Мы, сочинцы, привычно любим всех курортников и благодарны каждому отдыхающему за то, что, прорвавшись сквозь перспективы выехать в три турецкие «звезды» на неделю, он все-таки рванул к нам и ходит по курорту в трусах и надувном круге.
Ознакомившись с популяцией обитателей сочинских пляжей и убедившись, что, несмотря на разнообразие, практически все они относятся к одному классу: Человек Обгоревший (Homo Tanned), мы обнаружили видовые отличия, позволяющие не только классифицировать курортников, но и прогнозировать их основные поведенческие реакции и выяснить уровень их потенциальной «опасности».
Гастарбайтеры
Видовые признаки. Этот вид загорающих появился в Сочи относительно недавно. Условно вид делится на два подвида — «официанты» и «строители», практически не смешивающиеся между собой. «Официанты» могут работать в прибрежных кафе на различных должностях — от посудомойщиков и горничных до администраторов ресторанов. На пляж с целью загара и морских купаний практически не выходят, к концу сезона имеют профессиональный загар: руки по локоть, лицо — дочерна, на всех остальных местах сохраняется исходный блекло-зеленый цвет кожи. Встречаются на побережье повсеместно, могут быть опознаны по орудиям труда (подносы, меню, стопки постельного белья) в руках.
Профессиональный загар «строителей»: дочерна зажаренный торс, перманентно облезающие уши, бледные ноги — на стройплощадке очень неудобно загорать целиком. Несмотря на повышенную концентрацию строящихся на побережье объектов, собственно лежащими в виде овощей солнце-гриль практически не встречаются ни в Имеретинке, ни в Адлере. На пляже средний представитель этого вида может пить пиво. В разговорах часто затрагивается тема ужина.
Для окружающих представители этого вида практически безобидны. Ни к кому практически не пристают («официанты» — от переизбытка общения, «строители» — просто от усталости и нехватки времени). К сожалению, имеют привычку закапывать на пляже окурки. На море ходят купаться.
Люди с фото- видеотехникой
Один из самых жутких типов на любом пляже. Средний представитель этого вида имеет две мечты. Первая: снять жену в пене волн так, чтобы она была похожа на девушку из рекламы «Плейбоя». Мечта вторая: чтобы кто-нибудь упал с парашюта и разбился о буну. Буна — вдребезги, парашют — в клочья, все рыдают, а человек-с-техникой это все заснял, продал пленку Life, выложил на ютюбе, получил миллион просмотров и главный приз в «Сам себе режиссер».
На побережье встречаются повсеместно. При виде себе подобных могут вступить в сакраментальный спор о достоинствах «лейки» перед «Никоном», переходящий в обсуждение, что б кто снял, была б у него техника «как у Медведева».
Несмотря на кажущуюся ограниченность, человек-с-техникой может быть довольно опасным для окружающих. При воплощении первой мечты просто нервирует — мечта невыполнима, и попытки ее воплощения сопровождаются семейным скандалом из серии: да ты ходить не умеешь — а ты снимать не умеешь, что портит общую благостную обстановку на пляже. Еще большую опасность люди-с-техникой представляют для знакомых на постоянном месте жительства: их заставят смотреть часовые съемки несмонтированного хоум-видео. Но этот ужас произойдет уже не в Сочи. На море ходят снимать.
Нудист
Вид вымирающий. Чистых нудистов в районе Сочи мало. Места их повышенной концентрации находятся на Мамайке и у Красного штурма. При этом человека без плавок даже там воспринимают не очень здорово, тем более что, скорее всего, он окажется не 18-летней блондинкой, а вполне-таки зрелым мужчиной, который тоже был бы не прочь увидеть в поле зрения вышеупомянутую нимфетку. Чаще встречаются дамы средних лет в хорошей физической форме топлес. Для окружающих практически безопасны (кроме патологических случаев размахивания плотью при приближении проходящего поезда). Миролюбивы. При попытке вступить в контакт словами: ты б хоть что на себя накинул — могут ответить мотивированно агрессивно. В паспорте часто имеют сочинскую прописку. На пляж ходят загорать и купаться.
«Фея» (настоящая) и «сирена»
Гений чистой красоты, наносящий десятый слой крема на стройную ножку, к восторженному замиранию окружающих. Встречается практически исключительно в Лазаревском и близлежащих поселках. Особо опасная концентрация представителей этого вида в «Буревестнике», принадлежащем МГУ. В миру «настоящая фея» — студентка. Жилье снимает самое дешевое («Прогресс» — от 200 руб. сутки, «бабуля на вокзале» — от 150 руб. за койку в курятнике в Магри). На пляж ходит купаться и очень любит это дело, но с тайной мечтой познакомиться там с Мужчиной всеобщей мечты, таким, чтобы и рестораны, и «пять звезд», и шампанское по утрам. Для окружающих, что бы там ни думали жены, опасность «феи» не выше, чем у Венеры Милосской.
Однако вид «фея настоящая» необходимо отделять от мимикрирующего под него вида «сирена», всегда держащего наготове коготки, приспособленные выдирать из бумажников деньги, из семей — мужчин. На первый взгляд, эти виды практически не различимы, однако «сирене», как правило, больше лет, гнездится она в районе отелей подороже, так как понимает, что Мужчины всеобщей мечты локализуются не на бесплатных пляжах Лоо, а в местах, более пафосных или хотя бы на «Ривьере» и Центральной набережной. Особое отличие: «настоящие феи» до июля на побережье не встречаются: у них сессия.
Программист
Может быть не только адептом мышки и монитора, но и менеджером, продавцом, переводчиком, да кем угодно! Главное — он патологически опасается «фей», хотя в силу материального состояния селится в тех же местах, что и они. Жутко комплексует по множеству надуманных поводов. На пляж ходит знакомиться с «феями», но так как при приближении к ним теряет волю и дар речи, то просто купается и загорает, в перерывах красиво, вниз головой, прыгая с бун.
Патологически безобиден для окружающих.
«Семейство с севера»
Отличается необъятными просторами талий всех членов семьи, жизнелюбием, перегруженными подносами в столовых. Зачастую питается дома (предпочитает снимать квартиры), так как это «полезно». Возмущается ценами, квартиру может снять с видом на море на переулке Донском (конечная остановка маршрута № 25). В Сочи нередки массовые круглогодичные завозы «семейств с севера» в санатории.
Если до вашего полотенца не долетают разговоры с их шезлонгов про «на базаре все так дорого», практически безобидный тип ровно до того момента, пока жена главы семейства не захочет загореть посильнее и не переоденется в стринги. Опасны для владельцев санаториев, обеспечивающих питание по принципу шведского стола: семья из трех человек еду за свой столик на завтрак заносит пятью подносами.
На море ходят загорать, купаться и делают это круглогодично.
Бизнесмен
Особой концентрации представители этого вида достигают на пляжах «Маяк», «Приморский» и отеля «Жемчужина» в конце сентября, во время инвестиционного форума. На пляж выходят с портфелем, в костюме, при часах и галстуке. Отличительный признак — бейджик. Заняв шезлонг и удивившись, что за него надо платить, начинают разговоры по телефону. Чем громче разговор, ярче блестят часы и крупнее фигурируют суммы, тем мельче бизнесмен. Субъект, обсуждающий поставки нефти вагонами из собственной скважины, скорее всего, «стендист» форума. Очень опасаются «сирен».
Даже посматривающий на произведенное впечатление из-под очков, служит для Сочи своеобразной вывеской: вот он, деловой туризм в чистом виде. Опасен только с точки зрения мам «фей».
На пляж ходят себя показать.
Тетя с ребенком
Массу тела имеет запредельную, ребенка — шумного, норовящего облить ваши вещи из лейки, наступить на ваше полотенце и обрызгать вам спину при выходе из воды. При замечании в адрес чада (даже если чаду лет 15) о том, что не очень хорошо кидать камнем размером с яйцо в окружающих, реакция тети будет бурной, продолжительной и полной идиоматических выражений. Если тетя в момент замечания отпрыску отлучилась в море, то с использованием тех же выражений может ответить и сам ребенок.
Для окружающих этот вид отдыхающих опасен. Метод борьбы — бегство. Посильную помощь в борьбе с этим типом стараются оказать торговцы резаными фруктами, трубочками с кремом, кукурузой и домашним вином: все это тип «тетя с ребенком» (муж зачастую прилагается и занят пивом) тянет в рот и травится. Однако представители этого типа разгадали уловки местных торговцев и всегда имеют при себе запас мезима, противодиарейных препаратов, таблеток от простуды и сметану для нанесения на обожженные участки тела.
На пляж ходят во имя ребенка.
…Прочие, редко встречающиеся разновидности представлены в основном людьми с ровным загаром (без облезлых пятен от недавно сошедших волдырей), приходящими на бесплатный пляж со своим полотенцем, купающимися полчасика, отлично плавающими и имеющими навык как минимум трех разных стилей прыжков с бун, загорающими под лучами пятичасового солнца (то, что доктора одобряют) и тихо уходящие с гальки, стараясь не наступить на отдыхающих. Нередко представители этого вида кучкуются по возрастному признаку. В группах «старше 25 лет» сетуют, что за открытые пляжи в Сочи борются, а их все меньше, а те, что платные, — все дороже. Это — местные. Представители этого вида встречаются редко. На море выходят потому, что просто любят Сочи, море, гальку и заплывы за буйки.
Гостей классифицировала Светлана ВОЛОШИНА