Три тысячи мальков черноморского лосося выпустили в Мзымту сотрудники работающего здесь единственного в России специализированного экспериментального завода. Оплату на себя взяло ОАО «РЖД» в качестве компенсации за экологический ущерб, нанесенный реке в ходе строительства вдоль ее берега совмещенной автомобильной и железной дороги. В целом эта компенсация составит более 60 млн рублей. Кстати, черноморский лосось, еще недавно считавшийся промысловой рыбой, отныне занесен в Красную книгу. Теперь выпущенные мальки уйдут в море взрослеть и нагуливать вес. Через три года они должны вернуться сюда уже на нерест. Произойдет ли это? В этом году (а нерест уже начался) специалисты рыбозавода выловили 5(!) диких особей черноморского лосося для так называемого генетического обновления этой популяции, ведь ей придется научиться выживать уже в другой, «послеолимпийской» Мзымте. Кстати, по утверждению специалистов завода, из выпущенных ныне трех тысяч рыб доберутся до моря чуть более шестидесяти процентов. Другие ихтиологи уверены, что это количество завышено в несколько раз! Мзымта уже не лососевая река, считают они. Почему?
— Мы контролируем ситуацию в сочинских реках, и особенно на Мзымте в период нереста, — говорит начальник Черноморского отдела Госконтроля, надзора и охраны водно-биологических ресурсов Юрий Дукуль. — Самое пристальное внимание оказываем организациям, работающим по берегам и в ареале этих рек. Только за последнее время нами выписан целый ряд предписаний за нарушения законодательства в области сохранения водных биологических ресурсов. Работу эту будем расширять и ужесточать. Это тем более необходимо в период ведущегося ныне в Сочи массового строительства. И касается это не только рек, но и моря.
Примеров того, как некоторые строительные организации «воюют» с рыбой, много. Вот только последние. ООО НПО «Мостовик» СМУ-4 ведет подготовительные работы для строительства нового железнодорожного тоннеля на перегоне Мацеста — Хоста. На строительной площадке хранятся открытым способом бочки с ГСМ и технической смазкой (на снимке справа). Выбираемый грунт складируется в отвалы в непосредственной близости от места строительства в водоохранной зоне Черного моря. Продукты ГСМ дренируют под действием атмосферных осадков, просачиваясь в урез воды моря, что является грубейшим нарушением правил охраны среды обитания или путей миграции рыбы. Работы производятся без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Другой пример. Работники ОАО «Мостотрест» нижегородской фирмы «Мостоотряд № 1» при строительстве опор совмещенной автомобильно-железной дороги Адлер — «Альпика-Сервис» в районе 52 пикета в русле Мзымты не согласовали работы с федеральными органами власти в области рыбоводства и серьезно нарушили пути миграции рыбы.
Кстати, у большинства стройорганизаций, ведущих работы вдоль Мзымты, имеются согласования на их проведение с Федеральным агентством по рыболовству. При этом определяются размеры ущерба, наносимого среде, и выплачиваются компенсации, которые идут (или должны идти?) на попытку восполнения рыбных запасов, и, в первую очередь, черноморского лосося. Только в прошлом году двумя заводами Росрыболовства (на Мзымте и Шахе) было выпущено 120 тысяч мальков. Заводы эти построены очень давно, хозяйства формировались с учетом еще тех условий естественной среды обитания. Многие годы маточное стадо серьезно не пополнялось. А ведь лосось обладает чуткой генетической памятью и очень восприимчив к среде обитания. Надо ли удивляться после этого тому, что черноморский «неженка», который и раньше не особо охотно возвращался в Мзымту, нынешнюю, а тем более будущую, все более одевающуюся в бетонные берега, вообще обойдет стороной. Подтверждение тому очень простое. Много ли вы видели в последнее время здесь рыбаков, пытающихся поймать хотя бы форель, не говоря уже о лососе? Разумеется, в период нереста это вообще категорически запрещено. А в другое время? Зачем пытаться поймать то, чего уже практически нет?
Антропогенное воздействие на Мзымту (да и не только) растет буквально на глазах. И это не только массовое строительство, но и сбросы неочищенных канализационных вод, и джипинг (лосось, как уже подчеркивалось, очень чуткая рыба), и т.д. и т.п. Только за прошлый год Рыбнадзором было оформлено 76 протоколов, из них почти 50 — на юридических лиц, т.е. не на рыбаков-браконьеров, а организации (в основном строительные), наносящие рыбовоспроизводству куда более серьезный, а порой и невосполнимый ущерб. Ведь штрафы штрафами, деньги деньгами, но погибшую рыбу уже не оживить, а отравленный водоем — не реанимировать. Например, на той же многострадальной Мзымте строители делают котлованы, куда сваливают продукты отхода — утечку ГСМ, мазута и т.д. Но что делать, когда котлован полон? Ставится насосная станция, и ядовитые стоки перекачиваются в реку (на снимке слева), хотя по правилам их необходимо вывозить на поля фильтрации, очистные сооружения. Надо ли после этого удивляться тому, что, по утверждению независимых экологов и представителей Фонда дикой природы (WWF), в пробах воды, взятой из Мзымты, выявлено наличие целого ряда ядовитых веществ, объем которых в несколько раз превышает допустимые нормы. Впрочем, представители РЖД не согласны с этим утверждением и требуют официальной экспертизы.
По твердому мнению главного госинспектора Черноморского отдела рыбнадзора Сергея Полякова, в силу целого ряда причин Мзымта как место нереста лосося фактически потеряна. Да, усачи и прочая неприхотливая рыбная мелочь выживут. Но… Хорошо, что лосось не умеет говорить. Ох, и наслышались бы мы от него нелестных слов.
Владимир ЦЕКВАВА