Ожидания игроков туристического бизнеса на грядущий сезон отнюдь не радужны. Приметы, по которым они пытаются предугадать свои финансовые результаты грядущего высокого сезона, известны всем. Самое верное время для гадания по этим приметам тоже известно: Святки. Точнее, период работы выставки «Курорты и туризм». По результатам гаданий на этой выставке, турбизнес поразило массовыми упадническими настроениями, которые даже на самом форуме не удалось завуалировать ничем. Какие же приметы вгоняют в трудовую депрессию руководителей санаториев, здравниц, гостиниц, туроператоров и т.д.?
Примета: контракты не подписываются.
Оценка: это даже не примета. Это реальный факт.
Достоверный случай. Если раньше каждый из операторов в начале года подписывал до 50 договоров и делать это именно на выставке было «хорошим тоном», то в этом году — в лучшем случае до 5. Операторы говорят, что могут позволить себе тянуть с подписанием контрактов до весны, поскольку никакого ажиотажа на рынке не наблюдается. До минимума сокращены объемы и «жестких», и «мягких» блоков: продаются только гарантированно ликвидные предложения.
***
Примета: глава города и руководители профильного управления по курортному делу и туризму снова собираются ехать агитировать потенциальных отдыхающих по городам.
Оценка: довольно дурная примета.
Достоверный случай. В прошлом году из бюджета Сочи на «борьбу с мифами о дороговизне курорта» было выделено 40 млн рублей. С рекламными акциями представители администрации посетили почти с десяток городов. Но курортники почитали отзывы отдыхающих о ценах на фрукты, подсчитали, что на сумму, в которую им обойдутся билеты до главной здравницы России, они смогут прекрасно отдохнуть недельку в режиме «all inclusive» в Тунисе (перелет включен), а это, по кризисным временам — очень выгодное предложение. Не менее дурной приметой является и «продолжение переговоров по организации чартерных рейсов». Переговоры «продолжаются» с добрую пятилетку, и пока даже не ясно с кем, и уж тем более не ясно, когда они кончатся. Зато явление — «сезонное повышение тарифов» практически на все виды транспорта, которым можно добраться до Сочи, — налицо.
***
Примета: опять пообещали открыть для свободного доступа все пляжи.
Оценка: однозначно дурная примета.
Достоверный случай. Однажды глава одного приморского города С. пообещал открыть все пляжи. В разгар сезона журналисты газеты «Наш дом — Сочи» проехали по всей пляжной территории и обнаружили не только «старые», но и абсолютно новые закрытые территории, на которых охранников для отпугивания жителей и «дикарей» поставили аккурат после объявления о том, что пляжи открыты… Неужто все закроют?
***
Примета: не меньше трети участников-стендистов приехали на выставку с прошлогодней «полиграфией».
Оценка: совсем дурная примета…
Достоверный случай. В некоторых прошлогодних буклетах с трогательной заботой цифры «09» заменены на «10» ручкой, а во многих с такими тонкостями заморачиваться не стали: просто предупреждают, что «прайс действует». Тучные годы, когда глянцевые буклеты печатали даже совершенно незаконные мини-гостиницы, явно канули в Лету. Так что главное в этой примете: денег у наших градообразующих предприятий нет.
***
Примета-цитата: «Туризм является стержнем экономики каждого города, который участвует в этой выставке. От того, как будет развиваться туристская отрасль, зависит благополучие всех жителей. Выставка-ярмарка — важное звено в реализации турпродукта, и это значит, что успех нашего дела зависит именно от данного мероприятия» — мэр Сочи А. Пахомов.
Оценка: очень показательная примета.
Другая цитата. «Первопричина сочинских проблем — неблагоприятный инвестиционный климат. В Краснодарском крае не созданы условия для прихода инвесторов. Любой из них, когда начинает просчитывать экономику объекта, понимает его неэффективность. Таким образом, здесь нет условий для формирования нормальной туристской инфраструктуры, новые современные, отвечающие международным стандартам объекты не строятся. И, как следствие, отсутствие конкуренции, что, в свою очередь, влечет за собой высокие цены, низкий уровень услуг, несоответствие цены и качества», член президиума Российского союза туриндустрии А. Уманский.
***
Примета: статистика официальная: курорты Кубани приняли в минувшем году, по разным оценкам, от 11 до 16 млн отдыхающих.
Оценка: да кто ж в такое верит?
Был такой случай. «Дурность» приметы не в количестве отдыхающих, а в том, что участники рынка — естественно, не на торжественном открытии и стараясь поменьше светиться в обществе журналистов, — из уст в уста передают цифру прошлогоднего спада — минимум 30 %.
***
Примета-цитата: «У Сочи и у России в целом появляется уникальный шанс в условиях меняющейся конъюнктуры на туристическом рынке повернуть и сделать приоритетным внутренний туризм. Шансы реальные. Ведь только в 2009-м году в Сочи доходы в бюджет от санаторно-туристической отрасли выросли на 22 %. Обнадеживающий финансовый показатель» (вице-президент Российского Союза туриндустрии Ю. Барзыкин).
Оценка: ужас, а не примета, причем явно мистичная.
Достоверный случай. В минувшем году курорт принял явно меньше отдыхающих, чем в докризисном позапрошлом. Если для кого-то это не очевидно, то человек — или сотрудник профильного ведомства, или слепоглухонемой. В минувшем году цены на основные коммунальные услуги — воду, электроэнергию — выросли (рост составил от 10 до 30 процентов), что не могло не сказаться на рентабельности предприятий. И все же, как в таких условиях удалось показать рост налогов в 22 процента? Не иначе как мистика…
***
Анапское гадание по «жердели». Самым верным способом гадания на сезон с нами поделился представитель одной из анапских здравниц. Респондент из Анапы по ту сторону выставочного прилавка «Курортов и туризма» был словоохотлив: партнеров для серьезного разговора нет, да и вообще, на выставке с людьми не густо. Его способ гадания прост: «У нас в Анапе жердель растет. Ну, знаете, это как абрикос, только дичка. Так она плодоносит через год. Так что в этом году мы, как жердель, ждем хоть какого-то урожая». Судя по реакции соседа по общему анапскому стенду, он тоже знает этот верный способ предсказания. Несмотря на сельхозуклон, смысл аллегории понятен: лето минувшее было провальным и для обладателя почетного звания «Лучший курорт Кубани», и происходящее на выставке оптимизма не прибавляет.
…Что же делать в условиях, когда такое множество примет и верных гаданий пророчит Сочи провальный сезон-2010? Где то дерево, по которому стучать? Через чье плечо и куда плевать? Какой Турции принадлежит черная кошка, которая перешла дорогу нашему сезону? И не страшно ли, что эти вопросы (про дерево, плечо и кошку) становятся основными в деле подготовки к сезону-2010?
Светлана ВОЛОШИНА