Мы много печатной площади уделяем этой теме — ЖКХ. Причем в последнее время все больше и больше. Трудно однозначно сказать, почему — может, потому что наша редакционная почта уже почти превратилась в этакий центр приема душераздирающих жалоб на работу коммунальных служб, а может, еще и потому, что чуть ли не каждый день слышишь по телевизору: «Сочи будет городом, комфортным для проживания». Фраза эта, как правило, подкрепляется показом резво строящегося олимпийского объекта и комиссии МОК, в очередной раз «потрясенной» сочинскими строительными успехами. Но читатели наши, по всей видимости, никак не могут постичь истинного величия планов по превращению Сочи в «комфортный для проживания» и научиться, наконец, не обращать внимания на бытовые мелочи вроде засоренных стояков и завышенных многократно тарифов в квитанциях на оплату коммуслуг. Мало того, они уже не просто пишут, но и приходят в редакцию, чтобы хотя бы выговориться, ибо в инстанциях их не слушают. За последние три дня, например, приходили сразу трое председателей домовых комитетов. Вот их истории.
История первая
Первым пришел председатель домкома строения № 22 по улице Абрикосовой Шота Евгеньевич Пруидзе. У них вот какая беда — ремонт дома. То есть сам-то ремонт вообще-то не может и не должен быть бедой, но, оказывается, бывает. И действительно, как иначе назвать последствия усилий ремонтного подрядчика — компании «Округстрой», которая вела в этой 9-этажке работы? По словам Ш. Пруидзе, дом после ремонта стал еще хуже, чем был. Например, напрочь исчезла детская площадка. Старые сооружения для детских игр с нее убрали, новые не завезли. «Помимо площадки, они еще много всего натворили — фасад утеплили почему-то только до 6 этажа, думают, наверное, наверху теплее. Дом покрасили так, что после дождя сразу пошли потеки — и это спустя месяц после окончания работ! Кровлю на крыше так и не положили. При этом говорят, все, мол, нормально — смету на ремонт мы освоили полностью — все 20 миллионов 332 тысячи 13 рублей 60 копеек. У них ведь как — освоили, а дальше — хоть потоп!» — говорит председатель домкома. При этом документацию по ремонту дома Шоте Евгеньевичу пришлось добывать, что называется, «всеми правдами и неправдами», поначалу ему вообще сказали, что документы эти — секретные!
История вторая
Спустя день в редакцию пришел Сергей Шевченко — председатель домкома дома № 5 по переулку Трунова. У них там история, которая, наверное, уже скоро станет таким невеселым анекдотом — не так давно «Сочитеплоэнерго» установило им в квартирах счетчики… Ага, читатель со стажем уже в предвкушении: «Сочитеплоэнерго» не раз фигурировало в наших публикациях. Кстати, после того как мы несколько раз написали о завышении тарифов в счетах на оплату услуг по горячему водоснабжению, те чудесным образом пришли в строгое соответствие с официально действующими в Сочи, и в данном случае они уже два месяца держатся в рамках правил. Посмотрим, что будет дальше…
Но мы несколько отвлеклись. Так вот, теперь в доме по переулку Трунова, 5 — новая проблема с горячей водой. Счетчики-то установлены официально, с положенными пломбами, сертифицированные, что обошлось 79 жильцам в кругленькую сумму. А вот расчеты объема потребленной воды ведутся при этом почему-то по общедомовому счетчику, который учитывает всю горячую воду, в этот дом поступившую, а затем общий объем делится на число жильцов пропорционально. В чем проблема? А вот в чем: показания квартирного счетчика меньше этой доли, высчитанной от общедомового объема, как правило, почти втрое. То есть потребили вы фактически, скажем, 4 кубометра воды, а платите все время за 12. При этом возникает, как сказал бы адвокат, «юридическая коллизия», когда и Гражданский, и Жилищный кодексы РФ утверждают, что платить потребитель обязан только за фактически потребленный им самим объем продукции (в данном случае — воды), а вот постановление Правительства РФ № 307 вполне допускает использование в расчетах данных общедомовых измерителей. Поставщики, понятное дело, упирают на постановление — оно им милее. А жильцы руководствуются упомянутыми кодексами и, так формально получается, не доплачивают по счетам и все время в долгу у коммунальщиков, хотя фактически за воду заплатили полностью. Сергей Шевченко месяцами ищет во всевозможных инстанциях ответ на этот вопрос, но ему либо выдают бессмысленные отписки, либо просто вежливо «посылают». Он уже на полном серьезе собрался писать в блог Президенту РФ. Не кляузы ради, а просто — может, ОН-то знает ответ на вопрос жильцов. А может, пока председатель домкома с Дмитрием Анатольевичем не списался, кто-нибудь из местных руководителей ему успеет помочь?
История третья
Вереницу председателей домкомов продолжила Елена Валентиновна Хлыстова, занимающая этот пост в доме № 9 по улице Чебрикова. У них беда другая: для того, чтобы поставить несколько торговых павильонов, рядом с домом собрались демонтировать площадку для мусорных контейнеров. «Этими контейнерами пользуется весь микрорайон. А он у нас очень густонаселенный, — говорит она. — Теперь предлагают их перенести к бывшему консервному комбинату — это с полкилометра будет. Понятно, что очень многие туда мусор выкидывать не станут. Будут выбрасывать прямо на улицу — такое у нас уже было лет 10 назад. Весь район за несколько дней превращается в помойку. Мы с этими установщиками ларьков судимся уже 4 года, решения окончательного так и нет, но они уже один павильон поставили. Куда мы только ни обращались — никакого эффекта. Митинги что ли проводить по этому поводу? Но ведь глупо же — вопрос-то элементарный».
Вот такие истории. И это только ЗА ТРИ ДНЯ. Слушая этих людей, вспомнил почему-то рассказ одного моего знакомого по армейскому прошлому. Ему довелось в конце 80-х год проработать военным советником в Северной Корее. Об этом вообще можно целый роман написать. Но вот что его поразило до глубины души. «В Пхеньяне, — рассказывал Игорь, — уже тогда были сотни ультрасовременных зданий, такие на ту пору и Москве не снились. По 50-60 этажей, с неоновой подсветкой — загляденье просто. Проблема была только в одном — в этих небоскребах выше 4-го этажа не было воды. Насосы старые — не справлялись. Как в них жили люди — ума не приложу». Дело все в том, наверное, как именно мы хотим сделать Сочи «комфортным для проживания». Внешне, визуально очередную «потемкинскую деревню» изобразить — это получится на 100 %, без сомнений. Ну, а если все же допустить такую крамольную мыслишку, что вот взять и сделать его комфортным по определению, не только «для участников и гостей Олимпиады», а для всех сочинцев, годами до этого терпевших бесконечные пробки, стройки, теперь вот еще и ЖКХ во всей его красе. Удалось же, в конце концов, с быстротой неимоверной во всей стране добиться, чтобы водители в массе своей пристегивались ремнями безопасности, да еще и пешеходов пропускали на переходах? Удалось, а ведь мало кто в это верил. Нам бы еще в коммунальной сфере добиться с таким же рвением исполнения существующих законов. И вот тогда мы точно будем «комфортными». Для всего и всех. Ну, а тему с ЖКХ мы обязательно продолжим.
Михаил КОНСТАНТИНОВ