Главный финансовый документ Сочи — бюджет на следующий год — прошел первое чтение в городской Думе. На стадии первого чтения утверждается только доходная часть бюджета. В представленном проекте, сверстанном администрацией Сочи, общий объем доходов в 2011 году ожидается в сумме 12 млрд 226 млн рублей.
Но, по большому счету, первое чтение бюджета прошло намного раньше. Чтобы бюджет-2011 был действительно городским, при его разработке было учтено мнение горожан: впервые в сочинской практике, кроме комитетов и территориальных групп Городского Собрания и руководителей управлений администрации Сочи, он рассматривался и на сходах граждан. В основном корректировки, которые предлагали внести в бюджет горожане, касались его расходной части. О том, как формируется доходная часть и какие критерии были использованы при формировании бюджета, рассказывают Лейла Борисовна ГАНДАЛОЕВА, начальник управления экономики и прогнозирования администрации Сочи, и заместитель главы Сочи, начальник управления по финансам, бюджету и контролю Сергей Иванович ЩЕРБИНИН.
Л. Гандалоева: «Умеренно пессимистический вариант: зарплаты вырастут»
— Основным аналитическим документом, который должен приниматься совместно с бюджетом, является индикативный план. Как и бюджет, он разрабатывается на три года, и его показатели характеризуют макроэкономику города. Остановимся подробнее на важнейших индикаторах, которые будут актуальны на 2011 год.
Всего этот план учитывает 19 основных индикаторов, которые, соответственно, делятся на социальные и экономические.
Социальные показатели — это, прежде всего, численность населения. На сегодняшний день, без учета данных переписи, число проживающих в Сочи — 419 тысяч человек.
Одним из важнейших показателей в этой группе индикаторов является уровень безработицы. У нас он сохранится на том же минимальном уровне — 0,04 процента, и это самый низкий уровень безработицы не только в Краснодарском крае, но и в ЮФО.
Этот показатель отражает только зарегистрированную безработицу. При этом существуют данные, что порядка 15 процентов жителей Сочи не вовлечены в трудовую деятельность. Однако эти неофициальные цифры, скорее, отражают так называемую «скрытую занятость», и надо учитывать, что этот показатель в части курортных муниципальных образований достигает 70 процентов.
Немаловажным индикатором является заработная плата. Фонд оплаты труда будет поступательно расти, среднемесячная заработная плата в 2011 году превысит среднекраевой прогнозируемый показатель на 1000 рублей и составит 21 тыс. рублей. При расчете этого индикатора мы используем «умеренно-пессимистический вариант прогнозирования», который учитывает много специфических моментов, связанных с предоставлением предприятиями данных по фондам оплаты труда.
Что касается макроэкономики в целом, то базовые отрасли остались неизменны с 2009 года: санаторно-курортная отрасль, строительство и торговля. Из 336 млрд (такой оборот экономики мы прогнозируем в Сочи) более половины приходится на строительство. На сегодняшний день это нормально. Сохранение этого тренда мы прогнозируем до 2012-2013 года. С 2014 года, скорее всего, будет все-таки превалировать наша базовая отрасль — санаторно-курортный комплекс.
Отдельной строкой нашего индикативного плана идут доходы санаторно-курортной отрасли. Если учитывать только собственно санаторно-курортные предприятия города, то оборот будет относительно невысок: порядка 22 млрд рублей. Но стоит учитывать мультипликативный эффект, учитывающий и всю сферу развлечений, и транспорт, и связь. В этом случае доход в этой отрасли составит не менее 60 млрд рублей.
Важнейшим социальным индикатором остается обеспеченность детскими садами, лечебными учреждениями и врачами, точнее, медицинским персоналом. У нас эти показатели по-прежнему выше среднекраевого уровня и превышают утвержденные социальные стандарты. Но это не значит, что в Сочи нет проблемы обеспеченности местами в садиках. В перспективном плане развития — на трехлетний период — мы рассчитываем поступательное увеличение мест в детских дошкольных учреждениях и увеличение медицинского персонала.
С. Щербинин: «Главные позиции таковы»
— Бюджетная политика Сочи ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменяющимся экономическим условиям и создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития города в посткризисный период. Главным направлением бюджетной политики становится сохранение достигнутого уровня и качества жизни сочинцев.
Напомню, в 2010 году объем собственных доходов нашего города составляет 5 млрд 50 млн. В предлагаемом проекте на 2011 год собственные доходы Сочи предлагается утвердить в объеме 5 млрд 930 млн. То есть рост составляет 117 процентов. Для сравнения: Законодательное Собрание края при первом чтении бюджета приняло рост краевого бюджета — 106,9 процента. Общий объем доходов Сочи в 2011 году ожидается в сумме 12 млрд 226 млн рублей. 6 млрд 296 млн поступят в бюджет Сочи как субсидии и субвенции из краевого и федерального бюджетов.
В структуре доходов города у нас 70 процентов — налоговые платежи и 30 процентов — неналоговые.
Динамика поступлений в бюджет за последние годы изменилась. Сегодня неналоговые поступления составляют 30 процентов. А ранее объем налоговых поступлений составлял без малого 90 процентов. Неналоговые поступления занимают все больший удельный вес — рост происходит в тех отраслях, где муниципалитет является администратором доходов. Самым емким из источников доходов городского бюджета является НДФЛ. Налог на доходы физических лиц предполагается собрать в размере 2 млрд 476 млн рублей, что составит 41, 8 процента.
Немаловажный источник доходов в городскую казну — земельные платежи. Налог на землю планируется в размере 535 млн, арендные платежи за землю принесут в бюджет еще 1,5 млрд рублей. Эти три источника вместе дадут нам 75 процентов поступлений бюджета.
Следующий по объему — транспортный налог — составляет в структуре доходов 6 процентов.
Обеспечить основное поступление средств в бюджет планируется за счет трех емких отраслей. Это строительство (24 процента), оптовая и розничная торговля и санаторно-курортная отрасль.
Проанализировав динамику поступлений, мы четко понимаем, что рост, который, напомню, составляет 117 процентов, выполним. Это напряженный план, но он реален.
На учете в налоговой службе Сочи состоит 52 тысячи налогоплательщиков. В 2010 году их число увеличилось на 3 тысячи. По поручению главы города налоговая служба, наш департамент экономики совместно с финансовым управлением работают со всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут строительство, ремонт, реконструкцию в Сочи, по постановке здесь на налоговый учет. Только в результате этой работы в 2011 году мы планируем получить дополнительно в бюджет города 760 млн рублей. В этом году эта цифра составляет порядка 600 млн. Кроме того, ведется работа с недоимкой. Удельный ее вес у нас небольшой, но все же составляет более 500 млн. И здесь есть над чем работать. Кроме того, необходимо увеличить собираемость транспортного налога, который поступает в бюджет в 100-процентном объеме, активизировать работу по аренде земли. Уже в этом году мы планируем привлечь из этих источников более 300 млн рублей.
Это еще раз подчеркивает, что у нас действительно напряженный план по доходной части бюджета, но для нас он — выполним. Уже сегодня доход консолидированного бюджета на каждого жителя по муниципальным образованиям края составляет 17 тыс. рублей, в курортных городах этот показатель выше — 24 тыс. рублей, а в Сочи — порядка 30 тысяч.
Для поддержания сбалансированности бюджетной системы наши усилия будут сосредоточены на создании условий для развития доходного потенциала, увеличения налоговой базы, максимальной мобилизации налогов в бюджет города. Это создание благоприятных условий для деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства, планирование доходной части бюджета на основе реального прогноза социально-экономического развития, анализ обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, мониторинг финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, расположенных на территории города, реализация предложений по обеспечению своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Налоговая политика на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов направлена на решение двух основных задач — модернизацию экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджета Сочи.
При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу учитывался ряд актуальных факторов. С одной стороны, она будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
То есть основные направления налоговой политики на 2011-2013 годы должны быть направлены на обеспечение стабильности поступления доходов бюджета города.
Работа по повышению эффективности налогового администрирования призвана создать баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов с тем, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, с другой — сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства.
Совершенствование налогового администрирования не исчерпывается изменениями законодательства, но требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, появления реальной ответственности налоговых органов за принимаемые решения.
Даже при самом передовом законодательстве налоговое администрирование будет далеко от эффективного, если основной задачей налогового органа будет пополнение бюджета любой ценой, притом, что ответственность за окончательное решение вопросов о правомерности доначисления налогов по результатам проверок перекладывается на судебную систему, а издержки налогоплательщиков, связанные с таким администрированием, не принимаются во внимание. Надежность налогового контроля не должна ухудшать условий деятельности добросовестных налогоплательщиков.
В целях совершенствования администрирования будет продолжена работа по формированию и актуализации электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками («электронных сервисов»), интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей и т.д.
Это обеспечит прозрачность расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков и, в конечном итоге, приведет к увеличению налоговых поступлений.
В перспективе предполагается внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, позволяющих налоговым органам направлять физическим лицам единое уведомление на уплату имущественных налогов, о сокращении (отмене авансовых платежей), установлении единых сроков их уплаты.
В 2011 году нам будет необходимо особое внимание уделять вопросу ответственности налогоплательщиков при выполнении обязанности по уплате налогов. Налогоплательщики должны четко понимать — умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества в целом и бюджета города ресурсов, особенно необходимых в современных условиях.
Одним из направлений налоговой политики также является принятие мер, связанных с освобождением от налога на прибыль некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях — в первую очередь, науки, культуры, образования и здравоохранения, что позволит в Сочи развивать эти отрасли.
В современной бюджетной политике Сочи учтены и итоги ее проведения, и накопленный опыт в осуществлении бюджетного процесса и определения внутренних резервов для принятия дальнейших мер по созданию эффективной системы управления муниципальными финансами.
На ближайшую перспективу нам нужна разумная политика сдерживания роста расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для города и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.
Сегодня нам никак нельзя принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов. Но расходы — это тема второго чтения бюджета, и плодотворная работа с депутатским корпусом Сочи, с горожанами позволяет нам сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику.
Владимир СУРОВЦЕВ