О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

ВРЕМЯ ПОДВЕШИВАТЬ КАМНИ

   В этих снимках нет монтажа, а между камнями — клея. Камни вполне заурядные, не обработанные резцом. (Автор сооружений просил начать сюжет именно так.)    На Западе подобные фигуры-балансиры стоят в «комнатах релаксации» продвинутых офисов. По популярности они обогнали буддийские мандалы — круглые мозаики из цветного риса, которые монахи собирают неделями, ползая по столу с экстремальной задержкой дыхания. Выбор понятен: каменная причуда занимает меньше места и ее не жалко уронить на ногу боссу.    В одну из последних теплых суббот осени в адлерском Курортном городке собралась пестрая публика — несколько отдыхающих и дюжина байкеров. В центре внимания был невысокий, немолодой мужчина в майке с многообещающей надписью на английском «Всех сложу в штабеля!». С упорством гнома он громоздил друг на друга камни разного калибра. Пыхтя, крутил их так и эдак. Байкеры наблюдали за его неспешной работой, как за рестлингом. Слышались возгласы: «Бо, давай! Бо, сделай круто!». Камни нависали под немыслимыми углами, качались, вертелись вокруг оси, скрипя и вздыхая, но в итоге замирали, опровергая законы мироздания. Из сизифова труда рождалось искусство.    Бо ТОРССОН — художник из городка Хеганес, Швеция. Если верить узкоспециальному журналу «Balancing Stones» («Балансирующие камни») — один из лучших в своем жанре.

   — Бо, что явилось толчком, так сказать, «пробным камнем» для необычного хобби?
   — Точно не помню. Меня с детства интересовало, как соединяются разные предметы. Все время что-то разбирал и пытался собрать по-новому. В юности ездил с передвижным цирком. Коронный номер — жонглирование бутылками с балансировкой на пяти барных стульях! Я даже коктейли зрителям успевал приготовить. Мое имя со шведского так и переводится — Ловкач.
   — Как оказались в Сочи?
   — Как турист. Точнее, как гость на свадьбе младшего брата. Упертый холостяк вдруг нашел невесту в вашем байк-клубе! Управляющая отелем увидела снимки моих работ и предложила изобразить нечто подобное. Ваших телевизионщиков не я позвал. Я человек скромный… И вообще, прошу не считать все это мастер-классом! Просто разминаюсь после фуршета, чтобы не потерять форму.
   — Что, бывают турниры?
   — Конечно! Азартнее, чем в покере. На престижном «Cup of Serenity» («Кубок Безмятежности») в Сан-Франциско жюри оценивает сборку по четырем параметрам — затраченное время, высота, объем, гармония. Лучшие работы заказывают арт-галереи. Объект перевозят по частям, затем приглашают художника.
   — То есть вы зарабатываете этим на жизнь?
   — Парней, которые занимаются этим профессионально, в мире по пальцам одной руки можно пересчитать. Я фотограф, продаю снимки разным журналам о путешествиях, туристическим каталогам. Вечером еду в Красную Поляну снимать репортаж.
   — Какие впечатления от сочинских булыжников?
   — Очень, очень хорошие. Они не такие мшистые и капризные, как на юге Европы. Немного странно, что их нельзя взять просто так. Когда мы искали нужные камни, к нам подошли люди в камуфляже. Мои спутники объяснили, что будем делать скульптуру, а потом все вернем. Они немного удивились, наверное, не слышали о скульптурах, которые можно вернуть на пляж.
   — В кавказской легенде джигит пытался построить каменную лестницу к небесной фее. Сооружение рухнуло, когда он попытался вырвать перо у орла. Мораль: двигаясь к благородной цели, забудь про гордыню. О чем вы думаете в процессе?
   — Ни о чем! Просто сливаюсь со структурой камня. Но когда заканчиваю, вспоминаю шведскую поговорку: «Вечность — это маленькая девочка, которая держит мир на мизинце. Помни, что однажды ей это наскучит».
   — Есть ли профессиональные секреты, может быть, суеверия?..
   — Да, но послушай, не пиши об этом!.. Перед работой я делаю расчеты. Очень строгие и точные. Стараюсь все учесть — колебания магнитуды земного ядра, ионизацию атмосферы. Кстати, ты не в курсе — какая фаза Луны сегодня?.. (Хохочет). Поверил, да? Ты так серьезно кивал. Никаких особенных секретов у меня нет. Я просто внимательно осматриваю камни. Чудаков в нашем деле хватает. Билли Дэн, индеец из Америки, раскуривает трубку и разговаривает с камнями. Есть парень, который сначала отмечает маркером «проблемные участки» на камне, потом открывает ноутбук для расчетов… Я не удивился, когда узнал, что он по профессии диетолог.
   — Сегодня солнечно. Ваши фигуры пребывают в статическом равновесии. А как насчет динамического напряжения — ливня, порывов ветра?
   — Чтобы нарушить равновесие, ветер должен дуть со скоростью 17-20 метров в секунду. Это шторм. Конечно, при желании разрушить можно все.
   — Я общался с самыми разными скульпторами — творящими изо льда, прессованного песка, даже овощей и фруктов. Все они бравируют безразличием к эфемерности своих работ, но в глазах таится грусть.
   — В моих глазах грусти нет! (Смеется, машет перед лицом растопыренной пятерней). Мне говорили, некоторые мои фигуры стоят лет по 5-7. Но я их не навещаю. Надо развиваться, идти дальше…
   …На Старой Мацесте, перпендикулярно аллее Челтенхэма, в гору ползет разбитая асфальтовая дорога. Местные прозвали этот 100-метровый аппендикс Виноградная-2 — за спутанные заросли старых садов. На 30-градусном уклоне теннисные мячи там катятся вверх. Туда же течет выплеснутая вода. В определенное время суток (обычно в полдень) кирпич можно поставить на угол. В 2006 году дорогу включили в «Энциклопедию загадочных мест России» как биомагнитную аномалию. Хотелось привезти туда Бо — там такое можно нагромоздить! Увы, маэстро спешил. Но обещал вернуться.

Виталий ТЮННИКОВ
Фото автора и из архива Бо Торссона.

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT