О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

СЕЗОН-2010. ПЕРЕЗАГРУЗКА?

   На днях управление курортного дела и туризма городской администрации обнародовало статистические данные, согласно которым загрузка сочинских санаториев и пансионатов к началу мая составила 60 процентов, а всего с начала этого года в Сочи уже побывало более 300 тысяч гостей. Цифры, на первый взгляд, обнадеживающие, особенно учитывая тот факт, что, как правило, наиболее активным заезд отдыхающих становится во время и после майских праздников. Но так ли уж все здорово в курортном комплексе Сочи? Попробуем прояснить это на основании так называемых «видимых в реальности оснований».

   Тайна сия великая есмь…
   Примерно так можно охарактеризовать методы подсчета прибывающих в Сочи отдыхающих. Вот уж действительно тайна за семью печатями. Достаточно сказать, что ни один из представителей руководящего звена сочинской курортной отрасли, с которыми нам удалось пообщаться, так и не смог вразумительно ответить на вопрос, как же в Сочи считают гостей. Предположения были самыми разными — от числа проданных авиа- и ж/д билетов до изменений в продажах хлебобулочных изделий. Относительно последнего предположения комментариев вообще нет, да и с первым можно успешно поспорить — многие, приезжая в Сочи, направляются затем в Абхазию или Туапсинский район, а кто и в Турцию, благо на днях там отменили визы для российских туристов. То есть, на самом-то деле в Сочи никто толком не знает, сколько кого приехало и зачем. И откуда в сообщениях информагентств появилась известная цифра в 4,8 миллиона отдохнувших в сезоне-2009, тоже не слишком понятно. Зачем — понятно — надо же хотя бы визуально «наращивать показатели», а вот на чем основаны эти данные… Тем более, что у самого курортного сектора данные другие — большинство представителей сочинских средств размещения, с которыми мы беседовали по окончании прошлого курортного сезона, жаловалось на сокращение числа гостей на 25-30 % по сравнению с предыдущим годом. Причем жаловались на это практически все, кто так или иначе связан с обслуживанием туристов, — таксисты, продавцы в магазинах, владельцы ресторанов и кафе.

   Почему «они» уже не едут?
   Сразу нужно заметить, что каких-либо серьезных социологических исследований на эту тему в Сочи не проводится. Ну или, во всяком случае, об их результатах широкой публике ничего не известно. Есть некие отрывочные сведения. Ну вот, например, на днях Ассоциация туроператоров России проанализировала спрос на туры во время майских праздников. Основной вывод таков — россияне в начале мая массово предпочли Египет и Турцию отечественным курортам. И причина достаточно банальна — цена на недельный отдых в «четырех звездах» с перелетом и «все включено» в Турции 28 тысяч рублей (кроме того, нетрудно найти «горящие предложения» по цене 8-10 тысяч со сроком выкупа в 4-5 дней) против 36,5 тысячи в Сочи и 39 тысяч(!) в Анапе. И это без перелета — просто цена путевки. В таких случаях почему-то принято говорить, что «комментарии излишни». Да ничего они не излишни! Действительно, очень трудно понять, почему у нас в стране фактически делается все, чтобы снизить популярность внутреннего туризма как такового. Об этом говорят и непомерные цены на авиаперелеты, и многолетнее отсутствие видимых перемен в подходах к уровню сервиса, космическая по сравнению с зарубежными курортами стоимость размещения и питания. Все прелести видны уже с порога. В зале прилета «старого» здания сочинского аэропорта гостя сразу же встречает информационный стенд с сообщением о том, что правильнее всего для перемещения в центр города будет воспользоваться услугами такси фирмы, «аккредитованной при администрации Сочи». Цена проезда в центр (27,6 км по спидометру) — 1000-1300 рублей, то есть в пересчете более 1 евро за километр. При цене бензина втрое большей, чем в России, в Евросоюзе таксисты как-то ухитряются возить клиентов по тарифам почти вдвое меньшим. Что мешает снизить цены до адекватных? Скорее всего, элементарная жадность, которая, как известно, очень препятствует мышлению. К тому же турист сейчас продвинутый пошел, все норовит сэкономить деньги, тщательно составляет бюджет своего отдыха и минут за 40 нахождения в Интернете сразу понимает, что, скажем, в Черногорию безвизовую ему полететь по всем показателям почти вдвое выгоднее, чем в такой вот «родной» Сочи. Еда в кафе дешевле вдвое. Если питаться «с супермаркета», то и втрое. Апартаменты на Адриатическом побережье с евроремонтом в сезон — по цене от 800 рублей. В Сочи за эти деньги вы получите комнату с холодильником «ЗИЛ» и видом на ближайшую стройку. К тому же найти даже такое предложение в Сочи будет непросто.

   Суметь рассказать о себе
   Это чуть ли не самая больная тема. Мы уже как-то писали о том, что курортные возможности Сочи в Интернете представлены не то чтобы слабо, но почти вообще никак не представлены. Если каждая маленькая пивная или отельчик на 10-15 мест в Европе, как правило, имеют свои сайты, то в Сочи это почему-то считают какой-то блажью, развлечением для подростков, пустой тратой денег. Рассуждают примерно так: «Нам реклама не нужна, Сочи и так все знают, все равно они приедут и отдадут нам свои деньги. Желательно, все деньги». На самом-то деле о существовании Сочи не то что за пределами бывшего СССР, но и в самих прежних союзных республиках знают далеко не все. А между тем, повторимся, все больше и больше потенциальных туристов предложения по организации отдыха ищут и находят именно в Сети. Это быстро, дешево и удобно. А в Интернете пресловутая Турция представлена куда как более широко, чем Сочи. В Сочи же пошли по наиболее сложному и дорогостоящему пути, организуя информационные туры представителей местного туркомплекса по городам России, где они всячески агитируют за Сочи с неясным, впрочем, конечным результатом.

   И что дальше?
   А дальше — ничего хорошего. Ну если, конечно, у нас на всех уровнях не начнут, наконец, понимать, что туризм, в том числе и внутренний — такая же полноценная и важная отрасль экономики, как, скажем, тяжелая металлургия или авиастроение, а не просто некое увлечение или способ выжить для бабушек, сдающих квартиры. Понимать и вести себя по отношению к этой отрасли соответственно — всячески помогая и стимулируя ее развитие, а не загоняя в тупик. Но для того, чтобы это понимание все-таки пришло, необходим спрос на такой подход со стороны структур, связанных с курортным сектором, желание сформировать современный облик этого сектора, выработать простые, понятные и неизменные правила игры. Это должно быть инициативой снизу. К сожалению, практика показывает, что подходы пока принципиально иные — «низы» по-прежнему уповают на то, что власть, устав ждать от них каких-либо инициатив, сама все сделает, а они, «низы», потом будут это критиковать и ссылаться как на причины собственных неудач. Еще в моду вошло ссылаться на происки конкурентов — это, дескать, они, проклятые, опять сезон завалили. И так по кругу. Кто-то из знакомых недавно привел интересное сравнение: «У нас есть одна странная особенность. Начав бежать марафонскую дистанцию, уже через 100 метров мы начинаем искать финиш. Когда выясняется, что дистанция не закончилась, бегуны расстраиваются, останавливаются и начинают размышлять, можно ли как-то быстрее добраться до финиша». Развитие курортной отрасли — это и есть та самая марафонская дистанция. И останавливаться на ней не нужно.

Михаил КОНСТАНТИНОВ

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT