«День Победы необходимо отмечать
как главный праздник страны».
Председатель Госдумы Б. Грызлов
Уже смеркалось, когда группа солдат, сворачивая связь, выходила из большого поля, засеянного рожью. Высокая, густая, она клонилась золотыми тяжелыми колосьями. С другой стороны на это ржаное поле входили немецкие автоматчики. Это было время, когда фашисты еще наступали, имели, как им казалось, подавляющий успех. Они уже заглядывали в разговорник, в слова, вызывающие обильные слюнки: «млеко, шпик, яйки, курк». Лениво, на всякий случай, постреливали, пускали мины. Одна разорвалась недалеко, осколок пробил сапог, ранил ногу. Мне тогда повезло, а мой боевой товарищ с пробитой головой остался на краю поля, уткнувшись лицом в теплую родную воронежскую землю.
Второй раз я был ранен и контужен в августе 1944 года в Латвии, под городом Мадона. Едва рассвело, потянули связь к переднему краю. Рассчитывали, что фашисты еще крепко спят в своих добротно оборудованных землянках и мы сумеем без потерь выполнить задание. Но не успели мы пройти ста метров, как послышался разящий свист крупнокалиберного снаряда, затем еще и еще. Снаряд, свист которого слышен, не твой, он пролетит мимо. Но один оказался наш. В братской могиле остались мои боевые друзья: русские — старший сержант Медведев и солдат Баринов, украинец — санинструктор старшина Микола Браиловский, осетин — солдат Какаев, польский еврей — солдат Иосиф Кшеновский. Дружной семьей жили, воевали, шли к Победе, погибали… Помним всех.
К сожалению, кое-кто из ныне живущих, богатых, довольных жизнью, не помнит, кому он обязан своим богатством. К чему пишу все это? В канун дня защитников Родины ветеранам предложили обойти кафе, рестораны и попросить владельцев: «пригласите, поздравьте!»
В одно заведение пришлось заходить трижды, в другом предложили 500 рублей. Как это назвать? Одно из немногих кафе, где нам всегда рады, — «Чинзано».
Мы возмущаемся тем, что в Эстонии собираются снести памятники погибшим воинам, освободившим Европу от фашистской чумы, в том числе и Эстонию. А наши собственные чем лучше?
Солдат, совершивший великий подвиг, ходит с протянутой рукой: «Подайте Христа ради!» А должно быть совсем наоборот: владельцы кафе, ресторанов сами должны приходить в ветеранские организации с приглашениями — «ждем вас, защитники Родины».
Десять лет назад в Центральном районе было около тысячи инвалидов Великой Отечественной войны, сейчас — 360. Пройдет несколько лет, и не останется ни одного, и никто не будет беспокоить «новых русских». Помню слова нашего мэра В. Колодяжного: «Строго спрошу с тех, кто обижает ветеранов». Впереди 9 Мая, день Великой Победы. Не пора ли спросить?
С.М. МИНКИН,
педагог, ветеран Великой Отечественной войны