«Передайте один! Да и еще один, пожалуйста, и еще вот со ста рублей два!» — настойчиво просит меня женщина в маршрутке, ставшая на время поездки этаким «инкассатором поневоле». «Остановку! Что, не слышишь!?» — по-моему, уже в третий раз кричит водителю парень с заднего сиденья. «У меня не сто рук!» — отвечает водитель, пытающийся одновременно следить за дорогой, отсчитывать сдачу с упомянутых ста рублей и пытаться вклиниться на остановку между другими маршрутками и тут же почему-то в изобилии стоящими такси.
Да, пассажирам в маршрутках несладко приходится. А уж водителям каково! Разговорился тут недавно с одним по пути в Адлер. «Ты себе не представляешь, что это за работа. Каждый день кажется, что попал в ад. Тебе раз триста за день крикнут в самое ухо про остановку, сам я — и водитель, и кассир, и черт знает кто еще. Весь день сдачу передавать назад — это ж руку можно вывихнуть! А руководство требует план — по 4 тысячи в день, и это зимой!»
Вообще сама по себе транспортная отрасль Сочи, наряду с ЖКХ, пока еще является этаким советским реликтом, за последние несколько десятилетий почти ничего не изменилось, а если изменилось, то уж точно не к лучшему. Нет, то есть меняются марки автобусов и маршруток. И, слава богу, похоже, окончательно уходят в прошлое «Газели» — без сомнения одно из наиболее отвратительных порождений отечественного автопрома. Как можно было возить в этих машинах людей — по-честному, не понимал никто. Но ведь возили, и возили годами.
Теперь по улицам Сочи бегают (бегают — это если до 7 утра и после 21 часа вечера) и ползают со средней скоростью, если верить данным местной ГИБДД, 4 километра в час, относительно комфортабельные «Форды», «Пежо», «Фольксвагены» и даже «Мерседесы». Внешний-то антураж вроде как соблюден, а вот внутри этих машин творится та же самая жуть, что и несколько лет назад. Как говорит М.М. Жванецкий, «так ли уж важно, в каких интерьерах вам плюют в лицо». И вот это по-настоящему удивительно. Потому как в цивилизованном мире все давно придумано и успешно действует.
Те из читателей, кто бывает в Европе, отлично знают, что поездка в любом виде общественного транспорта, например в Германии или Италии, по уровню комфорта во всех смыслах почти не отличается от поездки на личном автомобиле. Именно поэтому, да еще и из-за дороговизны бензина, подавляющее большинство европейцев старается использовать свое авто как можно реже. На своей машине, как правило, изредка выезжают с семьей на пикник или к родственникам в другой город, а в ежедневном цикле машина стоит в гараже и экономит деньги владельца. Билеты на общественный транспорт универсальны, и их можно приобрести повсеместно — и в супермаркете, и в специальных автоматах, и у торговцев прессой, и даже, как в Италии, в табачных лавках. Билет стоит 1 евро и чаще всего дает право перемещаться по нему на любом виде транспорта около полутора часов.
Многие европейские горожане, тщательно планирующие свое время до считанных минут, ухитряются совершать по одному билету до 4-5 поездок на автобусе, трамвае и метро с пересадками. Время начала действия ставится при компостировании билета в специальных устройствах, расположенных внутри самого транспорта. Например, в обычном городском автобусе компостеров чаще всего штук десять. Тут же, в салоне находится электронное табло, на котором отображаются названия остановок. Кроме того, остановки обязательно дублируются голосовым сообщением. И вот — внимание(!), главное, без преувеличения, гениальное изобретение — электрические звонки в салоне автобуса. Вы нажимаете на кнопку, у водителя раздается сигнал, и он останавливает машину на ближайшей остановке. Если вы, по аналогии с Сочи, будете кричать водителю, чтобы он остановился, он что — глухой и.т.д., кто-нибудь непременно вызовет полицию. Ту же полицию вызовет уже сам водитель, если вы будете совать ему деньги наличными, отвлекая от управления автобусом.
И вот, собственно, к чему это мы? Ах да, вот к чему! Очень сложно ответить вразумительно на вопросы о том, почему в тысяче-другой километров к западу от нас людям пришло в голову сделать электронные компостеры для билетов и поставить в автобусах звонки. Причем пришло это им в голову очень давно — уж лет 20-25 минимум. А мы все никак не дойдем. Что, руководители нашей транспортной отрасли ни разу не бывали в Евросоюзе? Крайне это сомнительно, надо полагать. А если даже и не бывали (всякое случается), то ведь Интернет всегда под рукой. Не знаете — спросите у любого сетевого поисковика.
Нет, у нас до сих пор стараются «идти своим путем». По словам одного из руководителей крупного транспортного предприятия Сочи, у нас даже спутниковая система ГЛОНАСС внедряется в транспорте. Правда, сам руководитель искренне недоумевает: зачем? «Пробки в городе такие, что любой ГЛОНАСС теряет всякий смысл. Расписание выдержать в таких условиях невозможно. Так что спутниковая система у нас может использоваться только для слежки за водителями — не пьют ли они кофе вместо того, чтобы «ползти» по маршруту. Зачем тратить огромные деньги на столь ничтожный результат? Да еще хотят, чтобы транспортники и платежные терминалы сами установили. А из каких средств? Это означает только одно — рост тарифов на перевозки при полном сохранении прежнего качества обслуживания. Вряд ли нас поймут пассажиры…»
Словом, транспортники явно хотят, чтобы из бюджетов им помогли, особенно учитывая, что сейчас предприятиям приходится тратить большие суммы на приобретение новых автобусов. По неподтвержденной официально информации, повышение тарифов с нынешних 14 до 18 рублей за проезд в маршрутках во властных структурах Сочи все же обсуждается, но ожидать, что это случится до декабрьских думских выборов, вряд ли стоит. Ну а сколько придется ждать пресловутых терминалов, и особенно электрических звонков в транспорте, не говоря уже о билетах, уж и вовсе вряд ли кто возьмется предсказать. Непросто ведь все это. Особенно в наших условиях.
Михаил КОНСТАНТИНОВ