Образовательная сфера — одна из ключевых основ социальной отрасли, привлекающая к себе сегодня все большее внимание. Благодаря числу используемых в ней профессиональных инноваций и… средоточию проблем. Об их решении и в целом ситуации, складывающейся в этом направлении в столице Белой олимпиады, рассказывает заместитель главы города Ирина РОМАНЕЦ.
— Ирина Васильевна, предлагаю начать разговор с позитивной «затравки» — со строительства новых образовательных учреждений и модернизации уже имеющихся. Только если можно, не скупитесь на цифры и детали.
— Что ж, нам действительно есть, чем гордиться. За последние 3 года в Сочи в эксплуатацию введены 3 новые школы: на 300 мест — в ауле Большой Кичмай, на 208 — в поселке Солохаул, на 400 — в селе Веселое. Строится и запланирована к вводу в 2011-м новая школа на 1000 мест в Веселом. Построили детский сад на 60 мест в селе Некрасовское. Ведем строительство и запланировали ввод в эксплуатацию в этом году двух новых детских садов в Веселом и по улице Таврической, каждый — на 140 мест. Приступили к возведению двух пристроек к детским садам № 5 и № 3 (на 100 мест — каждая), а оценить их комфорт юные сочинцы и их родители смогут также в конце нынешнего года. Кроме того, до его завершения планируем запуститься со строительством «100-местных» пристроек к детским садам № 4 и № 49. Строим пищеблок, медблок и прачечную закрытого детского сада № 87 в поселке Чемитоквадже. В планах ближайшего времени — разработка проектно-сметной документации на строительство семи пристроек к детским садам на перспективу 2012-2014 годов.
— Постановлением правительства РФ № 436 от 31 мая текущего года стартовал очередной этап модернизации региональных систем общего образования на три года вперед. Насколько знаю, основной принцип участия федерального центра в этой модернизации — предоставление субсидий регионам для развития инновационных направлений общего образования. А что же регионы?
— Регион обеспечивает финансирование госстандарта, повышение квалификации участников модернизации, регламенты аттестационных процедур, обеспечение оборудованием, материалами, образовательными технологиями и методиками. Муниципальная система образования Сочи займется реализацией заданных направлений и выполнением обязательств по показателям. От результативности мероприятий и степени достижения показателей зависит получение субсидии и сохранение установленного объема.
— По каким направлениям проходит этот процесс в Краснодарском крае и в нашем городе сейчас?
— Прежде всего, речь идет о повышении заработной платы учителям и доведении среднего показателя по краю до уровня средней заработной платы в экономике Кубани — 17,64 тысячи рублей. Внедряется федеральный государственный стандарт в первых классах всех сочинских школ, а также технологии дистанционного обучения в четырех общеобразовательных учреждениях: СОШ № 10, СОШ № 9, СОШ № 25, СОШ № 82 (2011-й — технологии для детей-инвалидов, 2012-й — одаренных детей, 2013-й — учащихся малокомплектных школ). Их внедрение предусматривает также оснащение «пилотных» школ современным компьютерным оборудованием, средствами связи и телекоммуникации, прокладку оптоволокна для увеличения скорости передачи информации, оплату интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов.
Параллельно проводится аттестация учителей на первую, высшую категорию и подтверждение занимаемой должности в установленном порядке, проходит повышение квалификации руководителей школ и педагогов для работы в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов. Дело в том, что для организации образовательного процесса по новым стандартам необходима подготовка не только педагогов, но и руководителей школ и заместителей директоров по школе I ступени. В рамках проекта модернизации будет обеспечено повышение квалификации 100 % директоров и замов по школе первой ступени, всех учителей начальных классов, которые в этом сентябре приступили к работе.
— А в чем будет состоять модернизация общего образования Краснодарского края в следующие два года?
— Она будет направлена на приобретение учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного и компьютерного оборудования, оборудования для организации медицинского обслуживания учащихся, технического оснащения школьных столовых. Плюс транспортные средства для перевозки школьников, пополнение фондов школьных библиотек, развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт), повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей образовательных учреждений и педагогов. Не забыли и о мерах по энергосбережению в системе общего образования.
— Ирина Васильевна, как для России в целом, так и для Сочи обеспечение «цветов жизни» местами в государственных «клумбах» (детских садах) — притча во языцех…
— Я по натуре — реалист и не склонна по поводу или без оного драматизировать ситуацию, которая, однако, весьма непростая. Давайте снова обратимся к цифрам и фактам. Сегодня в нашем городе проживает 37417 детей в возрасте до 7 лет. Сеть дошкольных образовательных учреждений в городе Сочи в 2011 году представлена 82 дошкольными учреждениями: из них 78 — муниципальные детские сады, 2 — ведомственные, 2 — частные. Существующая сеть рассчитана на 12111 мест, однако на деле охватывает 13928 детей (соотношение в муниципальной сети соответственно 11953 места и 13757 юных сочинцев).
На середину июля на очереди по Сочи стояло порядка 14000 детей, из которых фактически нуждались в определении в детский сад порядка 8000. Плановое количество выдачи путевок на 1 января — 2845, из них льготных — 1304.
Теперь несколько слов о нормативно-правовых документах, регламентирующих комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений с 1 июня до 1 сентября текущего года. Это статья 16 пункт 1 Закона Российской Федерации «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008-го № 666, и постановление главы города Сочи от 18 января 2011-го № 23 «О внесении изменений в постановление главы города Сочи от 30 января 2009 года № 28 «Об утверждении Положения «О порядке комплектования, приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Сочи»…
— …Вы хотите сказать, что все эти нормативные акты — «броня» против блата? И никто не может обойти очередь? Между тем, называются конкретные суммы за обладание заветным местом: от 80 до 120 тысяч рублей. Вам известны такие случаи?
— Известны, но в основном в виде обвинений в Интернете. Мы занимались проверкой нескольких конкретных сигналов, и самое удивительное, что заявители впоследствии отказываются от своих обвинений. Тем не менее, если проверка подтвердит факт коррупции, виновные ответят по всей строгости закона. Наша позиция в этом вопросе однозначна.
Обращаю ваше внимание, что в первоочередном порядке, согласно все той же букве закона, в детские сады принимаются дети: судей; прокуроров и следователей прокуратуры; граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы; погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами из числа сотрудников и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации; из многодетных семей; военнослужащих; сотрудников милиции.
Кроме того, по требованию прокурора города Сочи, с целью исключения коррупционных факторов, в вышеупомянутое постановление главы города от 30 января 2009-го был внесен ряд существенных изменений.
Иными словами, когда механизм дает сбои, его чинят, совершенствуют — и вот он в действии: сегодня на базе детских садов открыты и успешно работают 76 групп кратковременного пребывания с охватом 577 детей, 22 группы семейного воспитания с охватом 71 ребенка.
— Что можно сказать о частных детских садах? Стали ли они выходом из положения, полноценной альтернативой?
— Полноценной альтернативой муниципальным дошкольным учреждениям они стать не могут. Стоимость пребывания в таких садах от 11000 рублей до 16000. Возможно, поэтому сейчас у нас работают всего 2 частных детских сада (по улице Вишневой, в доме № 9 и на Курортном проспекте, 98/97) и 4 индивидуальных предпринимателя, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста.
— И напоследок еще одна актуальная тема. В России активно внедряются новые образовательные стандарты, вызывающие в обществе неоднозначную реакцию. Как, на ваш взгляд, они отразятся на качестве образования?
— Считаю, что положительно, так как они нацелены на всестороннее развитие и, главное, на социализацию личности ребенка. Обучение в школе становится с начальных классов практикоориентированным: не только на запоминание и воспроизведение полученных знаний, а творческое осмысление, анализ и практическое решение образовательных задач, разработка проектов и их публичная защита, выработка навыков ведения дискуссий, проблемных суждений.
Прошедший учебный год стал серьезным этапом подготовки к обязательному массовому внедрению федеральных госстандартов второго поколения в начальной школе. Теперь в ней ребенка должны научить не только читать, считать, писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй — формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Такие результаты могут и должны достигаться как за счет учебного процесса, так и во внеурочной деятельности ребенка.
В Сочи в «пилотном» режиме внедрение госстандартов осуществлялось в гимназии № 76, прогимназии № 85, СОШ № 26 и 66. Этот опыт признан в крае успешным. Управление по образованию и науке и Сочинский центр развития образования проделали огромную работу по сопровождению «пилотных» учреждений. Применялись различные формы методического сопровождения педагогических коллективов и повышения квалификации педагогов: семинары, мастер-классы, методические консультации…
С 2011/2012 учебного года в школах Краснодарского края федеральный госстандарт вводится во всех первых классах начальной школы. В Сочи по новым стандартам работают 178 «первых» классов в 66 школах и 14 «вторых» классов в 4 школах.
Родители должны понять, что госстандарт предполагает сохранение фундаментальной образовательной основы, всегда выгодно отличавшей российское образование, переход от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Не говоря уже о том, что это попытка вернуть школе воспитательную функцию, практически полностью утраченную за последние 20 лет, это обеспечение преемственности подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.
Михаил КОНСТАНТИНОВ