Адлерский полигон уже практически не используется, и в этом году будет начата его рекультивация, а значит, такие проблемы как недовольство жителей неподалеку расположенных домов тем, что свалка практически заходит к ним на участки, их опасения новых «мусорных» оползней, состояние реки Хероты, инфильтрация и, будем говорить терминами четкими, вонь, что стояла летом на многие сотни метров, — уйдут в прошлое. Судьба свалки в Лоо тоже известна: ее необходимо закрывать, причем настолько экстренно, что именно ее консервация — одно из условий собственно проведения в Сочи Олимпийских игр, ведь мы декларировали, что будем проводить «зеленые» Игры, а МОК уделяет этому аспекту огромное внимание. Но закрытие свалок не пресекает источника проблем: куда он денется, наш городской мусор?
На прошлой сессии Городского Собрания Сочи депутатский корпус принял инвестиционную программу Тоннельного отряда-44, точнее, его дочернего предприятия ОАО «Мусоросортировочный комплекс» («МСК»). Теперь он — «главный», точнее, ответственный за городской мусор. Как сложилось, что частное предприятие становится гарантом городской чистоты, а по большому счету — экологического состояния как территории, так и акватории всего Сочи, почему именно разрабатываемая схема утилизации ТБО принята в Сочи и, в конце концов, кто за это все заплатит — эти вопросы мы адресовали заместителю главы города Сочи Анатолию РЫКОВУ. А начали разговор с выяснения: почему новое место для полигона выбрано именно в междуречье Хобзы и Буу и были ли иные варианты?
— Конечно, предлагались различные методы решения этих проблем. Идея номер один — вывозить остатки за пределы Сочи. Идея замечательная. Но это очень дорогая идея. И мы должны понимать, что за это «удовольствие» придется платить нам с вами. При таком сценарии, помимо сортировки, необходимо будет предусмотреть и транспортировку. При вывозе по железной дороге необходимы вагоны, оборудование станций, специализированные терминалы. Кроме того, мы вступим в арендные по своей сути отношения с полигоном, который будет располагаться в ином муниципалитете, — неважно каком. Соответственно тариф по утилизации отходов изменится, и не просто многократно, а в десятки раз.
Остается идея номер два — организация собственного полигона ТБО. Был выбран участок — междуречье Хобзы и Буу и предложено организовать площадку там. Сегодня создание нового полигона — на этапе проектирования и даже предпроектных работ, ведутся геологические изыскания, необходимые, чтобы дать оценку — возможно ли вообще размещение площадки именно здесь. Проводятся изыскания специализированным проектным институтом — подрядчиком Тоннельного отряда-44.
Опасения людей, живущих там, понятны. Но где бы мы ни разместили новый полигон, мы в любом случае получим острое нежелание, сопротивление именно в этой точке. Хотя новая система утилизации не будет «захоронением» в классическом понимании. Раньше мы мусор действительно «хоронили». Сейчас же полигон будет полностью сертифицирован, в том числе и по европейским стандартам. Он пройдет все экспертизы — вплоть до международной: мы хотим сделать абсолютно «белую» утилизацию отходов. И мы прислушиваемся к мнению экспертов, которые говорят, что оптимально с точки зрения логистики, экологической и экономической составляющих расположение завода и самого полигона здесь.
— Почему именно Тоннельный отряд-44 выбран ответственным исполнителем программы?
— Тоннельный отряд-44 и его дочернее предприятие ОАО «Мусоросортировочный комплекс» выступают в качестве ответственных исполнителей в постановлении правительства о подготовке Сочи к Олимпиаде. Решая проблему создания мусоросортировочного комплекса и нового полигона, мы должны были принять управленческое решение: можем ли обратиться к бюджету Сочи, чтобы «вытащить» оттуда средства на строительство полигона и мусоросортировочного завода? Речь идет не только о деньгах, но и о времени. Построить эти объекты мы должны максимум к 2012 году: это срок рекультивации свалки в Лоо. Общая стоимость работ по рекультивации свалок и строительству МСК и полигона сопоставима с бюджетом Сочи.
Ответственный исполнитель должен под свои активы взять в госкорпорации «Внешэкономбанк» кредит и осуществить строительство как мусоросортировочного комплекса, так и полигона ТБО. При этом порядка 30 процентов необходимой суммы предоставляет сам ответственный исполнитель программы. В ВЭБ невозможно прийти и взять кредит на всю требуемую сумму. ВЭБ — не благотворительная организация. Требования банка: он выдает порядка 70 процентов средств на определенный срок — на 20 лет, при условии четкого объяснения того, каким образом эти денежные средства вернутся. То есть Тоннельный отряд-44 должен был госкорпорации подтвердить, что его проект экономически обоснован и спустя десять, пятнадцать, двадцать лет он эти денежные средства сможет вернуть. Инвестпрограмма разработана ТО-44 и его дочерним предприятием ОАО «МСК», Городское Собрание Сочи ее утвердило, и сегодня у нас есть документ, с которым мы можем претендовать на финансирование. Без этой программы ответственному исполнителю идти в ГК «ВЭБ» бессмысленно. Более того, если бы наш ответственный исполнитель пришел в другой банк — любой, то он, конечно же, не получил бы кредит на 20-30 лет, а если бы и получил — то на совершенно других условиях.
— Но почему муниципалитет не обращается в кредитные организации самостоятельно и сам не ведет работы по созданию комплекса?
— Повторю. Потому что часть денег — собственные средства ответственного исполнителя. Да, существует такая «точка критики»: почему нам «кто-то» не даст денег для самостоятельного решения проблемы? Если есть у кого-то такие возможности — взять и профинансировать на полтора миллиарда ведение работ по созданию нового полигона ТБО, то мы будем счастливы это лицо представить Городскому Собранию. Но нам такие меценаты неизвестны.
Критикуя наше решение, некоторые советуют обратиться к федеральному бюджету. Но утилизация ТБО входит в полномочия органов местного самоуправления. Соответственно, в «обычной» жизни органы местного самоуправления и администрация города при формировании бюджета должны предусмотреть деньги на рекультивацию полигонов ТБО. Общая смета этих работ — 3 млрд руб. И апеллировать к федеральному бюджету сначала с тем, что у нас образовалось две экологические катастрофы в виде свалок, получить эти средства, а потом сказать — дайте денег и на создание нового полигона — это будет, мягко скажем, не корректно.
Не надо считать, что администрация полностью переложила проблемы создания нового полигона и сортировки мусора на Тоннельный отряд-44. Мы закрыли адлерский полигон ТБО и в этом году приступим к его рекультивации. За средства федерального бюджета рекультивируем полигон в Лоо, по КЦП оборудуем контейнерные площадки и приобретаем спецавтотранспорт. По большому счету, вклад Сочи в создание новой инфраструктуры по утилизации ТБО — порядка 30 процентов, а 70 процентов, если смотреть в общей сумме, нам все-таки, между нами говоря, «простили».
— Почему выбран именно такой метод утилизации ТБО? Вообще, опыт создания полигонов, подобных тому, что будет создан в междуречье Буу и Хобзы, в России есть?
— Конечно. Примеров успешной сортировки, брикетирования мусора по России достаточно. Единственный действительно уникальный опыт — в Сочи будет применен метод компостирования. Во всем остальном мы, к сожалению, отнюдь не лидеры в области ЖКХ. У нас сегодня система утилизации представлена двумя свалками и, фактически, предприятием-банкротом по вывозу мусора. Мы понимаем опасность — реальную экологическую угрозу — такого положения. Вот чем мы обладаем, вступая в эту программу. Не вина людей, что инфраструктура настолько запущена. Сочинцам, несмотря ни на что, свойственно бережное отношение ко всему, что нас окружает. Поэтому мы надеемся, что когда новая программа утилизации ТБО заработает, мы все почувствуем разницу.
Беседовала Светлана ВОЛОШИНА