О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Лучшее — «Безразличие», а кто-то вдребезги провалился

   Голубая дорожка свернута, желтые кресла убраны, и по площади перед Зимним театром возобновлено нормальное движение: в Сочи завершился Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр-2011». Напоследок, после торжественного прохода звезд по дорожке в честь закрытия главного национального киносмотра — жюри раздало призы фестиваля.

   Собственно «простым сочинцам» «Кинотавр» показал обычный минимум: две звездные дорожки и кино на площади. Причем на площади показывали фильмы самые «ходовые», так что оба открытых киносеанса каждого вечера могут служить примером «отличной работы команды организаторов». Вопреки публикациям в неместной прессе, встретить звезду и запросто с ней сфотографироваться в Сочи в дни «Кинотавра» было не намного проще, чем в любой другой день. Более того, даже журналистов очень четко делили на «своих» и «других», а часть актеров даже при попытке взять у них интервью «своих» журналистов твердо и уверенно посылали к своим представителям по связям со СМИ. При этом охрана «Кинотавра» в этом году работала на удивление жестко. И попасть на просмотр конкурсных кинолент было ничуть не проще, чем в прошлом году. Но организаторы не устают повторять, лишь слегка маскируя факт вежливыми сентенциями о красоте Сочи, что фестиваль сделан хоть и в городе, но отнюдь не для города. Но чаще говорится о внутрицеховых проблемах: уже в альманахе «Кинотавра» С. Алиева — программный директор — заявила о том, что в кино пробрался вирус коррупции и протекционизма, кинокритики приличной нет, готовности работать на энтузиазме нет давно и не предвидится. «Как так?» — деланно удивлялись организаторы конкурса на пресс-конференциях и кулуарно.
   Председателю жюри А. Миндадзе приходилось отвечать на вопросы на порядок сложнее. Ведь у зрителя, в современном кино не искушенного и глядящего на экран взором потребителя (в лучшем смысле этого слова), в глазах после просмотра светилось: «Что хотел сказать художник?»
   Но жюри справилось: лучшим фильмом названо «Безразличие» Олега Флянгольца. Приз за лучший сценарий получили Виктор Шамиров, Гоша Куценко и Константин Юшкевич за фильм «Упражнения в прекрасном». Лучшими операторами названы Ибен Булл и Эдуард Ильин, снявшие фильм «Портрет в сумерках». Приз за самый удачный дебют достался картине «Бабло» режиссера Константина Буслова.
   Лучшим режиссером был назван Бакур Бакурадзе за фильм «Охотник». Композиторский приз вручен Александру Маноцкову, создавшему музыку для картины «Мой папа — Барышников». Лучшим исполнителем мужской роли назван Константин Юшкевич за роль в фильме «Упражнения в прекрасном», а лучшая женская роль — у Татьяны Шаповаловой, сыгравшей в картине «Охотник». Актриса Оксана Фандера за исполнение главной роли в фильме Александра Гордона «Огни притона» удостоена специального приза с формулировкой «За сочетание красоты и таланта». Приз Гильдии киноведов и кинокритиков был вручен фильму Бакура Бакурадзе «Охотник». Картина Виталия Манского «Родина или смерть» получила диплом гильдии. Счастливый билет вытащил режиссер Михаил Сегал, снявший короткометражку «Мир крепежа». Помимо главного приза конкурса, картина Сегала также удостоилась награды партнеров конкурса «Future Shorts»: «Мир крепежа» будет показан в рамках осеннего фестиваля в кинотеатрах более чем 20 регионов России и, кроме того, будет включен в программу международного проекта «Future Shorts One», который проходит одновременно в 15 странах. Впрочем, конкурс короткометражек, в свое время бывший своеобразным трамплином к главному конкурсу, на этот раз отличился: редкий «короткий метр» не вышел за рамки 20 минут, истории были порой насыщеннее и, на непрофессиональный вкус автора этих строк, гораздо динамичнее, а порой и остроумнее. И в отличие от общего фона конкурсных фильмов — откровенно оптимистичнее. А вот в главном конкурсе заявленного перед киносмотром триумфа мейнстрима не произошло.
   Один из фаворитов фестиваля «Охотник» Бакура Бакурадзе производил местами впечатление хорошо отснятого научно-популярного фильма, дословно экранизирующего учебник зоотехники для младших курсов аграрных вузов: много натуралистических сцен в свинарнике, не меньше — в номерах гостиницы и бане. В общем, претензия на артхаусность и «не для всех» прозвучала вполне откровенно.
   Одним из не самых популярных, но знаковых творческих событий в кинематографическом лете Сочи второй год подряд становится питчинг. Явление сколь удивляющее, столь и поражающее результатами.
   Питчинг — это конкурс еще не реализованных проектов, попытка объединить хотя бы на площадке «Кинотавра» режиссеров и продюсеров. О нехватке последних говорилось и на пресс-конференциях, посвященных конкурсным фильмам, и на сверхзакрытых вечеринках. Сценаристы, реже — с режиссерами в паре — представляли продюсерам свои творения в бумаге, а те оценивали их жизнеспособность и интерес собственно для продюсирования. Правда, вместе с призом в этом конкурсе авторы получают не контракты, а моральную поддержку, но в массе своей благодарны даже за возможность высказаться. Судя по высказываниям, продюсеров задели за живое всего два сценария: «Мафия» — с заявленным бюджетом в 500 тысяч долларов, о которых авторы с готовностью сказали, что готовы «прижиматься», и собственно победитель — «Большая картошка», на воплощение которой сценаристы просят продюсеров привлечь 4 млн долларов. И победитель не удивил: «Кинотавру» последних лет свойственно обласкивать фильмы, отнюдь не обреченные на кассовость. Но у питчинга бывают и истории со счастливым концом (вопреки мрачному сценарию). «Мой папа — Барышников», снятый в эстетике «фильмов про пионеров» годов эдак 70-х, — в прошлом году был победителем сочинского питчинга.
   Были — на вкус опять же зрителя, а не кинокритика, — и откровеннейшие провалы. Со своим вторым фильмом вроде бы громко заявивший о себе дебютом «Неадекватные люди» Р. Каримов промахнулся и провалился так, что число уходивших с просмотра было неприлично. Его лента «Вдребезги» задумывалась, похоже, как залихватское «мочилово» по-русски. Но плоский сюжет, вроде как на коленке написанный сценарий и совсем нежизнеспособные персонажи поставили на нем крест. Мнение, подчеркну, — глубоко личное, и пусть критики пытаются доказать друг другу, что не все так просто в новом русском кино. Но если даже на фильм Р. Гигиенеишвили с красивым названием «Без мужчин» пришло всего ползала — значит, мэтры и звезды еще по трейлеру фильма поняли: зять Михалкова с собственной женой в главной роли снял несколько несмотрибельное кино.
   А впрочем, то, что «Кинотавр» все-таки показал Сочи, сочинцам и его «нефестивальным» гостям, — было великолепно. И фильмы на площади, и звезды на дорожке. И даже капризная сочинская погода благоволила тем, кому достались аншлаги на площади перед Зимним театром. В следующем году снова приедут. Посмотрим.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT