до сих пор нет-нет, да и появляется на проспектах, в буклетах и фотоальбомах про Сочи. И пусть кому-то пессимизм может показаться несколько преувеличенным, но красивейшее здание мы потеряли. Сегодня оно уже призрак. Простроенный в 1937 году, Летний театр за последние полтора десятилетия переходил из рук в руки с незавидным постоянством. В 2001 году он был реконструирован из состояния, приближенного к нынешнему, местным предпринимателем. Он не только нашел возможность обновить колоннады, обеспечить техникой полузаброшенный театр, но и попытался вернуть ему былую славу. К 2005 году в Сочи в моду вошли инвестиционные проекты, и на театр, в духе времени, нашелся инвестор, который обещал создать на этом месте фестивальный центр, «равного которому не будет на побережье Черного и даже Средиземного моря». Обещание давал Марк Рудинштейн, его «КиноМарку» и передали театр. Потом была еще реконструкция — муниципальное имущество было выкрашено в цвет золотой охры, перед театром появились многоярусный фонтан и плитка. Реконструкция обошлась бюджету в сумму порядка 5 млн рублей. Но уже через пару лет после ремонта у театра появился новый хозяин. Театр пошел «в нагрузку» инвесторам, взявшимся за реконструкцию «Фестивального». Страсти по поводу проекта не утихали — спас «Фестивальный» кризис. «Побочный» Летний театр за это время успел лишиться кресел и охраны. Пять миллионов, затраченные на реконструкцию, «забылись».
Видим. В 2011 году Летний театр даже фигурировал в адресной городской инвестиционной программе, где удостоился отдельной строчки в 19 млн рублей, но… Год был финансово непрост, и Летний и ныне таков. Более того, памятник архитектуры стремительно деградирует, превращаясь в пристанище бомжей.
Еще перед нами разворачиваются довольно драматичные примеры «реставрации» «Кавказской Ривьеры» и дачи Хлудова, подзабывается история сочинского молочного комбината, зияет невыдергиваемым зубом здание 9-го корпуса «Мацесты». Город меняется, и где-то изменения происходят к лучшему, а где-то — наоборот. Ни в коем случае не проча судьбу «Чайки», «Спутника» и тем более Летнего свежеснесенным «круглым кассам», а торговым рядам центрального рынка — специфику «Александрии», хотелось бы напомнить лишь об одном: история не прощает невыученных уроков, а Сочи слишком многое «проходил» в своей новейшей истории.
Светлана ВОЛОШИНА