О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Как и ожидалось…

   «..Активный летний сезон 2010 года для города оказался успешным, как и ожидалось. Мы провели огромную подготовительную работу по всем направлениям: речь идет и о презентационных турах по российским регионам, и о благо- устройстве городских территорий, и о решении вопросов безопасности… И результат не заставил себя ждать. За период с января по август включительно город принял на отдых и лечение около 3,3 млн человек, в том числе около 1 млн — в орга-низованном секторе, 1,1 млн — неорганизованных туристов и 1,2 млн однодневных посетителей. Темп роста составил 105,1 %» (глава Сочи А. Пахомов на пресс-конференции 15 октября).

   Болезнь роста
   Это со стародавних пор так уж в Сочи повелось — об успехе или неуспехе курортного сезона у нас принято судить, прежде всего, по числу приехавших (или якобы приехавших) отдыхающих. Почему именно этот показатель является определяющим — по здравому размышлению понять трудно. Исходя из сугубо аппаратных соображений понятно — надо же руководству что-то докладывать. Да и с цифрами как-то не всегда все чисто. Это обстоятельство, кстати, немедленно подметили сочинские блоггеры. Проанализировав доклады о числе туристов в Сочи за три последних года, они пришли к простому выводу — у авторов этих произведений с арифметикой, мягко говоря, нелады. Ну вот, например, перед началом курортного сезона уже три года подряд в официозных СМИ сообщается о неких ожиданиях по приезду гостей на отдых. Как правило, цифра по Сочи крутится вокруг 5 миллионов. По окончании сезона она оказывается уже почти вдвое меньшей — около 3 миллионов человек. Кроме того, как ранее утверждалось со ссылкой на источник в мэрии, в сезоне-2009 Сочи принял на отдых 3,9 миллиона человек, а как явствует из нынешнего доклада-2010 — всего 3,3 миллиона. При этом авторы доклада, не моргнув глазом, все равно говорят о росте(!) в 5 с лишним процентов.

   Качество или количество?
   Ну да бог с ними, с цифрами — они-то всегда найдутся. Бумага для докладов все стерпит. Попробуем посмотреть, что меняется в качественных показателях сочинских предложений по отдыху. Мы уже неоднократно писали о том, что Сочи зачастую проигрывает зарубежным конкурентам по целому ряду важнейших показателей, основные из которых — стоимость проезда (перелета), цены на проживание и питание.
   Есть у нас некий не слишком большой «список обзвона» как раз для таких случаев. Просто время от времени мы звоним десятку-другому владельцев сочинских ресторанов, отелей и транспортных компаний с целью проверить, насколько официальные данные о числе курортников соответствуют наблюдаемой действительности. Данные, как правило, серьезно разнятся. И нынешний сезон не стал исключением. Хотя, справедливости ради, надо отметить: столь разительного расхождения с данными мэрии, как в прошлом году, у наших «наблюдателей» на этот раз нет. Так, большинство из них утверждает, что число постояльцев курортных отелей в этом сезоне незначительно снизилось — всего процента на 3 по сравнению с прошлым годом. Но не в Лазаревском районе — там наблюдатели в один голос сообщают о росте процентов на 10. Скорее всего, свою позитивную роль здесь сыграло изменение отношения многих хотельеров к ценовой составляющей. В Лазаревском и окрестностях минувшим летом вполне возможно было найти отель «3 звезды» по цене от 700-800 рублей за номер. Кроме того, в этом районе, пожалуй, раньше остальных поняли, что обычный обед в непритязательном заведении вряд ли должен стоить дороже 100-150 рублей на человека. Современных, благоустроенных столовых с вменяемыми ценами в Лазаревском в несколько раз больше, чем, скажем, в центре или Адлере.

   Кто, почему и откуда?
   Надо все-таки отдать должное мэрии: в этом году ее специалисты, по крайней мере, попытались исследовать территориальную принадлежность отдыхающих и возможные причины принятия ими решения о проведении отпуска в Сочи. «Успех сезона этого года — это результат, в том числе, и информационно-рекламной работы, — говорится в докладе администрации об итогах сезона-2010. — Еще зимой и весной мы провели презентации курорта в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Казани, Уфе, Тюмени, Челябинске, Перми, Волгограде. В рамках комплексной рекламы были выпущены популярные статьи и интервью в высокотиражных центральных печатных изданиях. По соглашению между администрацией Сочи и правительством Москвы в рамках социальной рекламы размещены ролики с рекламой города-курорта Сочи на 10 видеоэкранах в столице. Мы считаем, что доступность информации о курорте — это одна из главных составляющих успеха.
   Кроме рекламы за пределами курорта, мы создаем систему максимальной информированности наших гостей и в самом городе. Для этого создали сеть стационарных туристско-информационных центров и бюро по размещению отдыхающих. Каждый такой центр позволит туристу получить в одном месте всю информацию о наличии свободных мест и ценах, приобрести любую курортную услугу, ознакомиться с информационными материалами по достопримечательностям, получить адресную справку, заказать билеты на транспорт, приобрести сувениры с символикой Сочи. Отдыхающие, приезжающие на личном автотранспорте, смогут получить полную информацию об автокемпингах и специализированных автостоянках. Кроме того, в прошлом году мы запустили работу CALL-центра, и теперь любой желающий может получить всю необходимую информацию о курорте, позвонив по телефону 8-800-500-97-98.
   Что касается разбивки по регионам, то наибольшая доля туристов приезжает по-прежнему из Москвы (19 %), Ленинградской и Московской областей (6-8 %.) и Краснодарского края (11 %). Возросла доля туристов из Ростовской области (с 3,5 % в 2006 году до 9,8 % в 2009 году)».
   Трудно сказать, как именно отразились усилия мэрии по популяризации курорта на конечном результате. Практика свидетельствует, прежде всего, о том, что какие бы суммы ни выделялись из бюджета на статьи типа «реклама города в СМИ», успех или неуспех сезона зависит от этого крайне незначительно. В самом деле, это все равно что рекламировать, к примеру, модель обуви десятилетней давности. Если сама модель никак не видоизменяется, реклама вряд ли поможет.
   Конечно, нельзя сказать, что в этом отношении в Сочи не делается ничего. Во всяком случае, теоретическое понимание необходимости серьезных перемен в курортном комплексе есть у всех. Реконструируются санатории и пансионаты, проводится большая работа по обеспечению безопасности на курорте. Однако скорее всего, результат будет зависеть от гораздо более простых вещей — прежде всего от понимания того, что Сочи больше не может оставаться «вещью в себе», что время «почивания на лаврах» давно прошло, и сейчас просто необходимо соизмерять свои зачастую непомерные аппетиты с жесткими современными реалиями — суровой конкуренцией с быстро прогрессирующими зарубежными курортами. Теперь уже и в Сочи выигрывает, прежде всего, тот, кто это понял раньше других.

Михаил КОНСТАНТИНОВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT