О Красной Поляне перед горнолыжным сезоном принято писать или хорошо, или ничего. Олимпийские места — не место для разгула критики: стройка в самом разгаре, МОК удовлетворен темпами и качеством возводимых сооружений, спортсмены наперебой выражают оптимизм по поводу сочинских стадионов и трасс. К тому же именно через трассы Красной Поляны лежит путь Сочи к круглогодичному курорту. В этом году даже День города — сочинский праздник с датой, так уж сложилось, плавающей — решили зафиксировать на отметке 21 ноября, заодно давая старт зимнему курортному сезону. Отдыхающих Сочи к этому сезону ждет с нетерпением: только на «зимнюю» рекламу была выделена беспрецедентная сумма — 50 млн рублей. В иные годы весь рекламный бюджет бренда «Сочи» составлял 12-17 млн рублей, а тут — только на зиму. Правда, с рекламой вышла небольшая заминка. В Москве — нашем основном поставщике отдыхающих — появился огромный баннер со слоганом «В Сочи — за здоровьем». Изображено на нем женское лицо, довольно расслабленное. По спортивно-горнолыжной части зимнего Сочи больше работает реклама оргкомитета, его партнеров и т.п.
За неделю до открытия Красную Поляну посетили и мы. Какова она, олимпийская красавица, глазами отдыхающего?
Первое, что поражает при подъезде к Поляне еще от Кепши, это… Нет, не виды, как это было всего пару лет назад. Видов сегодня мало: над Поляной висит плотное облако пыли, хребты теряются в его дымке, и лишь большегрузы бесстрашно курсируют по этой самой грандиозной стройплощадке России. Но олимпийские перспективы — не тема нынешнего репортажа. Нам бы узнать, где здесь… отдых.
Пункт первый — «Горная карусель»
На площадке перед нижней станцией подъемника небольшая группка людей. Отдыхающие из неподалеку расположенного военного санатория прибыли на экскурсию, но гондолы не работают: ждут 11 часов (хотя в расписании написано, что подъем возможен с 9 утра до 17.30 с ноября по март). Билет — 700 рублей взрослый, 350 рублей — детский, и обладателям студенческого — 500 рублей. Но это — уточнение важное — «экскурсионный» билет, то есть будь в горах снег, а у отдыхающих — лыжи, этот ценник был бы иным. Впрочем, на тот момент выяснить, сколько будет стоить ски-пасс, не удалось, а Интернет обещает катание от 1200 рублей с взрослого лыжника. Но отдыхающие были довольны, хотя и удивлены пылью и тем, что в ожидании, когда для них запустят канатку, им негде «даже кофе выпить».
Но они хотя бы приехали на автобусе, и им не пришлось решать вопрос — куда поставить автомобиль. На площадке перед кассой ему делать нечего, заезд рядом перегорожен охранником, «вооруженным» шлагбаумом, — там строительная зона. Остается небольшая — едва ли на десяток машин — площадочка у дороги.
Нельзя пока взять на прокат квадроциклы. Летом эта услуга стоила 3 тыс. рублей, на момент нашего посещения четырехколесные друзья были прикованы к стоянке. Зато отдыхающих встречает исполненный в махрово-некапиталистических традициях фундаментальный труд из области «Правила поведения».
Спуститься с этих склонов в прошлый горнолыжный сезон уже была возможность. Ценителями этого дела долго обсуждались перспектива открытия третьей очереди и ее технические особенности: на трассе было маловато снега и многовато камня. Поэтому ее переделывают. Над проектированием трасс потрудились австрийские специалисты. Вечернего катания не было тогда, и в этом году, кажется, не будет — освещение трасс — дело довольно емкое. В прошлом году не работала в полную силу кресельная дорога — чуть вбок от основного подъемника, как и где будут кататься лыжники — покажет зима. Пока развлечение для редких отдыхающих — будки с сувенирами — смутно знакомые с незапамятных времен по площадке у «Альпики-Сервис». Те же бурки и папахи, те же поделки, мед и очень большое число разных — от бумажных до исполненных на фаянсе — тарелок с образами президента и премьера.
Пункт второй — «Лаура»
За те десять минут, что ушли на выяснение — подъема нет, машина у дороги покрылась ощутимым и довольно пушистым слоем белесой пыли. Все сочинцы знакомы с ее цветом: после дождей у моря капли на капоте имеют точно такой тон. Преодолев трудности довольно забавной автодорожной разметки, прямо предписывающей выезд на встречку, заворачиваем к «Лауре». «Европа» — в стиле и размах — в архитектуре — вот, что нравится в этом комплексе. А также работающая (работавшая и прошлой зимой) инфраструктура — начиная от ресторанов до готовых к покупателям бутиков. Особенно радует, что на ресепшене всегда — даже в отсутствие клиентов — есть девушки. 500 рублей стоит экскурсионное катание на подъемнике, детям — вполовину меньше. Есть еще объявление о скидках в определенные дни недели, однако его необходимо читать очень внимательно, потому как скидки касаются далеко не всех, и составлено объявление так, что это не сразу ясно. А девушки за стойкой — даже в отсутствии других клиентов — при необходимости разъяснять смысл напечатанного нервничают. Прокат снаряжения готов к клиентам, но выяснить на месте — сколько будут стоить борд-ботинки, лыжи-палки и прочие очки — не удалось. Интернет официальным сайтом подсказывает, что экипировка обойдется от 1000 рублей.
На стенде в прекрасном холле можно обнаружить отличную карту трасс и подъемников, указатели температуры и уровня заснеженности (пока показывающий тоскливый 0). На двери туалета в этом же холле — промышленным способом на века отпечатанная надпись: «Туалет не работает по техническим причинам». Удивительнее этой надписи только креатив автостоянки. Она, согласно объявлению, автоматическая, платная и… неохраняемая. Неохраняемая автоматика обойдется в 100 рублей в час, 500 — за сутки.
И еще из не самых приятных особенностей «Лауры». Когда на склоны выезжают главные лыжники страны, вход «простых россиян» туда резко и без предупреждения бывает ограничен.
Пункт третий — «Альпика» — «Роза Хутор»
После нарядного и просторного Газпрома возвращение на трассу поражает. Какой все-таки быстро строящийся поселок наша Поляна, и какой он все-таки скученный. Оно и понятно — земля здесь по-прежнему очень дорога. Кроме того, в горах сегодня очень много заборов. За частью из них — активное строительство. А за некоторыми — лес. Поваленный и сложенный штабелями лес, который строительные организации и рады бы продать на дрова — печное отопление — по-прежнему главный источник тепла в домах краснополянцев, но связываться с этим трехгрошовым мероприятием не хотят: чем искать лазейки в довольно строгих законах, легче оставить все под открытым небом — или украдут (что вряд ли — охрана на стройках будь здоров), или сгниет. Местные жители жалуются, что ситуация, при которой сотни кубометров леса остаются на земле, а они покупают дрова по 15 тыс. рублей машина, повторяется не первый год.
Но это проблемы городские. Вернемся к вопросам отдыха. «Альпика-Сервис» сегодня закрыта на реконструкцию — старейшие подъемники Поляны ждут перемен, не работает даже самая известная на Поляне общественная уборная, пусто на стоянках. Если не сработает рекламная кампания администрации, то судьба ресторанов у подножия «Альпики», возможно, не радужна… Склон, на который было принято выезжать с детьми и компаниями кататься на санках, как и два сезона назад, перепахан. Официально — в целях безопасности. Все еще стоят «уазики», водители которых предлагают прокатиться на Хмелевские озера «с видом на Олимпиаду». Но услуга не сильно популярна. Зато было объявлено, что заработает «Роза Хутор». И если вы все еще сомневаетесь — есть ли возможность туда проехать (многие помнят жуткую гравийку, по которой шло направление на олимпийскую стройку), отбросьте сомнения. Дорогу туда проложили нормальную. У «Розы Хутор» интересная судьба. «Владимир (Потанин) очень любит горнолыжный отдых. Поэтому он решил возвести здесь комплекс еще до того, как Сочи объявили столицей Олимпиады», — сообщила на одной из пресс-конференций по олимпийскому строительству представитель Интерроса. И действительно, гондолы курсируют. Но, увы, вывозят гондолы пока только строителей, подъехать к ним поближе возможности нет: как и все стройплощадки, эта охраняется и перекрыта шлагбаумом, и пройти туда проблематично — несмотря на сухую погоду, на въезде — грязевое месиво. И вообще, если в этом году комплекс и заработает, то попозже. Во всяком случае, этого мнения придерживаются охранники. Меж тем уже в феврале именно на склонах «Розы Хутор» пройдут соревнования этапа кубка Европы-2011 по горным лыжам — скоростному спуску. Во время Олимпиады здесь будут соревноваться в 22 дисциплинах, но пока все в стадии подготовки. И, да простится мне пессимизм, есть шанс к новогодним праздникам — большим выходным — не успеть.
Немного личного
Кому-то, особенно тем, кто активно занимается продвижением Красной Поляны как туристического продукта, уже к этому сезону многое из этого репортажа покажется, мягко скажем, однобоким. Уже в день выхода этого материала в свет начнутся звонки, сообщающие редактору и автору, что накануне сезона такие публикации носят диверсионный характер, и если отдыхающие к нам не приедут и 50 млн рекламных рублей окажутся выпущенными в воздух впустую, то в этом будет и персональная вина автора. Но, к сожалению, автор, проезжая по местам возможных зимних катаний, цель преследовал немного личную. Мне надо было выяснить — на какие заснеженные склоны этой зимой выезжать с детьми. Давным-давно, когда еще не перепахали «в целях безопасности» склон у «Альпики-Сервис» и тысячи сочинцев выбирались туда с детьми, отлично проводили время. Бюджет мероприятия на семью из 3 человек составлял максимум 3 тысячи рублей. Но эти забавы канули в Лету: где кататься на санках в Поляне — неизвестно, а во что станут лыжи и сноуборды, подъемник с зимним ценником (иначе и снега не увидишь) да плюс платная парковка (общественный транспорт доходит не везде) и инструктор (а то вместо катания родителям придется самостоятельно выковыривать отпрыска из сугробов) — считайте сами. Поэтому моя семья, в которой работают оба родителя, которые довольно четко понимают важность вылазок в зимнюю Поляну (эдакий идеализированный миддл-класс), в этом году на Поляну… не попадет. Специалистам управления по курортному делу и туризму в ходе рекламной акции этого сезона предстоит объехать агитпоездом дюжину городов России. Не знаю, много ли найдется людей, способных заплатить только за удовольствие покататься на самых южных трассах России, — число россиян с доходами выше среднего довольно ограниченно. Искренне пожелаем специалистам найти этих людей и привезти в наш город. И пусть их единственными претензиями к зимнему Сочи станут всего лишь пыль и заборы в Поляне — явление предолимпийски временное. Хотя после всего лишь беглого осмотра готовности горного хозяйства к сезону становится ясно, что слоган, выбранный для рекламной кампании зимнего Сочи «В Сочи — за здоровьем», — логичен: санаторная база главного курорта страны действительно готова.
Светлана ВОЛОШИНА