С прошлого четверга в Санкт-Петербурге вступил в силу местный закон, по которому парковка на обочинах дорог в центре Санкт-Петербурга становится платной. Это один из последних законов, подписанных уходящей в сенат губернатором Питера В. Матвиенко. При помощи этой меры власти планируют бороться с пробками на основных питерских магистралях. Правда, кто и как будет взимать плату за парковку на обочинах и в крайних правых полосах в центре города — неясно, и прояснится, по мнению питерских чиновников, к началу следующего года. Такая непопулярная мера, по их, чиновников, мнению, призвана решить важную проблему: ради отсутствия пробок заставить автомобилистов экономить и пользоваться общественным транспортом. Правда, эксперты критикуют идею, утверждая, что проблему пробок она не решит, а для того, чтобы вводить платную парковку в центре, нужно сначала предложить альтернативу: систему парковок у станций метро и хороший общественный транспорт. В Сочи проблема пробок и парковок стоит с остротой не меньшей. А на днях вопрос создания в Сочи мест для парковки автомобилей стал предметом детального рассмотрения.
Очистить сочинские улицы от автомобилей, припаркованных вдоль проезжей части, тем самым, увеличив их пропускную способность, — вот цель, которая стояла при разработке плана организации мест для парковки. На сочинских улицах и легковушку-то притулить не всегда получается, а перед администрацией Сочи стоит задача — найти места для нормального размещения всех сочинских автомобилей так, чтобы и ПДД им не приходилось нарушать, и по улицам можно было проехать, а не протиснуться. Где же брать заветные метры на парковку?
Задача усложняется тем, что организовывать парковки надо не там, где для этого место есть, а там, где это действительно необходимо. Например, Адлер — давний конкурент центрального Сочи по числу часов, проведенных его жителями и гостями в пробках. По приблизительной оценке управления транспорта администрации Сочи, здесь стоит почти три тысячи машин, причем не менее половины из них — грубо нарушают правила дорожного движения. Кстати, в «золотом квадрате» ул. Конституции СССР — ул. Навагинская, Курортный проспект — ул. Московская днем припарковано тоже порядка трех тысяч автомобилей. И опять же, большая часть из них в той или иной мере нарушает требования ПДД.
«Главный источник этой проблемы, по мнению А. Смаглюка, руководителя управления транспорта мэрии Сочи, — отсутствие жестких административных регламентирующих мер и отсутствие альтернативной возможности парковки». И второе, безусловно, более весомо. Ведь пока автомобилисты Сочи не обеспечены цивилизованными парковками, требовать парковаться в положенных местах нужно, но безрезультатно, и решить эту проблему не проще, чем выбраться из прокрустова ложа.
Поэтому сегодня в городе разработали концепцию системы парковок. В нее вошли парковки перехватывающие, внутригородские наземные и подземные паркинги и платные прибордюрные. Итак, где же будем парковаться?
Первоначально планировалось и строительство крупной парковки в Блиново. Единственный плюс проекта — там действительно пока есть место для размещения. Единственный минус, «убивший» проект, — серьезные опасения в ее целесообразности. Тем более что имеретинский олимпийский парк предусматривает довольно ощутимое число гостей на личных автомобилях и стоянки для них.
А вот у адлерского «Горизонта» парковка, скорее всего, появится. Хотя у владельца земельного участка планы поставить здесь совсем другие машины: установить аттракционы. По большому счету, курорт без развлечений жить не может. Но, с другой стороны, карусели создадут новую точку транспортного притяжения, и создание здесь развлекательной зоны еще больше забьет и без того стоячие адлерские дороги.
По разрабатываемому плану, еще минимум 150 мест даст подземная парковка вдоль Мзымты — в районе ул. Демократической. Кроме того, уже на обсуждении схемы парковочных зон на одной из планерок, проводимых главой города, было принято предложение минимум 300 машиномест предусмотреть в районе пляжа «Ромашка».
1100 парковочных мест Адлеру даст строительство на месте стадиона торгового центра. К сожалению, земли стадиона проданы и перепроданы уже не раз бывшими его владельцами, а в советское время стадион принадлежал профсоюзам и с тех пор четырежды менял хозяев).
Кстати, согласованное строительство на месте рынка в центре также подразумевает строительство паркинга, предположительно — двухэтажного.
Место для машин в Хосте найдено в самом центре, около железнодорожного вокзала. Планируется, что под сквером напротив вокзала будет организовано 300 подземных парковочных мест. А на месте ныне существующей зеленой зоны будет разбит парк. Дополнительно на парковочные места будет разбито и пространство под мостами.
«Мы подготовили обращение в Минтранс с тем, чтобы все пространство под развязками было отдано не под автомастерские, кафе и так далее, а под горизонтальные парковки», — подчеркнул необходимость не упустить момент глава города А. Пахомов.
«Светлана» — вечная парковочная «беда». В какой-то момент разработчикам концепции даже казалось, что организовать здесь паркинг без сноса объектов невозможно. Не исключено, что парковка будет построена на месте «вечной стройки» — на Курортном проспекте. Место для паркинга действительно идеальное, хотя, признают в администрации города, и очень дорогое.
У парка Фрунзе парковочный пик наступает в довольно оригинальное время. Если в центре города и поселков трудно припарковаться в рабочее время, то здесь — в ночное. Именно вечером здесь вдоль дороги оставляют автомашины посетители двух самых помпезных заведений города. Впрочем, у набережной в этом районе есть своя концепция развития. Пляж и сегодня востребован, но парковка здесь бы не помешала уже сейчас. Так что план строительства парковочных мест неподалеку от «Жемчужины» — логичен.
И если от идеи организовать паркинг в Блиново отказались, то бюджетные средства вполне могут быть вложены сюда.
Сверхзагруженный центр Сочи обзаведется подземным паркингом под ныне пешеходной зоной улицы Навагинская. Не менее сотни машиномест появится у торгового центра, который строится сегодня на месте «железного рынка», еще 350 — даст обновленный центральный рынок. Под парковку будет отведен и участок за зданием ЮТК.
Отличительная особенность ныне рассматриваемой на всех уровнях концепции: в плане нет самой важной цифры. Пока. Никто не может сказать — а сколько же собственно будет создано парковочных мест. И даже потребность Сочи в парковках сегодня оценивается лишь прикидочно. Дело в том, что провести исследование профильные институты соглашаются лишь при условии заключения контракта с муниципалитетом на дальнейшую разработку проекта новой городской логистики.
Так что все приведенные цифры — это минимум. Емкость парковочных терминалов будет уточняться уже по мере проектирования — когда будут проводиться серьезные геологические и экологические исследования. Первое, что будет определяться, — собственно емкость парковки, возможность углубиться и строить подземные уровни.
Но, тем не менее, работу по оценке технических возможностей строительства парковок предстоит провести очень быстро: правительство РФ готово финансировать строительство через федеральные и краевые целевые программы, только имея четкие планы.
Проще всего с обоснованием и исследованиями дело обстоит у хабов. Слово в сочинском лексиконе довольно новое, происходит от английского hub — «центр» и означает место массовой пересадки пассажиров. Четыре хаба станут для Сочи «олимпийским наследием», полностью меняющим транспортную логистику пассажирских перевозок. Здесь уже сегодня есть ясность и с тем, где они будут расположены, — в центре, в микрорайоне Мацеста, в Хосте и, конечно же, в районе аэропорта. Подразумевается, что на перехватывающих парковках у этих хабов автомобили будут дожидаться своих владельцев, отправляющихся «в город» на общественном транспорте. Их создание — практически целиком финансируется из негородских бюджетных источников.
Создание иных видов парковок сопряжено со своими специфичными трудностями и требует действительно громадной, системной работы и… понимания со стороны сочинского бизнеса.
Многие организации, которые осуществляют строительство, при своих объектах должны — обязаны! — размещать и парковки. Сейчас это становится обязательным требованием администрации. И это требование уже начинает действовать. Морской порт, где сегодня ведется большое строительство, планирует размещение парковки на 1000 мест. Это предусмотрено проектом. При строительстве Торговой галереи — сегодня там строится три крупных торговых объекта — также предусмотрены подземные паркинги. Такова международная практика. Например, сочинский коллега по Олимпиаде Ванкувер разрешает строительство торговых комплексов только с парковочными местами. Будет ли эта парковка платной или нет — там решает сам торговый центр. По периметру — на городских дорогах — прибордюрные парковки, принадлежащие муниципалитету, оборудованные так называемыми парк-мастерами, с установленной городскими властями платой, кстати, довольно высокой — до 6 долларов в час.
К сожалению, в ранее выдаваемых разрешениях на строительство и реконструкцию требование строительства парковки включено не было.
Другая часть программы создания в городе парковочных мест предусматривает привлечение инвесторов к их строительству. И если совсем недавно инвесторы жаловались на то, что в Сочи их не слишком и ждут, то сегодня уже администрация города сама проявляет инициативу. И трудности у инвесторов возникают совсем с другой стороны: к примеру, недавно при попытке зайти на выделенную под организацию парковки площадку строители столкнулись с неприкрытой агрессией.
Сегодня в городе, чья транспортная система придушена пробками, проблема парковок стоит в два ряда, а общественный транспорт, который предлагается новой концепцией как альтернатива транспорту личному, и с нынешним пассажиропотоком не справляется, чему свидетельство — сочинский обычай брать маршрутки штурмом. Но невозможно однажды проснуться и поехать по новой транспортной системе. Ее еще предстоит создать — это требует и денег (и, к счастью, с финансированием программы особых проблем возникнуть не должно), и времени, которое, к счастью, для нас, жителей, очень жестко ограничивается Олимпиадой. Но главное — впервые в Сочи создана принципиальная система организации движения и схема парковок.
Юлия ЗУЕВА