Для начала попробуйте сами решить задачку из учебника 1 (первого) класса по математике. «Арбуз весит 3 кг и еще половину такого же арбуза. Сколько весит целый арбуз?» А теперь представьте, что вам надо объяснить, почему правильный ответ этой задачи — 6 кг — классу, в котором 30 человек. Прибавьте к этому вал работы бумажной — отчетов, планов уроков, поурочных разработок, личные портфолио детей (должны почему-то быть у каждого ученика) и проч., специфику взаимодействия с родителями и любимыми, но такими разными детьми — и вы получите некоторое представление о том, что такое работа учителя младших классов. А теперь учтите, что за месяц работы с этим классом вы получите в кассе (при условии, что у вас достаточно высокая квалификация) около 9 тысяч рублей. Но перед системой образования сегодня стоит задача не повысить вам зарплату, а внедрить новые государственные стандарты образования начальной школы. Причем сделать это быстро: с ближайшего 1 сентября все школы должны работать с первоклассниками по новым стандартам.
Сегодня — аксиома, завтра…
Примем за аксиому: сочинские школы дают в массе своей приличное образование. Успехи есть и у детей, и у учителей. Четыре сочинских учителя по итогам всероссийского конкурса стали «Учителями года». Одна из хостинских школ постоянно привозит призы с краевых и зональных олимпиад по биологии. Конкурсы межшкольные в Сочи — дело обычное. Вот сейчас, к примеру, на старте «Живая лоза» — творческий конкурс образовательных учреждений, который решено провести в Лоо. Только что завершился семинар по инновациям в образовании и переходу на новые образовательные стандарты. То есть Сочи является огромной, как в этой среде принято говорить, площадкой для внедрения и апробации новых образовательных технологий. Но давайте с уровня «образование» спустимся к простому учителю и «обыкновенному» ученику (нет, ну, конечно, каждый наш ребенок — уникален) и этаким взглядом дилетанта рассмотрим, что нам предлагают новые стандарты образования.
«Образование бесконечно» — слоган сочинского управления по образованию и науке. При этом новая доктрина образования предполагает, что все стали «шибко грамотные». В этом проблему видят и в государственной службе занятости, причем видят наглядно: с вакансиями в руках. «Беловоротничковых» вакансий мало, конкуренция здесь высокая, зато уборщиков, разнорабочих требуется огромное количество, а еще больше — квалифицированных рабочих, которых выпускают отнюдь не вузы. Именно потому, что в Сочи сложилась приемлемая система образования (с проблемами, но все-таки одна из самых отшлифованных), посмотрим, как на ней отразятся общероссийские «внедрения».
Растить… потребителя?
Они, «внедрения» — уже есть. Например, действует подушевое финансирование. Пусть о том, что для обозначения детей принята крепостническая система измерения «душа», уже язвят историки и филологи. Мы просто посчитаем. В Сочи малокомплектных школ — раз, два и обчелся, так что говорить, что сочинские учителя массово недорабатывают по «душам» — никак нельзя. Предполагалось, что в комплектных классах (30 душ) зарплаты моментально вырастут. Как показывают расчетные листки учителей — пока никак не выросли.
Второе проявление реформирования — ЕГЭ. Проблем с ним столько, что сейчас, за пару месяцев до экзаменов некоторые дети вынуждены менять выбор предметов — изменились требования при поступлении в вузы. Страшно не то, что происходит замена, а то, что два последних класса в школе и в центрах дополнительного образования идет не изучение предметов, а просто тренировка перед тестами. Но это — только начало. Кстати, по ЕГЭ сочинские школы неизменно показывают результаты выше средних.
Реформа образования берет свое начало в «нулевых». В 2007 году основную идею сформулировал министр образования А. Фурсенко. Его цитата (цитирую по газете «Совершенно секретно», но цитата упоминалась неоднократно в СМИ): «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». А в 2004 году разработчики направили тогдашнему президенту России В. Путину доклад, в котором говорилось (ни больше ни меньше) о необходимости реструктуризации всей системы российского образования. Три важнейших принципа образования — всеобщность, бесплатность и фундаментальность — подвергались полному пересмотру как… нерентабельные. «В нищей России учится 98,6 % подростков в возрасте 16 лет, на среднее образование тратится больше, чем на высшее» (цитата из этого доклада, опубликовано в Интернете). Деньги государства, по докладу, уходят сквозь пальцы: содержание и питание малышей в детских садах и воспитанников профтехучилищ, поддержание малокомплектных сельских школ… Отдельный «возмутительный» факт — стандарт не позволяет школам России предоставить платные образовательные услуги за пределами учебного плана. Все это, по мнению реформаторов, следует в корне переменить. «Ключевая компетенция», которой должна учить сегодня школа, по мнению разработчиков, — «умение жить в гражданском обществе».
Кому нужна такая «Школа»?
Чтобы обществу было удобнее содрогаться от того, что якобы творится в школах, и идея реформирования казалась родителям будущих «квалифицированных потребителей» обоснованной, по телевидению показали в прайм-тайм широко известный «рекламный ролик» реформы, лихо замаскированный под сериал «Школа». Его помнят многие, но многие уже подзабыли, что сочинские учителя тогда открыто заявили, что они против этого сериала, что так изображать школу — по большому счету — преступление против каждого отдельного учителя. Но гораздо интереснее было смаковать «жуткие факты», приведенные в этом художественном произведении. Однако даже такой «промывки мозгов» не хватило, чтобы в школы пришла реформа, запланированная разработчиками изначально: несколько уроков — обязательно (среди них довольно странное «место России в мировом сообществе»), остальное — по денежному выбору родителей. Блиц-крига не получилось, однако стандарты для младшей школы уже стучатся в школьные двери.
По новым стандартам, дети должны иметь не знания и навыки, которые в принципе довольно легко проверить и оценить, а определенные «компетенции». Для иллюстрации: одна из «компетенций» четвероклассника — набирать текст на компьютере двумя руками.
И, родители, не думайте, что эти реформы уж вас-то обойдут стороной. Новые стандарты предполагают, что знания дети будут добывать в ходе проектной деятельности. Вам кажется это разумным? Значит, вы никогда не участвовали в каких-нибудь конкурсах проектов. Учительница вам, конечно, поможет, но имейте в виду: у нее 30 учеников. А вот ребенок, даже если очень постарается — без вас перед самым простым запланированным проектом останется стоять с открытым от изумления — «что же делать?» — ротиком. Вот требования к проектным работам известного и уважаемого конкурса «Я — исследователь» для младших школьников: работа должна быть отпечатана 12 кеглем шрифта Times, видеопрезентация должна быть не более 2 минут, наглядные материалы — графики, диаграммы, должны умещаться на стенде установленного размера. Ваш ребенок выполнит эти требования сам? Поздравляю, у вас гений. И, подчеркну, это действительно прекрасный конкурс. Но сейчас от класса в нем участвует максимум парочка ребят. И далеко не каждый родитель — хотя бы в силу того, что времени у него нет, решится ступить на эту дорожку. Хотя чисто с психологической точки зрения — ничего прекраснее совместной научной работы «школа — ученик — семья» быть не может.
Вот новый поворот
Для завтрашних первоклашек приготовлена новая «модель» — школа полного дня.
Рассказывая о своих экспериментах в этом направлении, педагог сочинской прогимназии № 85 подчеркнула, что дети приходят в школу с отсутствием коммуникативных навыков. Умные, читающие, но не общающиеся. Вот школа и берет на себя эту «социализацию». А где сочинскому ребенку «социализироваться», если очередь в детский садик гораздо больше, чем число мест в дошкольных учреждениях?
Это учебное заведение стало местом апробации новых стандартов в Сочи (как и еще три школы), но здесь начальных классов всего три. Так что эксперимент с созданием дополнительных кружков, регулярных экскурсий и проч. здесь прошел «на ура» — его теперь показывают как «всем школам пример». И гордость школы — внеурочный курс «гигиены души» — «Тропинка к Я», и театрализованные занятия по культуре речи — все это прекрасно, и все это — творческий поиск и порыв педагогов. Но вправе ли мы рассчитывать на то, что каждому нашему ребенку хватит этих самых поисков и порывов, если при прямом вопросе — «Сколько получает учитель младших классов?» — представители центра развития образования (в его компетенции находится внедрение новых образовательных стандартов) пускаются в пространные объяснения о том, что «зарплаты у всех разные». Намекают, что по новым стандартам ребенок будет до 10 часов в неделю заниматься в родной школе внеурочной деятельностью, внесенной в урочный план. И за эти «часы» учителя будут получать свое. Прибавка к жалованию может составить «до 20 процентов!» Пятая часть — это прекрасная прибавка. Вот только если учитель вместо 10 будет получать 12 тысяч рублей в месяц — будет ли это достаточным стимулом?
В конце концов, уважаемые военные, которых тоже трясет реформой, получают минимум в три раза больше при самых скромных лейтенантских званиях. При этом даже в Сочи строятся дома для военных, и надежда на свое жилье у кадровых офицеров есть. А к учителям, в свете новых стандартов, «будут ужесточены квалификационные требования» — о чем во время пресс-конференции по вопросам внедрения новых стандартов в младшей школе сообщила начальник отдела образования администрации Сочи И. Лукашова. По ее словам, новые стандарты предполагают поворот всего образовательного сообщества на результат. Стандарт ориентируется не только на предметные, но и на метапредметные, а также личностные результаты. «На выходе ребенок будет обладать компетенциями, которые позволят ему быть социально адаптированным в обществе, сформировать основные умения и навыки при переходе на следующую ступень образования», — отметила И. Лукашова.
Вот только кого поворачивать, к кому предъявлять требования и как будут расценивать «метапредметность» уже сегодня, не ясно: в бегущей строке сочинского ТВ идет объявление «срочно требуется учитель младших классов».
Светлана ВОЛОШИНА