О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ИГРА В «ШАШКИ»

   1 сентября вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в законодательный акт «О безопасности дорожного движения», проще говоря — Закон о такси. Госдума обсуждала его дольше, чем любой другой, — четыре года. Похоже, спорить было о чем: только в Большом Сочи годовой доход извозчиков-нелегалов (сюда относятся «левые» экскурсоводы, джиперы и прочие экстремалы), по оценке РБК, составляет 30 млн рублей, что сравнимо с чистой прибылью двух таксомоторных компаний, имеющих лицензии.

   Теперь караются штрафами: отсутствие на транспортном средстве «цветографической схемы такси» или оранжевого фонаря (3 тыс. рублей с водителя и 50 тыс. с фирмы); отсутствие печатной информации о поставщике услуг в салоне (1 тыс. и 30 тыс. рублей соответственно); невыдача кассового чека (1 тыс. и 30 тыс.). За единичный незаконный извоз частник заплатит 5 тыс. рублей, юридическое лицо — до 90 тысяч. Таксисты частных компаний, работающие на собственных машинах, должны иметь водительский стаж не менее трех лет, срок эксплуатации автомобилей не должен превышать восемь лет. При этом все авто должны соответствовать второму экологическому классу… Неужели исчезнет главная достопримечательность Лазаревского вокзала — синяя «шестерка» деда Саши с картонками на заднем стекле: «ВЕЗУ НЕДОРОГО» и «СТУДЕНТКАМ СКИДКА»?!
   Услугами частного извоза регулярно пользуются лишь 7 % сочинцев (в Москве — 38 %). Но таксист в Сочи — не профессия, а стиль жизни. Отдельная социальная категория, столь же могучая, как арендодатель жилья. Сочинский таксист — особое состояние души, медитативное и философски неспешное. Хотя бывают исключения.

   «БЕЗУМНЫЕ МАКСЫ»
    «Вы сколько весите? Это с багажом или без?» — подобные вопросы могут озадачить любого. Но только не клиента «мототакси». Когда опаздываешь на свидание, а традиционное такси завязло в пробке, ты готов поскакать хоть на черте, ухватившись за рога. Однако уже через 20 минут после заказа в пробку вклинивается байкер с шашечками на раме. Следует краткий инструктаж («Наденьте шлем, держитесь вот здесь, не совершайте резких движений») — и начинается слалом среди прогретых капотов…
   — Часто приходится спасать клиентов из обычного такси?
   — Да, бывает… Мы просим выйти к остановке или к магазину, рекламному щиту. У нас три «Хонды», два «Кавасаки», берем не все заказы. Но есть услуга «в аэропорт без пробок» — доставим к трапу, и вам не придется сидеть в зале ожидания.
   — Странно, что мототакси в Сочи развивается вяло…
   — Конкурентов нет… Плевки в спину считаются? Могут подрезать или дверью прижать. Зависть — тяжелое чувство… Хотя зарплаты у нас не как у «клаксонов». (Средняя зарплата сочинского таксиста — 19 тыс. рублей, при графике «сутки через сутки». — В.Т.) Но у нас коллектив друзей, а это намного дороже.
   — И давно он у вас?
   — Начали год назад, «на слабо», даже бизнес-плана не было. Все придумали братья-близнецы Максимовы. Они — фанаты байка, «безумные Максы». («Mad Max» (1979 г.) — культовый боевик с Мэлом Гибсоном о полицейском-байкере, мстящем за гибель напарника. — В.Т.) Позвали бывших, кто работу ищет. Начали с Курпроспекта и Донской… Пустили бегучку, расклеили листовки. Пошли клиенты… Фанаты есть — «девушка» лет 50 вызывает ночью прокатиться. Даже в дождь! Романтика!..
   От Виноградной до «Москвы» долетели за 15 минут — вместо обычного «тихого часа». Такса — 250 рублей, на сотню больше обычного. Оно и понятно: романтика…
   — А где мой чек?
   — Нет проблем! Поехали в офис, тут недалеко. Кассовый аппарат там. В законе не написано, где конкретно я должен выбивать чек…
   В проекте дублера Курортного проспекта и развязки на Макаренко предусмотрена разметка для двухколесного транспорта. Так что у мототакси в Сочи светлое будущее. Интересно, что по такому поводу думают велорикши?

   ТАНГО С ТАКСИ
   Ее синие глаза в зеркале заднего вида кажутся настороженно-темными — фонари и фары отбрасывают тени. Юлия — одна из немногих в Сочи девушек-таксисток. И уж точно единственная, выезжающая в ночную смену. Юля любит фруктовое мороженое, персидских котят, Джонни Деппа и ненавидит тех, кто учит ее водить такси.
   — Представляешь, везу одну даму по Объездной, а она руководит: здесь тормозни, а здесь обгоняй, мол, ты что, первое утро за рулем?.. И вдруг поперек дороги поворачивает бетономешалка! Я чудом успела срулить в канаву. Клиентка молчит, сопит. Спрашиваю: так сойдет?..
   — Как ты вообще сюда попала?
   — В такси? Как и все, от безысходности… (Смеется). Я занималась бальными танцами профессионально. С партнером мы стали вице-чемпионами Европы в Вене, взяли третье место на чемпионате мира в Дрездене. А потом дурацкая травма на даче… Родители подарили машину. Сначала катала друзей…
   …23-40. На пятачке у кинотеатра «Сочи» двое очень пьяных «ковбоев» пытаются запрыгнуть к нам в салон на ходу. Один, упав на асфальт, орет вдогонку: «Стоять, сука, мы платим!»
   — Они нормальные, — невозмутимо комментирует Юля. — Ненормальные те, кто не платит! Везла одного ночью от автовокзала в Голубые Дали. Когда приехали, он просто вылез и ушел. Заметил, что у меня железо на ноге. Я тогда еще хромала. Хоть бы спасибо сказал!.. Сейчас все злачные места знаю. Если не вызов, а свободная посадка, — никогда не поеду в Завокзалку, на Мацесту или в район КСМ после десяти вечера… Насквозь вижу наркобарыг — у них глаза бегают и шея двигается, как у этих… у фламинго!.. Могут наездить полдня со своими «закладками», а потом свалить через сквозной подъезд. («Закладка» или «чика» — доза наркотика, которую прячут в условленном месте, например, за мусоропроводом. — В.Т.)
   — Говорят, сочинские такси скоро оснастят камерами наблюдения.
   — Хорошо бы. Но вряд ли. Кто наблюдать-то будет? Полиции на нас плевать. А у нас нет службы безопасности — только охрана в таксопарке. Если клиент в неадеквате, это проблема водителя…
   Справа под сиденьем у Юли хранится мини-шокер «Каракурт» с хищно изогнутыми электродами. Эта модель — хит сезона у таксистов. Незаменимая вещь. Особенно если сзади накинули удавку на горло.
   — Ты не думай, хорошее тоже случается… Недавно везла двух ребят, параолимпийцев из Казахстана. Показывала город. Потом они достали из багажника коляски, собрали и показали мне шикарнейшее танго на колесах!..

    * * *
   …Таксистом по-прежнему может стать любой автовладелец. Но теперь придется регистрировать ИП. Знакомый директор таксопарка не скрывает восторга:
   — Бомбилам пришел кирдык! Не потому, что раз в год надо париться насчет лицензии. Их уничтожит всего одна строка в новом законе: обязательное прохождение предрейсового медосмотра. Раз в сутки изволь получить свежую справку в поликлинике. У каждого третьего из них местной регистрации нет, не говоря о медицинской книжке. Разумеется, после ухода с рынка нелегалов цены вырастут. Думаю, процентов на 15. Нет, это не корпоративный сговор… Одновременно улучшится качество обслуживания.
   С бизнесменом заочно дискутирует простой «бомбила», уроженец Сухуми:
   — Как таксовал, так и буду! У меня два своих места — Центральный рынок и «Александрия». Мы там ребятам отстегиваем за охрану. Сколько? В сезон — по 3 тысячи в неделю. Так что пусть они сами с ментами договариваются… Когда я там стою с «гребешком», — меня никто не проверит. Или предупредят перед проверкой. Ну, тормознут меня с пассажиром. Так это я с другом за шашлыком еду. Ты вот меня сдашь, что ли? Да и штрафы смешные. Конечно, к Олимпиаде нас прижмут. Но в Сочи всегда есть варианты…

Виталий Тюнников

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT