На минувшей неделе Сочи принял очередную — уже 18-ю выставку «Курорты и туризм». Официально считается, что это — одна из самых главных выставок города-курорта, на которой закладывается финансовое будущее здравниц и отелей на ближайший год.
Своеобразной традицией-символом этой выставки является празднование — широкое и шумное — Старого нового года, на банкете в честь которого «хороший» тон задают тосты о том, что вот прошлый год был ну не очень, а этот сезон мы уж наверняка отработаем ого-го. С тем, что курортная отрасль приготовила к сезону, каждый интересующийся мог ознакомиться сам с 10 по 14 января. Правда, до официального открытия — 12 января — на стендах царила неизбежная перед открытием суета, а утром 14 января выставочный зал «Жемчужины» уже накрыла суета вывоза коробок с нерозданными материалами. Участников на выставку зарегистрировалось более 200, но стендов было значительно меньше. Всех их ждали тур по нескольким сочинским санаториям, возможность поучаствовать в качестве модели в чемпионате по спа-массажу, конкурс красоты и круглые столы на профессиональные темы.
Насколько была информативна и полезна поездка по сочинским пробкам и довольно специфичным «неглавным» дорогам, по которым нередко лежит спуск с Курортного проспекта и Виноградной к санаториям, — судить трудно. Так как участники поездки в один голос уверяют, что таким опытом меняться надо, а представители туроператоров заверяют, что своими глазами увидели, как хорошо в Сочи, и теперь будут зазывать клиентов не в «турции-египты», а к родным берегам. Корпоративная этика в этой среде довольно сильна: рынок хоть и с потенциалом роста, на сегодняшний момент достаточно кулуарен. В обсуждениях же частных слова «пробки», «стройка» и «позакрывали на реконструкцию» редкостью не были.
Как бы заочно отвечая скептикам, на открытии выставки глава города напомнил, что в прошлом году Сочи удалось сохранить «стабильные показатели по отрасли». По его словам, Сочи принял на отдых и лечение 4 млн человек, зимой примет еще под 800 тысяч, а в годовом исчислении объем услуг санаторно-курортного комплекса составил 17 млрд рублей. Из них 3,5 млрд перечислено в бюджет края в виде налогов. Цифры эти сравнивать удобнее всего, опираясь на проценты: наши, сочинские 3,5 млрд рублей — это 56 процентов поступлений от всех курортных территорий края.
Можно этими цифрами гордиться. «Все это говорит о том, что Сочи остается знаковым курортом для всей нашей страны. Наиболее востребованными в 2011 году стали объекты, которые прошли классификацию. Это касается как крупных, так и малых средств размещения», — сказал А. Пахомов на открытии. Но, к примеру, Геленджик свой стенд украсил наградой «Курортный олимп» как лучший черноморский курорт, а Анапа во всех видах представила свою набережную — она, по мнению жюри «Олимпа», — лучшая в Краснодарском крае. Сочи же, с его 56 процентами в бюджет края, на краевом конкурсе из года в год даются второстепенные утешительные призы.
Итоги этой выставки в цифрах выразить очень сложно. Казалось бы, логичный вопрос: «На какие суммы были заключены контракты?» — ответа не имеет, хотя заявляется выставка именно как ярмарка турпродуктов, на которой отельеры не столько ценниками меряются, сколько обхаживают туроператоров.
Но в цифрах можно назвать лишь результат победы в конкурсе массажистов — приз за 1 место был заявлен в 100 тысяч рублей. Заключать договоры, как, к примеру, обычно подписывают документы во время МИФов, на этой выставке уже не принято. Так что для туроператоров, похоже, главным стал круглый стол «Создание программы чартерных авиаперевозок в город Сочи с целью повышения конкурентоспособности города на туристском рынке», на котором представители Ростуризма, департамента комплексного развития курортов и туризма администрации края и нашего аэропорта обсуждали с авиакомпанией «Вим-Авиа» возможность чартерных перевозок. Сетовали и на дороговизну фрахта, и на цены на авиатопливо, пытались создать единый турпродукт, при котором — таков закон чартера — загрузку бортов гарантируют средства размещения, участвующие в программе, причем несут финобязательства, даже если у самих сезон провалился и в номерах пусто.
«Ведущие туроператоры, руководители крупных санаториев обсудят с представителями авиакомпании «Вим-Авиа» возможность создания нового турпродукта — комплексного пакета услуг — с целью повышения конкурентоспособности города на туристском рынке», — считают в управлении по курортному делу и туризму администрации Сочи. Но считать дело решенным пока рано, тем более что поводов для пессимизма достаточно. Идея чартерных перевозок из основных промышленных центров витает в воздухе давно, но как съедали билеты к морю до половины отпускного бюджета, так и в этом году аппетиты не умерят. Хотя сами средства размещения пояски затянули еще туже: редко кто решился сильно корректировать прайс-листы, хотя ЖКХ, необходимость провести классификацию, «социальная нагрузка» давят с новой силой. А у чартерных перевозок опять «большое будущее»: теперь с идеей выйдут на уровень Ростуризма…
Вынули из недалекого ящика и идею развития Сочи как бальнеологического курорта — ее не пришлось даже «перелицовывать» перед презентацией: еще «советские» профессионалы бальнеолечения в Сочи знают о нем все. Но этим медикам, светилам курортологии, неизвестно лишь одно: как это сделать выгодным. Так что вопросы обсуждались если не вечные, то порядком потертые временем, при всей своей актуальности.
Обсуждали экономику внутреннего туризма на еще одном круглом столе, модератором которого был вице-президент Российского союза туриндустрии Ю. Бар-зыкин, выступивший с докладом «О мерах по совершенствованию предпринимательства в сфере туризма». С тревожным интересом говорили об изменениях в налоговом кодексе и тарифах взносов во внебюджетные фонды. Немало времени уделялось и разговорам о том, кто где разместился, чем кормят на завтрак, кто куда зашел поужинать и сколько оставил в ресторане. Даже зимний Сочи, в котором за 1000 рублей можно снять зимой номер в мини-отеле, некоторыми игроками туристической(!) отрасли воспринимается как «дороговато». Впрочем, даже эти проблемы — из разряда «и снова здравствуйте…»
Светлана ВОЛОШИНА