«Если человек приучен читать, он все равно будет читать. И время найдется, и книги. В конце концов, чтение — самое «бюджетное» развлечение. После телевизора, конечно». Так считает сочинец Сергей Захаров, который уже лет десять, как говорит, «занимается книгами», так что его убежденности можно доверять. Другое дело, что он же через несколько минут, посвященных сетованию на телевизионное зло, выдает и другое признание, не менее истинное: покупать книжки стали меньше. Гораздо меньше. «Кризис — он у всех кризис», — констатирует мой собеседник.
Как кризис отразился на читательских предпочтениях сочинцев, мы начали выяснять «от печки»: а читают ли сочинцы? И результаты удивили.
По данным портала Superjob.ru, 7 процентов участников их социологического исследования признались, что книги не читают вообще: «совсем нет времени». Репрезентативность этого исследования несколько снижает тот факт, что голосование идет через Интернет, соответственно участие в нем принимают пользователи Глобальной сети, а это уже — довольно ограниченная социальными, материальными и образовательными рамками группа. Наш опрос, проведенный силами журналистов газеты «Наш дом — Сочи» среди знакомых, полузнакомых и случайно встреченных людей, показал, что практически каждый пятый не может ответить на вопрос: что он за последние полгода открыл почитать. «Какие книжки! Кручусь, как белка в колесе, иногда просто поесть некогда», — ответ из стандартных.
«Наш читатель — образован и небогат» — вот истина последнего года, на которую опираются при закупках товара книжные магазины. Именно этим — экономией — объясняется и наличие на полках двух разных популяций одних и тех же произведений: в обложках твердых и «полумягких». Но покупателей — меньше, чем пару лет назад.
И все же число книжных магазинов за последний год значительно не сократилось, более того, в город зашла даже крупная торговая специализированная книжная сеть федерального масштаба. И практически во всех книжных магазинах, едва переживших нашествие родителей за учебниками, в самом скором времени ожидается наплыв покупателей: вышли из издательств и, распространяя ароматы свежей типографской краски, занимают места на полках книжки, посвященные самой большой драме одиннадцатиклассников — ЕГЭ. Но наш опрос касался именно неучебной литературы. И отвечая на вопрос «читаете ли вы что-либо помимо учебников и где берете внешкольную литературу?» — старшеклассники и студенты, за исключением принципиальных троечников, ответили что: а) читают, б) массово скачивают книги из Интернета. В любимых авторах этой возрастной категории идут фантасты: Толкиен, Шекли, Брэдбери. При опросе выяснилось, что русская классика масштабов Достоевского и Толстого у молодежи стойко ассоциируется не с «чтением», а «чтением учебника». Так что по-прежнему, невзирая на пристрастие к фантастике и фэнтези, «самые интеллигентные люди» — десятиклассники. Они недавно читали классиков и еще не забыли про них. Они же — главные потребители «науч-попа», ведь если десять лет назад перельмановскую «Занимательную механику» передавали из поколения в поколение, а пять лет назад она была никому и не нужна, то сегодняшнее его издание, исправленное и дополненное, при цене около 150 рублей за том, отпечатанный на бумаге газетного качества, на полках дольше двух недель не стоит.
У возрастной категории постарше в особом фаворе, по наблюдениям продающих книги, «околоисторические романы» во главе с флагманом жанра Б. Акуниным. На пике продаж — новая книга М. Веллера с развеселыми трагедиями о внутренней жизни Москвы — нынешней и образца полувековой давности. А вот всего три-четыре года назад популярные «книги-разоблачения» из серии «какой при Сталине (Брежневе, Хрущеве, прошлом созыве Думы etс.) был ужас» уходят с полок. Их место занимает современная зарубежная проза — Мураками, Коэльо и, несмотря на особенности экономики, русская классика. Классика в глазах продающих нам книги чем прекрасна: рано или поздно ее все же купят.
Но у новых изданий оппонент-тяжеловес: домашние библиотеки, сохранившиеся со времен, когда к Дюма в обмен на макулатуру давали в нагрузку «Малую Землю». И огромная часть наших респондентов черпает литературу в этом неиссякаемом источнике.
А вот купят с большой долей вероятности «карманный детектив» — от Донцовой до ее «клонов». Подобную печатную продукцию хорошо берут не во всех магазинах, но на книжных развалах в санаториях (да, такие до сих пор сохранились) и в непосредственной близости от перронов, взлетной полосы, причала — уходят с шорохом. Там же есть шанс быть купленными любовные романы. Их покупательницы по-прежнему — сплошь дамы. У этих же книг и самый высокий процент вероятности по прочтении (а читать их будут, скорее всего прикрывая мягкую обложку газетой) быть сброшенными в урну: все-таки «женский роман» в стране Пушкина и Пикуля читать стесняются. Зато не выкинут другой сорт книг, также преимущественно покупаемый дамами, — «учебники по жизни» вроде «стерва стервенеет» или же «психологии для всех» от Литвака, Козлова и пр. и произведения «великих» женщин. К примеру, вышедшая недавно, отретушированная, а местами закрашенная автобиография Я. Рудковской если и не раскупается влет, то только по причине недешевости: 300 руб. за произведение, это многовато для большинства читателей. Но смотрят эту книжку регулярно.
Бывают и продажные провалы. К издевательству коллег торговая сеть печатной продукции выставила на витрины своих киосков шикарнейшую серию литературы о музыке. И цена приемлемая. Но поперек книг идет желтая лента с надписью — «Специально для кубанцев». Нельзя сказать, что эта акция учитывает все особенности города, и даже реализаторы киосков подозревают, что без этой рекламной ленты продажи пошли бы живее. В Сочи вообще многое зависит от подачи книги самим продавцом и, порой, ссылки на его личное мнение. В столице в книжном мире принято ориентироваться все больше по аннотациям и рецензиям в глянце, и тридцать журнальных строк в «Афише» делают продажи по всему городу — таково мнение представителей сетевых магазинов. Но «Афиша» в Сочи ввиду ряда причин — не самый большой аргумент, так что ориентируемся по местным звездам.
Зато еще кризис с его широко заявленным отмиранием культа ярко показанной роскоши вернул смысл фразе «Книга — лучший подарок», и определенные издательства делают ставку именно на подарочность выпускаемых изделий. К примеру, подарком дорогим может служить книга о Кремле в специальной коробке, при открывании которой звучит гимн, а в комплект входят белые перчатки, подарком интеллектуальным — история от Карамзина, подарком на все времена — поваренная книга или альбом по искусству. Полиграфия — изумительная, но читал ли кто пятисотстраничник о Екатерине II или ограничился просмотром картинок — продавцы затруднились оценить. Но «в шкафу смотрятся отлично» — этого у подарочных изданий не отнять, и у книг-подарков — бум. А вот «вечер с детективом» со времен Ахматовой мы любим, и кризисный год на это пристрастие не повлиял. И, как ни странно даже самим продавцам, лидирует в детективном шорте старая добрая Агата Кристи.
Светлана ВОЛОШИНА