Сорокалетний Аркадий Клишаков из Барановки в состоянии шока с черепно-мозговой травмой, повреждениями грудной клетки и органов брюшной полости «скорой помощью» был доставлен в реанимацию хостинской больницы. КамАЗ, за рулем которого был Аркадий, остался в обрыве на ул. Володарского. Желая скорейшего выздоровления Аркадию, все же нельзя не признать — жив он остался только чудом: чудом его не расплющило в кабине, чудом не засыпало щебнем из кузова, чудом рядом оказались люди — очевидцы происшедшего. Аркадий — водитель опытный, с огромным стажем, и все же сегодня он в тяжелом состоянии и в больнице. Вот так, увы, свершилось то, что еще три(!!!) года назад предсказала газета «Наш дом — Сочи», — счет, который выставляет дорога, пошел на человеческие судьбы.
Уже пять лет, как по ул. Володарского отказались ездить машины САХ, пожарная техника и «скорая» по причине, для Сочи банальной: оползень. 20 тысяч жителей оказались отрезаны от «большого мира». Добирались «в город» по старой схеме: пассажиры идут вдоль оползня пешком, а водитель, поминая всех ему известных божков и боженят, ползет по остаткам асфальта. И так — с 5 июня 2005 года. Причем первыми от оползня пострадали… дети. Нет, все они живы и здоровы, но когда специалисты МЧС (в частности, пожарные) обнаружили, что проехать по ул. Володарского спецтехнике невозможно, родился запрет на работу детского оздоровительного лагеря «Кристаллик». Действительно, ставить под угрозу жизнь и здоровье 400 детей — само по себе преступление. Уже на следующий день начальник ОГПН Хостинского района А. Кешишян обратился с официальным письмом к главе района с просьбой «рассмотреть вопрос по восстановлению поврежденного участка дороги». На тот момент оползню удалось отхватить от полотна «всего-то» четверть, длина оползневого участка составила 80 м.
Денег нет, но будем работать — было ему ответом. И вот уже 5 октября 2005 года Городское Собрание Сочи приняло решение о выделении средств на ремонт этой дороги в районе турбазы «Южная». Дорогу «записали» в спецпрограмму, но на следующий год. Жителям домов, расположенных выше оползневого участка, оставалось только осень пережить да зиму продержаться. Все-таки на 400 тысяч рублей, выделенных из бюджета, дорогу можно было и отремонтировать.
Увы, летом-2006 администрация Хостинского района популярно объяснила активистам с Володарского, что ремонт дороги — внутрихозяйственное дело рядом расположенного пансионата. Показательно, что и руководство пансионата, хоть и ссылалось на то, что оползень находится на улице, то есть является внутригородской дорогой, чье содержание целиком лежит на районных администрациях, было готово начать работы. Но только с поддержкой — в том числе материальной — городской и районной администраций. А от нашей газеты тогдашний глава района (на тот момент — г-н Серебрянников) потребовал опровержения: по его словам, работы не были начаты исключительно из-за отсутствия геодезических исследований. Опровержения, естественно, не последовало: трудно опровергать оползень. К тому моменту, по оценкам руководителя пансионата, дорога требовала уже миллиона рублей.
Пожарные меж тем продолжали бить тревогу: еще бы, каждый пожар, тем более с жертвами, в их ведомстве чреват большими оргвыводами. Основная часть таких пожаров приходится на поселения типа того, что на ул. Володарского: хорошо обжитые дачи. Жители снова и снова направляли в администрацию района письма о необходимости ремонта. Но всего три месяца спустя (вот она, оперативность!) заместитель главы города Сочи
А. Карандин прислал ответ жителям ул. Володарского. Очень оптимистичный ответ, главный смысл которого в том, что зря они волнуются, оползень прогрессирующим не является, жизни людей не угрожает. При этом он ссылался на некое решение комиссии МЧС (тех же пожарных), которое вроде было принято после проведенного на месте обследования.
К тому моменту в обрыв ушло не менее трети дороги.
К борьбе за дорогу в начале этого года подключилась ГИБДД. Новый руководитель городского подразделения этого ведомства на одном из планерных совещаний при главе города вопрос о состоянии и содержании дорог поднял открыто: в конце концов, хотя об этом и редко вспоминают, ямы на дорогах — тоже повод для протоколов Госинспекции безопасности дорожного движения. После некоторой заминки выяснилось, что деньги на ремонт дорог… есть. 196 млн рублей — из городского бюджета, еще 45 млн — по краевой целевой программе. Причем, бюджетополучатели — районные администрации: последние изменения в законодательстве очень расширили полномочия районов.
И. Шарапова — одна из активистов с ул. Володарского, обладательница пухлой папки переписки с районными, городскими и краевыми властями. Именно через нее и попытались руководители различных уровней донести до неразумных жителей района мысль о том, что дорогу надо отремонтировать на… членские взносы садоводческого товарищества. Меж тем сумма, которая необходима для того, чтобы люди могли пользоваться дорогой, выросла. Теперь сметная стоимость проекта, по предварительным оценкам, лежит в области 8 млн рублей. То ли жадность вышла из берегов, то ли это просто такие «заградительные» оценки, которые своей нереальностью заранее отбивают охоту даже пытаться отремонтировать дорогу.
На оползневом участке от дороги осталась треть: КамАЗ увлек за собой еще часть полотна. Жители уже не просто бьют тревогу. Они действительно в отчаянии. Им ведь уже некуда деваться, и переписка с властями, письма президенту — для них не хобби. Им вообще не нравится этим заниматься. Знаете, есть такая стадия, когда люди от безысходности начинают спрашивать: «А мы что, не люди?» Вопрос-то риторический и ответа не требующий. Тем более что в нашем городе вместо ответа на этот безнадежный вопрос вполне можно нарваться на хамство.
Светлана ВОЛОШИНА