На вопрос «Есть ли в Сочи экологические проблемы?», пожалуй, каждый сочинец ответит с искренней болью: состояние моря и чистота рек нас не могут не тревожить. При этом море является главным магнитом, манящим миллионы отдыхающих в наш город. Вопрос настолько серьезен и остр, что тема «Экология и море» уже три раза поднималась на заседаниях самого высокого ранга. Ведь именно олимпийское строительство — точнее, конечно, не оно, а требования, выдвигаемые Международным олимпийским комитетом к городам, принимающим Игры, — дает шанс решения множества застарелых проблем, так сильно влияющих на экологию Сочи. Что делается для сохранения, спасения Черного моря, о его судьбе рассказал глава Сочи Анатолий Пахомов.
— Анатолий Николаевич, об источниках экологических проблем Сочи можно сказать всего три слова: нет канализации — и можно далее не продолжать ни о вырубках, ни о загазованности, ни даже о свалках. Пока не будет канализации, проблема загрязнения поверхностных вод — главнейший наш экологический кошмар — останется с нами. Что делается?
— Делается то, что и необходимо в такой ситуации: реконструкция и модернизация централизованной системы канализования Сочи. Огромная часть Большого Сочи с 1983 года и до сих пор работает по «аварийной» схеме: когда случилась авария на Навагинских очистных сооружениях, трубу вдоль реки Сочи поверху проложили временно. Проблема загрязнения береговой полосы города и зон водопользования неочищенными хозяйственными и бытовыми стоками, а также загрязненными ливневыми стоками, усугубляется и недостаточным развитием систем канализования, некачественной работой очистных сооружений, плохим техническим состоянием и недостаточной длиной глубоководных выпусков, отсутствием локальных очистных сооружений для ливневой канализации, несанкционированным сбросом неочищенных сточных вод и отсутствием канализации, как таковой, в частном секторе. Сегодня уже начались плановые проектно-строительные работы, которые полностью обновят инфраструктуру очистных коммуникаций города и значительно улучшат экологию.
— Проектные работы — безусловно, важнейшая часть строительства. Но так хочется, чтобы хотя бы к Олимпиаде проблемы были решены. В натуре увидеть заявленную модернизацию можно?
— Вы ее и видите каждый день. Многие сочинцы звонят в администрацию: что это перегородили заборами в парках, скверах, в других зеленых зонах? Это и есть строительство нового коллектора. Программой строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горно-климатического и бальнеологического курорта предусмотрено выполнение 23 мероприятий на сумму 26,4 млрд рублей. Это позволит решить стратегические задачи развития системы канализации в городе за счет реконструкции и модернизации существующих и строительства новых очистных сооружений, в том числе «Краснополянских», «Адлерских», «Кудепстинских», «Бзугинских», «Навагинских» — общей мощностью 325 тысяч кубометров в сутки. Также будут модернизированы и построены магистральные коллекторы и сети канализации общей протяженностью почти 150 км.
Особого внимания заслуживает ситуация с ливневой канализацией. С учетом того, что в поселках канализации нет, до сих пор мы сталкиваемся со случаями сброса стоков прямиком в ливневки, откуда они попадают в море. Мы выявляем такие случаи, объясняем, но люди говорят: «А куда нам подключаться?».
— Логичный вопрос… Они не виноваты в такой ситуации, они такие же ее заложники.
— Мы признаем — ошибки были допущены. Что имеем на сегодняшний момент? Разработан перечень необходимых мероприятий по обеспечению требуемого уровня очистки хозяйственно-бытовых стоков, включающий дополнительное развитие сетей на сумму свыше 10 млрд рублей, модернизацию центральных очистных сооружений канализации на сумму в 4 млрд рублей и канализование 79 сельских населенных пунктов на сумму 8,5 млрд рублей. В правительство России нами подана заявка на дополнительное финансирование на общую сумму 22,73 млрд рублей. Необходимо понимать, что суммы, требуемые на нормальное канализование, огромны. Чтобы был ясен порядок цифр: бюджет Сочи составляет 12 млрд рублей. Пока вопрос рассматривается, руководством страны уделяется огромное внимание этой проблеме, и понимание важности ее решения, конечно же, существует.
— А понимание того, что «эллинги» — лодочные гаражи со стометровыми апартаментами сверху, выстроенные на гальке и в море же все и сбрасывающие, — «это неправильно» есть?
— Действительно, эллинги, которые в лихие времена построили на берегу, город не украшают и на экологию Черного моря оказывают самое негативное воздействие. 30 августа прошлого года президент РФ дал поручение о проверке застройки в пределах 500-метровой зоны от уреза воды. Поручение подразумевает тотальный мониторинг. За этот год было выявлено 266 объектов с признаками самовольного строительства.
— И такие самоволки будут сноситься?
— Здесь мы сталкиваемся с такой статистикой. Администрация Сочи в отношении этих объектов уже подготовила и направила в суды 194 исковых заявления. По ним вынесено 75 решений суда — это менее 40 процентов. Но удовлетворили наши суды всего 44 наших иска, а в службу судебных приставов направлено и того меньше — 17. Исполнили приставы всего 3 решения. Эффективность оказалась полтора процента!!! Этим все сказано. Но мы продолжим работать. Сегодня документами — особенно тех строений, которые удалось узаконить, — активно занимаются Генеральная прокуратура и контрольно-ревизионное управление Президента РФ.
— У нас до сих пор, к сожалению, «стабильно функционирует» и другой источник потенциального загрязнения вод — наши свалки.
— В СМИ очень мало об этом говорится, но ведь мы уже сегодня по-новому решаем проблему мусора в Сочи. Адлерская свалка закрыта вообще, построен и работает мусоросортировочный завод: на полигон вывозятся спрессованные «концы». Сегодня ведется строительство полигона для утилизации этих «концов». И не надо преуменьшать значимость происходящего. Рекультивация полигонов ТБО — Лоо, который будет работать до 2012 года, и Адлера — это масштабная победа над наиболее опасными с точки зрения экологии проблемами. Проектом рекультивации предусмотрены работы по предотвращению оползневого разрушения свалочного тела, озеленение финального грунтового покрытия свалки и прилегающей территории и, главное, ликвидация и предотвращение в дальнейшем самой возможности стока свалочного фильтрата в русла рек Бытха и малая Херота, обустройство там локальных очистных сооружений.
— По вопросу свалок у экологов из различных организаций было множество предложений. Какие-то их наработки взяты на вооружение?
— Мы очень внимательно относимся ко всем сигналам и ко всем предложениям экологов. Часть из них — отличные профессионалы, хорошо разбирающиеся в вопросах загрязнения и охраны окружающей среды. Это активные люди, которые в курсе всех новинок, которые искренне хотят улучшений. Но дело в том, что все то, что предлагается экологами, — прекрасные разработки, отличные идеи, но пока они не стали технологией и остаются именно разработками. Полигон, который сегодня строится для захоронения «хвостов», — прослужит не менее 10 лет. За это время, скорее всего, появятся иные, новые, современные технологии переработки и утилизации мусора, готовые к внедрению.
— Не меньше, чем вопрос свалок, экологов тревожит Мзымта. Огромная стройка, усложненная фактами незаконной выборки гравийно-песчаной смеси. Не так давно эта река пенилась — в нее строители спустили буровой раствор.
— С этим фактом уже разбираются контролирующие и правоохранительные органы — факт действительно вопиющий. На Мзымту — крупнейшую реку Черноморского побережья — вообще легло наибольшее негативное воздействие. В ее пойме ведутся дорожно-строительные работы такого масштаба и интенсивности, каких современная история России еще не знала. Русло претерпевает такие значительные преобразования, что на восстановление ее экологического равновесия без внимания специалистов уйдут десятилетия. Но работы по восстановлению экосистемы заложены в проект, и оправдания строителей, что у них «сроки горят», не будут рассматриваться в принципе. Если мы пустим вопрос на самотек, то стройка закончится, а несанкционированные свалки и бесконтрольный выбор грунта нанесут непоправимый ущерб. Рейды по выявлению несанкционированного размещения строительных отходов, свалок грунтов, строительных материалов проводятся регулярно. Постоянно проверяем строительные площадки: в этом году их обследовано более 200, выявлено 42 нарушения.
Основные нарушения — это отсутствие подъездных путей с забетонированным покрытием и отсутствие стационарных моек для транспортных средств с отстойниками для предотвращения попадания грязной воды на рельеф.
— А воровство грунта из Мзымты не больше ли вредит?
— Это тоже проблема, которая при всей своей значимости должного внимания прессы не вызвала. А ведь у нас серьезные успехи. В 2008 году вывоз ПГС из русла носил просто катастрофический характер. Вплоть до того, что мы пообещали инспекторам ДПС, что за каждые 20 выявленных случаев незаконного вывоза грунта и организации несанкционированных свалок будем премировать машинами и квартирами. Работа была проведена колоссальная. В этом году у нас зафиксировано всего 4 факта незаконной выборки ПГС из русел, материалы по данным фактам направлены в департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу и в УВД Сочи — меры будут приняты. У нас с реками есть коллизия правового плана. Дело в том, что все реки в Сочи — де-юре федеральные. Но с банкротством государственного предприятия берегоукрепления они оказались по сути бесхозными. Полномочия по контролю за их состоянием отданы в министерство ГО и ЧС. Поэтому, по большому счету, чисткой русел от отложений, мусора, топляка заниматься некому. Город не может выполнять эту работу: мы жестко связаны бюджетным кодексом и на уборку чужой собственности не имеем права выделять средства. Со следующего года у нас заработает муниципальное специализированное предприятие и будут решены вопросы деятельности в руслах, но пока ситуация такова.
— А какова ситуация с приморскими пляжами? Кстати, что с проектом глобального строительства новой набережной?
— Проект готов. Протяженность новой центральной набережной вдоль городских пляжей Центрального и Хостинского районов составит 2,2 км — от морского вокзала до проспекта Пушкина. А в ширину это будет 110-метровая полоса. 16-30 метров зеленой зоны, 30-метровая прогулочная зона и 50 метров собственно пляжа. Деньги на реконструкцию выделены — 4,5 млрд рублей. Из них 4 млрд пойдут на гидротехнические сооружения. А остальное собственно на «бродвей», в том числе на озеленение и благоустройство.
— Так мало?
— Мы прекрасно понимаем, что этой суммы недостаточно. Проект новой набережной будет представлен на Международном инвестиционном форуме, и мы надеемся, что он привлечет инвесторов — наработки и предварительные договоренности у нас есть. И это позволит сделать набережную достойно. Ведь как бы то ни было, а море — наше главное богатство. И набережная — наша визитная карточка. Не будем работать над его экологией — появятся проблемы с экономикой: к нам не поедут. Поэтому все, что мы сегодня делаем для улучшения экологической обстановки в городе, — это наши инвестиции в будущее. И это правильные инвестиции.
Светлана ВОЛОШИНА