В Сочи начала работать современная система удаленной оплаты коммунальных услуг. Тратить лето, да и всю жизнь, на очереди теперь не нужно: очередей просто не будет.
Не секрет, что традиционные способы расчетов за потребительские услуги у наших граждан ни с чем хорошим не ассоциируются. Ритуал расплаты за блага цивилизации каждый месяц начинается с заполнения массы квитанций и завершается великим стоянием в очередях.
К счастью, технический прогресс движется быстрее очередей. Электронные коммуникации сократили процесс платежа до нескольких минут, а телодвижения плательщиков — до простого нажатия телефонных кнопок или клика компьютерной мышью.
В июне новые технологии приходят в Сочи.
Очередь — вместо отпуска
Тело упало без шума и пыли. Грохот перевернутого стула вызвал чей-то легкий «ой!». Сподобиться на большее толпа не успела — тело испугалось, отряхнулось и село на прежнее место.
Сидеть предстояло долго. Очередь к окошку с надписью «коммунальные платежи» ползла тяжелораненой змейкой. Она уже не выпускала жало. Весь яд вышел еще на старте, бодрыми разговорами за жизнь и битвой под знаменем «вас тут не стояло». В душном зале «плавилось» десятка два утомленных солнцем. В руках каждого кипа квитанций — угрожающее напоминание о том, что быстро в этом мире только кирпич на голову падает.
Телу хотелось одного — опуститься на стул и закрыть на все это глаза. Уснуть и опрокинуться никто не планировал. Но в России так: попал в очередь — о планах забудь.
В наших очередях успевают многое: и поспать, и поспорить, и лица рассмотреть, и морды побить… Не хватить здесь может терпения и сил, но не времени. По статистике, россиянин за свою жизнь в среднем стоит в очереди около 100 дней — три месяца полноценного отпуска! Согласно исследованию компании «Nextep», в банках и почтовых отделениях мы ждем, пока нас обслужат, в среднем 27 минут. В реальности (кто стоял — знает) цифра увеличивается как минимум в два раза, а для ГАИ, БТИ и прочих государевых служб — и того больше.
Это уже не многотысячные «колонны» за советским дефицитом, но мучиться продолжаем. И самое обидное, что за свои же деньги. Очередей за счастьем что-то не встречается, зато кровно заработанное отдаем повсеместно: от денежных переводов до налогов и регулярных коммунальных платежей.
Счастья в итоге нет, а неврозов — хоть отбавляй. Потраченная не в мирных целях энергия приводит к стрессам. Стрессы проявляют и обостряют заболевания сердца, желудка, снижают иммунитет, ухудшают психологическое состояние. Гнев, усталость, депрессия, утомляемость, бессонница — мы думаем, откуда? А вот оно: «Очереди, как и толпа, уродуют человека, повышают уровень его раздражительности и даже агрессивности», — говорит психолог, профессор Российской академии образования Владимир Зинченко.
«Если хорошо постоять, то можно и не работать»
Если очередь нельзя ликвидировать, ее можно обойти. Способы сделать это наше население, наученное горьким историческим опытом, знает. На самом деле считается, что способ один — деньги. Главное, мол, дать кому надо.
Альтернатив сегодня две: клерк-взяточник или трамитадор. С первым, вечным как мир, все ясно. Второй (трамитадор, исп.: ходатай, проситель) — это тот, кто готов не безвозмездно постоять в очереди вместо вас. Стоимость такой услуги в Москве доходит до тысячи рублей в час, в регионах в среднем составляет 300 рублей.
Ничего нового в этом якобы новомодном бизнесе для России нет. 1939 год, из рапорта НКВД: «В ночь с 13 на 14 апреля общее количество покупателей у магазинов ко времени их открытия составляло 30000 человек. В ночь с 16 на 17 апреля — 43800 человек и т.д.». В это же время: «Для кого-то стояние в очереди было наказанием, для кого-то проведением досуга, а для кого-то профессией, предпринимательством, средством заработать деньги. Как выразился один из профессионалов-стояльщиков, «если хорошо постоять в очереди, то можно и не работать». Место в очереди можно было купить, хотя стоило это дорого — 25-30 рублей… За деньги можно было нанять человека стоять в очереди, например, ночью, а утром заменить его» (Елена Осокина, «Прощальная ода советской очереди»).
Как с этим бороться
Простому очереднику, не обремененному принципами, по сути, все равно, кому платить, — чиновнику или «профессиональному стояльщику». Важно — избавиться от кошмара. В то, что избавляться можно совершенно по-другому — с меньшими затратами и большим комфортом, мы пока верим с трудом.
Недавно на одном из интернет-форумов посетители отвечали на вопрос: «Как заставить очередь двигаться быстрее?». «Найти прутик и подгонять, подгонять», — ответили 21,5 %, «Тихо и незаметно пролезть вперед» — 11,5 %, «Деликатно покашлять, со словами «Эх, туберкулез замучил!..» — 10 %.
Все это, конечно, шутка. Но — с долей правды. Элементарный ответ «Не стоять в очереди» выбрали лишь 4,5 % участников опроса. А зря. В век высоких технологий лучший способ справиться с бытом — это переложить его на электронные плечи. Телевизор с дистанционным пультом мы давно воспринимаем как должное. Теперь пришло время привыкать к удаленным платежам.
Платить дистанционно — значит платить через Интернет или мобильный телефон. Сегодня это делает весь мир, включая Африку. К примеру, в Кении из 40 миллионов населения 10 миллионов зарегистрировано в сервисе, позволяющем осуществлять платежи с помощью мобильного телефона. В Южно-Африканской Республике с 49 миллионами жителей — 10 миллионов пользователей мобильных платежей, прогноз на ближайшие три года.
В зарубежных странах удаленным сервисом охвачено практически все, что касается современного потребления. Моментально и бесконтактно можно рассчитаться за самые «ходовые» услуги — от жилищно-коммунальных до пополнения баланса сотового телефона, выплатить кредиты, налоги, штрафы, приобрести билеты, заплатить за автомобильную парковку.
В России до недавнего времени все это было доступно лишь жителям столичных городов и клиентам отдельных банков. Но жизнь меняется, прогресс идет в народ.
Солнце, море и никаких затылков
В июне Сочи присоединяется к новой системе удаленных платежей А3 (А — три), запущенной в российских городах в начале 2011 года. Оплачивать услуги ЖКХ, спутниковое телевидение, домашний Интернет, телефонию, сотовую связь горожане смогут с помощью Интернета (на сайте системы www.a-3.ru), через мобильные устройства (телефон, iPhone, iPad, iPod) или по звонку оператору контакт-центра. Иными словами, платить можно где и когда угодно — в любое время суток, из дома, офиса, из другого города и даже страны.
С 1 июня удаленные платежи уже принимают расчетный центр Сочи (ЖКХ), «Кубаньэнергосбыт» (электроэнергия), интернет-провайдеры «Билайн Интернет», «Южная телекоммуникационная компания» («ЮТК»). Как отмечает разработчик системы, этот список будет расти вместе с перечнем предлагаемых услуг.
Как показывает практика, превращение компьютеров и «мобильников» в домашние платежные терминалы заставляет по-иному взглянуть на окружающее. Общаться с электронной системой — это лучше, чем идти на компромисс с совестью, давая взятку чиновнику, и выгоднее, чем потрошить кошелек, оплачивая бизнес трамитадоров. Не говоря о самом факте прощания с очередью: когда можно смотреть на солнце, а не в чей-то затылок, жизнь обретает совсем иной смысл.
Владимир СУРОВЦЕВ