Скоро исполнится ровно год с того момента как в Сочи начал свою работу многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заместитель главы города Сочи Сергей ЮРИН, в ведении которого находится, в том числе, и работа этого центра, в интервью газете «Наш дом — Сочи» подвел некоторые промежуточные итоги работы МФЦ.
Сергей Юрин, заместитель главы города:
— Итак, Сергей Павлович, что на сегодняшний день можно сказать о работе МФЦ? Оправдались ли возлагаемые на него надежды?
— Могу с уверенностью сказать, что да, оправдались. Конечно, как и в любом относительно новом деле, здесь тоже далеко не все проходило и проходит гладко. Однако я считаю, что МФЦ сейчас уже вышел на тот уровень работы, за которым дальше — только развитие и совершенствование. Причем все это достигнуто за достаточно короткий период времени. Это удалось сделать, в первую очередь, благодаря принципиальной позиции мэрии. Наш мэр убежден, что государственные и муниципальные услуги в Сочи должны оказываться на самом современном уровне, и эта позиция очень помогла при становлении и начале работы МФЦ. Впрочем, более подробно о работе центра может рассказать его директор — Владимир Кнышев.
Владимир Кнышев, директор МФЦ:
— Владимир Валерьевич, что бы вы могли отнести к плюсам работы МФЦ, а что — к проблемным моментам?
— Если позволите, я сразу начну со второй части вопроса. Постановление о создании центра было подписано 26 апреля 2010 года, а его открытие состоялось уже 27 августа 2010 года. На тот момент (и во многом эта ситуация сохраняется и сейчас) подобных центров во всей стране работали лишь единицы. Поэтому нам приходилось начинать практически с нуля, методом, что называется, «проб и ошибок», так как какого-то хоть сколько-нибудь значительного опыта подобной работы в стране, к сожалению, пока нет. Мы тщательно изучали нормативную базу, которая, опять же, к сожалению, далеко не всегда приспособлена к требованиям сегодняшнего дня. Ну, например, до недавнего времени у нас отсутствовала какая-либо четкая регламентация оказания муниципальных услуг, присутствовала зачастую полная неразбериха во взаимодействии между региональными, федеральными и местными структурами. Кроме того, без преувеличения, на начальном этапе мы столкнулись с настоящим саботажем многих исполнителей в муниципальных и государственных органах.
— Как вам удалось преодолеть эти проблемы?
— В каждом конкретном случае — по-разному. Например, для того чтобы убедить представителей различных структур в том, что работа с МФЦ — это не какая-то прихоть или временное явление, приходилось проводить чуть ли не каждый день совещания с участием руководства города, где этим представителям четко давалось понять, что наш центр — это всерьез и надолго и по-другому работать теперь нельзя. Все эти проблемы начального периода, впрочем, легко объяснимы. Главная причина, на мой взгляд, в том, что МФЦ и стиль его работы практически полностью исключает так называемый коррупционный фактор. Здесь нет никакого прямого контакта заявителя с исполнителем, здесь нельзя, как говорится, «решить вопрос», здесь четко выдерживаются сроки оформления документов и принятия решений по ним. У нас работает электронная очередь, каждый заявитель предварительно получает специальный талон на обслуживание, что является для него гарантией быстрого и качественного предоставления той или иной услуги. Уверен, что те сочинцы, которые уже воспользовались услугами центра, смогли по достоинству оценить такой порядок.
— Кстати, о заявителях. Их много?
— Вплоть до мая-июня 2011 года мы обслуживали в среднем около 300 человек в день. За последние два месяца эта цифра выросла примерно до 550 человек. Больше всего обращений по линии налоговых органов, много людей приходит оформлять сделки купли-продажи недвижимости, земельных участков. Причем, вот по налоговой линии прием сейчас ведут уже исключительно сотрудники самого МФЦ, а не налоговики. По другим видам деятельности у нас пока практикуется смешанный тип работы — где-то наши сотрудники, где-то, как в случае, например, с Росреестром, — представители самого этого ведомства. На сегодняшний день мы оказываем 44 вида государственных и региональных услуг и 49 видов — муниципальных. Всего с начала работы центра к нам уже обратилось почти 60 тысяч человек.
— Давайте все-таки сформулируем, в чем именно заключаются преимущества многофункционального центра для так называемых «простых людей».
— Давайте. Ну, во-первых, как я уже сказал, работа МФЦ ведет к искоренению любых проявлений коррупции, что, как вы понимаете, не очень хорошо для чиновника и очень здорово для заявителя. У него уже не смогут вымогать деньги за разного рода «ускорения решения вопроса». Чего греха таить, в Сочи, как и в большинстве других городов, это явление присутствовало. Во-вторых, это — скорость оформления, упрощение процедур, абсолютная предсказуемость любого действия. То есть человеку, как раньше, уже не надо гадать, когда именно будут оформлены его документы или когда можно попасть на прием к тому или иному чиновнику. Все расписано сразу. Это очень экономит личное время и нервы заявителя. Кроме того, сам факт работы МФЦ, что называется, «удаляет с рынка» многочисленных посредников при заключении сделок и оформлении документов. Речь идет о так называемых маклерах, чьи услуги зачастую заключались лишь в чисто техническом оформлении бумаг, что, в принципе, любой человек мог бы сделать и самостоятельно. Другое дело, что часто у человека нет ни времени, ни даже просто желания простаивать часами в очередях во многочисленных инстанциях. И пока еще маклерский бизнес в Сочи процветает. Посредники чаще всего берут за свои услуги непомерные деньги, но у людей до недавнего времени просто не было выбора, вот и платили. Могу вам сказать, что в самое ближайшее время подобная практика окончательно уйдет в прошлое.
— Это довольно смелое заявление. Неужели такое возможно в принципе?
— Конечно, возможно. Более того — именно так и будет. Мы рассчитываем с 1 июля будущего года полностью перейти на электронный документооборот при совершении сделок с недвижимостью, например, и по целому ряду других, наиболее востребованных позиций. Речь идет о введении в действие системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Для этого в стране вносятся изменения в общей сложности в 71 законодательный акт. У этого проекта есть целая, если хотите, идеология, которая заключается в достаточно простой идее о том, что любой человек должен получить любую — государственную или муниципальную услугу быстро, просто, при минимальных затратах своих нервов и по предоставлении минимума документов. В идеале, для того чтобы, к примеру, купить или продать квартиру, человеку достаточно будет общегражданского паспорта. Кстати, именно так и происходит уже достаточно давно во многих цивилизованных странах. И речь идет даже не только о Европе, которую любят приводить в пример, а, в том числе, и о таких странах, как Сингапур, Китай, Казахстан. Среди российских регионов можно выделить Татарстан, где подобная система уже работает. Но вынужден отметить, что в целом Россия пока серьезно отстает в этом отношении — лет минимум на 10.
— И как же все будет происходить на практике?
— Для заявителя — достаточно просто. Допустим, вам надо продать квартиру. Вы берете паспорт и свидетельство на право собственности, приходите вместе с покупателем в МФЦ, пишете соответствующее заявление. Сотрудники центра (а не вы сами!) не только собирают весь необходимый вам пакет документов, путем направления соответствующих запросов в электронном виде для получения сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации перехода права собственности, но и проверяют их достоверность, правильность оформления. Заявителю сразу называется конкретный срок, когда ему необходимо будет прийти для завершения сделки. Оплата госпошлин производится здесь же, при этом не нужно предъявлять квитанций из банка. Сотрудники сами проверят поступление средств. Самое главное, что все документы сканируются, и потом все происходит уже в электронном виде. Будет работать принцип электронной подписи. Человеку уже не нужно носить с собой огромные пачки документов, тратить недели, а иногда и месяцы на получение различных бумаг. Строго говоря, собственник жилья, продающий его, абсолютно не обязан самостоятельно собирать какие-либо документы. У него уже все есть — его право собственности, а значит, и право эту собственность отчуждать. И он должен просто воспользоваться этим правом и все. А обеспечить это его право — обязанность органов власти.
Тот же самый порядок касается и многих других позиций. Есть, конечно, определенные проблемы в этом отношении. Основные — это налаживание самого электронного взаимодействия между различными инстанциями, установка систем защиты персональных данных. Есть и вполне объективные обстоятельства. Например, у Росреестра до сих пор нет общефедеральной базы данных, есть только региональные. Работа ведется, но это очень трудоемкий процесс, учитывая масштабы нашей страны. Однако есть уверенность, что в названные сроки система заработает.
— Если честно, верится пока с трудом.
— Ну, вы знаете, когда-то никто не верил, что автомобиль может ездить быстрее 30 километров в час. Но ведь ездит, и намного быстрее! Введение в действие новых систем обслуживания при получении муниципальных и госуслуг — это не какая-то дань моде. Это насущная необходимость. Мы живем в XXI веке, а не в XIX-м. И получение таких услуг, я уверен, в самое ближайшее время станет максимально простым и доступным любому человеку. Оставлять в этой сфере все как есть — это путь в никуда. Посмотрите, в последние годы дошло уже до того, что зачастую нашему гражданину гораздо проще приобрести недвижимость за рубежом, нежели сделать это в собственной стране, где от него требуется собрать десятки нужных и ненужных документов. Это очень раздражает людей, негативно сказывается на имидже государства в целом. Ситуацию эту нужно менять, и менять срочно, чем мы и занимаемся. Очень приятно, что на это существует политическая воля и руководства страны, и руководства края и города. Во всех наших начинаниях мы неизменно чувствуем поддержку и содействие, и это очень важно.
— Может быть, несколько неожиданный вопрос, но все же — а сами-то наши граждане готовы к таким переменам?
— Да, это хороший вопрос. Далеко не всегда готовы, и не во всем. Например, очень часто бывают ситуации, когда человек не разбирается даже в абсолютно элементарных вопросах — приходит вообще без документов, в том числе и без паспорта, и при этом требует услугу ему все-таки оказать. Бывают столпотворения при получении талонов на обслуживание. В этом вообще нет никакого смысла, поскольку работаем так, что к специалисту попадут непременно все, ну, может быть, с разницей максимум в несколько минут. А самое главное — наши люди пока просто не могут поверить в то, что получение услуг от государства и муниципалитета — не что-то запредельно сложное, а такая же простая и естественная вещь, как проезд на общественном транспорте, например. Вот этот менталитет поменять очень сложно. Но делать это необходимо, и с нашей стороны лучшим способом в данном случае будет успешная и добросовестная работа.
Беседовал Михаил КОНСТАНТИНОВ