В Сочи старт к подготовке экспозиции давал вице-губернатор Алексей Агафонов. Для этого он еще за полгода прибыл в Сочи на планерку главы и очень настоятельно рекомендовал не пользоваться экспозицией б/у с традиционными олимпийскими объектами, а все же подготовить новый стенд.
Территория Сочи на объединенной — самой крупной — экспозиции Краснодарского края была огромна. В соревновании на самый крупный макет города победил бы Новороссийск, но Сочи выставил целый ряд детальных макетов. Самый зрелищный из них все же был объект олимпийский — проект «Тематический парк». Это очень серьезный кластер — одних олимпийских объектов, которым после Олимпиады предстоит перепрофилироваться в культурно-рекреационные, здесь 13. Но главное в этом «Парке» — комплекс аттракционов. Причем на стенде эти аттракционы включались одной кнопкой, и смотреть на этот макет универсальной детской мечты можно было долго.
Хитом рассматриваний и пристального изучения стал собственно представляемый администрацией Сочи проект реконструкции города. Практически каждый сочинец, глядя на него, задавался минимум двумя вопросами: как пройдет дублер Курортного проспекта и где мой дом? Дом было суждено найти не каждому, а новая дорога (по макету) возвышалась над домами на Ареде где-то на уровне пятого этажа. Но скептиков уверяли, что это — концепция, она будет изменяться, ее нельзя воспринимать буквально. А вот обновленная Торговая галерея и постреконструкционный план «Приморской» заслуживали отдельного внимания. Кстати, у «Приморской» все же останется «историческая часть» (если, конечно, эту концепцию можно воспринимать буквально). Самым забавным, на взгляд журналистов, стал макет «Остров Сочи», очень смахивающий на сильно подрезанную реинкарнацию «Острова Федерация»: в 150 метрах от берега тридцатиэтажный пятизвездочный отель. Расположить это чудо, ныне представленное в виде плексигласового нагромождения параллелепипедов, планируется в районе пляжа «Солнечный».
Но даже если подобные проекты и грешат, порой, очевидной недоработанностью — например, описание башни «Острова Сочи» содержит всего 47 парковочных мест, главное предназначение форума — служить площадкой для подписания контрактов и соглашений. Администрация нашего города на МИФ «Сочи-2010» подписала 9 соглашений на сумму более 40 млрд рублей, что превзошло официальные ожидания. Среди топовых соглашений: 7 млрд рублей от Сбербанка на соцпроекты, без малого 2 млрд рублей на строительство завода по сжиганию илового осадка адлерских очистных сооружений, ряд комплексов торговой и рекреационной направленности.
При этом необходимо учитывать, что большинство совместных проектов в Сочи только подписывались. К примеру, меморандум между Россией и «Евразийским», в котором немалая часть — французский капитал, на строительство этих очистных был подписан президентом Д. Медведевым еще во время его официального визита во Францию. Не недели и даже не месяцы шли к торжественному подписанию партнерского соглашения между оргкомитетом «Сочи-2014» и «Ингосстрахом» (эта фирма теперь страхует и сочинскую Олимпиаду, и наши олимпийские и параолимпийские сборные на Играх 2012, 2014 и 2016). Но, конечно, самым известным контрактом «Сочи-2010» стало соглашение «Ростехнологии» и «Боинга» на поставку Аэрофлоту 50 Boeing-737, а этот проект — во многом дитя правительства РФ. Всего же на форуме «Сочи-2010» подписано 135 соглашений на 50 млрд рублей. Заглавным событием на форуме стало — уже традиционно — выступление на пленарном заседании «Инвестиционный климат: цели, ожидания и результаты» премьер-министра В. Путина. Кроме того, в присутствии председателя Правительства подписано 4 крупных правительственных соглашения, а также соглашение между правительством РФ и правительством Республики Абхазия о пунктах пропуска на российско-абхазской границе. А еще на форуме премьер-министр отметил, что «количество россиян, живущих за чертой бедности, в последнее десятилетие сократилось больше чем наполовину». Такова официальная статистика, таковы установки, опираясь на которые государство планирует развитие экономики страны.
Впрочем, если бы оценивалось экономическое состояние территории форума, то можно было бы признать, что и коммунизм уже наступил. Например, если тем, кто добрался до фестиваля кубанской кухни бутылка «вина Кубани» обходилась от 170 до 600 рублей, то на форуме стоимость и вина, и виски была одинакова: 0 рублей. То есть бесплатно. Но необходимо учесть, что и за собственно участие в форуме, и за квадратные метры выставочной площади участники платили очень высокую цену. А уж за проживание они выкладывались по тройному тарифу: у нас традиция такая — на время форума задирать цены.
Опять же традиционно сочинский форум обладал помимо программы деловой, большим запасом культурно-развлекательных мероприятий: концерт Тома Джонса для участников, гостей и жителей Сочи, выступления известных российских групп и коллективов масштаба от «Би 2» и «Чайфа» до Ваенги. Но редкий участник форума — обладатель бэджа и заветного пригласительного смотрел концерт на площади перед южным молом. Значительной части граждан пришлось смотреть его на больших экранах в «Малибу», аквапарке и «Калипсо». И заявленная ранее «общность» бизнеса и горожан осталась за оцеплением из 2,5 тысячи милиционеров, призванных на эти дни в Сочи со всего Краснодарского края.
В рамках спортивной программы форума состоялись международный ралли-марафон «Шелковый путь», регата «Сочи-2010», теннисный турнир на призы губернатора Краснодарского края, открытые краевые соревнования по парусному спорту, а заодно и бизнес-регата «Кубок Land Rover». «Российской деловой элите представилась возможность не только принять участие в обсуждении глобальных экономических вопросов, но и попробовать себя в роли настоящих яхтсменов. Участие в гонке приняло свыше 100 гостей форума, в том числе владельцы и топ-менеджмент крупнейших российских и зарубежных компаний, а также госчиновники высшего уровня», — отметили в оргкомитете «Сочи-2010».
У вопроса — как понравилось в Сочи бизнесу — есть адресат. Но кто ответит на вопрос — каково было сочинцам во время подписания этих безусловно важных контрактов и соглашений? Ведь если спецпроезды — с мигалками, «крякалками» и криками «право-лево-принять!» проходили даже по забитой ул. Орджоникидзе, то ситуацию, в которую нас вгоняет форум, даже отдаленно нельзя признать терпимой. Наученные не самым положительным опытом, сочинцы и без того пытаются на это время выехать из города, отсидеться дома. Но ведь жизнь города из-за необходимости пустить кортеж по центральной улице не может быть заморожена до более приемлемых времен? Нормальна ли шестичасовая пробка, в которую в пятницу превращались практически все улицы с односторонним движением? А то, что наши остановки городского транспорта становятся остановочными пунктами форума и на Театральной из-за этого ни один автобус не останавливается? Нормально ли, когда на глазах у всего города по освобожденной для тех, кто со спецпропуском, улице едут через сплошные осевые со скоростью за 100 км/ч, и все это — под салюты от ГАИ? Нормально ли, что даже общественный транспорт — стоит в общей пробке и люди, автобус которых на полтора часа задержали на Светлане и которым явно необходимо срочно попасть на вокзал, бегут с чемоданами по тротуарам?
Это притом, что сочинцы готовы признать и необходимость такого форума, и важность подписываемых соглашений. Но к кому обратиться за признанием и нашей потребности нормально жить в нормальном городе? Не слишком ли организаторы гостеприимны за счет горожан? Ведь форум приходит и уходит, а Сочи — наш дом.
Светлана ВОЛОШИНА