Осенью 2009 года в Минрегионразвития РФ состоялась презентация целевой программы «Сочи — гостеприимный город». Как утверждают ее создатели, этот документ разительно отличается от своих прежних аналогов как степенью значимости, так и весьма жесткими сроками исполнения задуманного. Действительно, масштабность задач в данном случае поражает самое смелое воображение — ни много ни мало, за 3-4 года превратить Сочи в современный, комфортный и во всех отношениях привлекательный город. Многие из наших читателей в связи с этим, вероятно, смогут вспомнить известный анекдот про «отдел фантастики на втором этаже библиотеки». В этом материале мы постараемся проанализировать ход выполнения программы, а значит, понять степень утопичности тех или иных ее пунктов.
Для начала обратимся к первоисточникам. Вот выдержка из одного из докладов на эту тему: «В программе запланировано к реализации в общей сложности 65 проектов, включающих более 350 мероприятий, а также намечены основные подходы к гармонизации законодательства на всех уровнях. Для каждого мероприятия определены целевые показатели, ответственные исполнители, проведена оценка необходимых объемов инвестиций (бюджетных и внебюджетных), проанализированы возможности финансирования на основе принципов государственно-частного партнерства, привлечения благотворительных средств, реализации проектов некоммерческими организациями… Общий объем финансирования программы составляет до 75 млрд рублей, из них 60 % — средства внебюджетных источников». Добавим также, что разработчик программы — Московский институт региональной политики — оценил свои услуги примерно в 30 миллионов рублей.
Тем, кто желает ознакомиться с концепцией целевой программы, мы можем подсказать, что ее текст размещен в Интернете по адресу: sochiadm.ru, в разделе «Sochi-2014». Остановимся лишь на основных пунктах, от выполнения которых зависит не только успех подготовки Сочи к Играм-2014, но и дальнейшее развитие города.
Дело в том, что обыватель в массе своей привык понимать собственно «подготовку к Сочи-2014» как, прежде всего, строительство. Строительство спортивных и инфраструктурных объектов — дворцов спорта, дорог, мостов, подстанций и т.д. И это неудивительно, учитывая, что процентов 95 своего эфирного времени и печатных площадей в разделе «Сочи» СМИ уделяют именно техническому аспекту. А вот о том, кто именно и, что еще более важно, как будет обслуживать гостей и участников Игр, т.е., простите за прозу, готовить им еду, убирать их номера в гостиницах, сопровождать в поездках по городу, продавать им продукты и одежду, да и просто общаться с ними, рассказывая о собственной стране и городе, — вот об этом в СМИ удивительным образом — почти ни слова. Между тем, в самой целевой программе все перечисленные моменты упоминаются как проблемные, и даже с «риском невыполнения». Ну, сами посудите — по самым приблизительным оценкам для работы на Олимпиаде в Сочи требуется подготовить до 35 тысяч волонтеров, более 55 тысяч работников сервиса (гостиницы, общепит, сфера развлечений, торговля, здравоохранение, транспорт). При этом, на сегодняшний день, как утверждают авторы программы, в Сочи существует нехватка 50 тысяч мест в общепите и 260 тысяч кв. метров торговых площадей, не создана система современного общественного транспорта. То есть отсутствуют не только кадровые персоналии, но и сама возможность обслуживать гостей Олимпиады на приемлемом современном уровне.
И это еще далеко не все. Программой предусмотрено наличие у всех этих десятков тысяч людей навыков разговорного общения как минимум на одном только английском языке. Попробуйте, для интереса, ну, скажем, в регистратуре любой сочинской поликлиники обратиться к персоналу с тривиальным «Can you help me?» или уж, не дай бог, «Tell me, please..»… Мы будем признательны вам за присланные нам в редакцию варианты услышанного ответа. Попробуйте также задать эти вопросы в торговых центрах, кинотеатрах или кафе. Любопытно было бы также посмотреть, например, на норвежца, проехавшего пару-тройку остановок на «Газели».
Но и это еще не все. Сами жители Сочи (все!), считают авторы программы, должны проявлять к гостям неизменную «толерантность, мультикультурализм, готовность оказать помощь инвалидам, продемонстрировать лояльность по отношению к олимпийским ценностям, обладать базовыми знаниями по истории родного города и олимпийского движения». Но если с первыми двумя позициями у нас еще как-то более-менее, то уж все остальное пока вызывает серьезные сомнения.
К тому же, как показывает международная практика, подобные организационные проекты реализовать всегда наиболее сложно. Причем, сложность заключается, прежде всего, не в технических вопросах, а в самом привыкании людей к новому, в понимании того, что вот это — и есть то, как должно быть в XXI веке, а не в 70-х годах прошлого, XX-го.
Приведем пример нашего бывшего собрата по социалистическому лагерю. В 2003 году в чешской Праге начали претворять в жизнь систему интегрированного городского транспорта (MHS). Эта система была призвана синхронизировать работу всех видов этого транспорта, сделав перемещение по Праге максимально быстрым и удобным. На выполнение технической части задачи ушло чуть больше месяца, однако, по мнению экспертов, программа заработала в должном виде лишь к концу 2007 года (через 4 года). При этом, заметьте, речь в данном случае идет о выполнении лишь одной задачи.
По всей вероятности, обо всех этих рисках прекрасно осведомлены во всех структурах, так или иначе связанных с подготовкой к Олимпиаде. Но вот они-то, как сейчас говорят, «смотрят в будущее с олимпизмом». Во всяком случае, звучат и такие вот оптимистичные оценки относительно подготовки кадров: «Для подготовки 50 тысяч человек в городе будет создана профессиональная команда бизнес-тренеров (не менее 2000 человек). Суметь оставить этот пул профессионалов в городе и включить их личностный потенциал в развитие тренингового кластера, специализированного на гостеприимстве в масштабах всей страны, — это одна из серьезных задач для Наследия. Это не только повысит качество трудовых ресурсов города, но и будет способствовать нивелированию сезонности (обучающие программы могут проходить в любое время города). То есть тренерский потенциал, оставшийся в городе, сформирует, по сути, новую специализацию Сочи как делового тренингового курорта».
Смотрите — речь идет не только о подготовке к Играм, но и о последующем развитии Сочи, т.е. наследии Олимпиады. Не поспоришь — сказано хорошо. Правильно сказано. Но это пока только сказано. А в реальности все гораздо сложнее. И волонтеров из 35 тысяч пока подготовлено чуть больше сотни, и десятков тысяч сервисных работников явно не прослеживается, и в английском, мягко говоря, не сильны, да и с транспортом… и цены на все как-то уж очень намного выше, чем в Европе… Перечислять не хватит никакой печатной площади.
Однако, похоже, на этот раз, как говорится, «варианта нет». Это проверяющим из российских инстанций можно долго (и не без успеха) рассказывать, что у нас, мол, все ОК. Менее чем через 4 года по состоянию Сочи будут судить о степени развития страны в целом. И судить будут люди весьма искушенные и опытные, по своей повседневной жизни прекрасно знающие, что такое современный уровень сервиса и комфортные условия пребывания в том или ином городе. Давайте подумаем (только быстро!): хватит ли нам времени подготовиться к их приезду?
Михаил КОНСТАНТИНОВ