Транспортная проблема в Сочи — притча во языцех. Летняя столица в этом отношении печально известна уже по всей стране. В рамках подготовки к Белой олимпиаде и с целью «разрулить» транспортный коллапс в городе начато строительство нескольких многоуровневых развязок. Что будут они собой представлять? С какими проблемами столкнутся в ходе их строительства сочинцы? И какой эффект ожидается после их ввода в эксплуатацию?
Начало строительства Адлерского кольца в свое время наделало немало шума, вызвало возмущение и недовольство водителей. Неподготовленное и не до конца продуманное, оно вмиг превратило основные дороги Адлера в одну сплошную пробку. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, схема движения транспорта в районе несколько раз менялась. Для удобства пешеходов здесь установили временный надземный переход, завершается строительство «прокола» под железной дорогой с выходом на улицу Ромашек. В режим трехполосного движения переведена улица Авиационная.
Появится здесь, в районе вокзала еще одна четырехполосная автотранспортная развязка «Голубые дали». Займет она около пяти гектаров и протянется почти на километр. Запланированный срок сдачи — ноябрь 2012 года.
Дольше всех, скорее всего, будут прокладывать развязки на пересечении улиц Виноградная — Донская и Донская — Гагарина. Начнется реконструкция и самой улицы Донской. Как объяснили нам в управлении транспорта и связи администрации города, движение здесь закрываться не будет. Определенные изменения, разумеется, произойдут, но очередного транспортного коллапса, обещают, не будет.
Строительство развязки «Виноградная — Донская» ведет Мостоотряд-11 из Сургута. Работу эту планируется проводить участками без перекрытия движения по этим улицам, тем более что значительная часть транспортного потока пойдет в обход центра по новому участку большой объездной. Прокладываться развязка будет в основном на земельных участках, ныне занимаемых рынком ООО «Сочитрансагентство» и площадками для стоянки транспорта ОАО «Сочиавтосервис». Завершение ее позволит полностью ликвидировать очаг аварийности на пересечении улиц Донская — Виноградная, а соответственно, и заторы на этом перекрестке. Сдача в эксплуатацию запланирована на январь 2012 года.
И все бы хорошо, но один момент взволновал сочинцев. В соответствии с этим проектом в ходе строительства должно быть снесено (и кое-где уже сделано) 256 деревьев, в том числе 40 платанов и 2141 кустарник. Плохо? Разумеется, ничего хорошего. Сочи и так теряет свой зеленый наряд. Но давайте спокойно проанализируем ситуацию. Нужна эта развязка? Безусловно. Однако при любом строительстве, тем более такого масштаба, неизбежны издержки. К тому же тем же проектом предусматривается впоследствии высадка 356 саженцев деревьев и 2435 кустарников. Кроме того, дополнительно в соответствии с договором компенсации будет высажено 446 крупномерных и 76 стандартных саженцев, более 5300 кустарников. Так что восстановление «зеленого хозяйства», как видим, предусмотрено значительное. Будет ли оно произведено в полном запланированном объеме? Для этого, безусловно, нужен административный и общественный контроль. Ведь не секрет, у нас многое часто происходит по поговорке «обещать — не значит жениться».
— Одна из наиболее удачно запланированных — развязка в районе центрального стадиона на стыке Курортного проспекта и улицы им. 20-й Горнострелковой дивизии, — говорит начальник управления транспорта и связи администрации Сочи Алексей Бердников. — Протяженность этой четырехполосной развязки — 700 метров, и расположится она на пяти гектарах. Вписывая ее в городскую среду, проектировщики сумели не пустить под снос ни одного жилого дома. При проведении работ (а они уже вступили в активную фазу) движение по Курортному проспекту перекрываться практически не будет. В худшем случае (что уже произошло) будет закрыта одна из трех полос из-за установки здесь спецтехники. В дальнейшем по обеим сторонам развязки будут возведены опоры, и эстакаду потянут уже «по воздуху». Окончание строительства намечено на ноябрь 2011 года.
…Ставить вопрос — а нужны ли вообще городу эти транспортные развязки? — бессмысленно. Сочи давно уже задыхается от пробок, и не только летом, в сезон наплыва гостей или в дни проведения крупных мероприятий типа инвестиционного форума. Хорошие дороги нужны курорту как воздух. И подготовка к предстоящей Олимпиаде — реальная возможность ускорить решение этой проблемы.
Владимир СУРОВЦЕВ