Продажа машин вообще и продажа подержанных автомобилей, в частности, требует от продавца особых профессиональных навыков, а главное, широкой осведомленности во всем, что прямо или косвенно относится к теме «автомобили». На этот раз мы постараемся восполнить информационные пробелы для тех из наших читателей, кто вдруг собрались с выгодой для себя избавиться от своей машины. Оговоримся сразу, нижеприведенные советы пригодятся лишь для тех, кто уже смог ответить себе на главный вопрос: «ЗАЧЕМ продавать?». Так что начнем с…
Когда и как?
Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, ответить на них перед продажей машины столь же важно, как и сложно. Ну, казалось бы, лучше всего продавать весной, когда все покупают, но имейте в виду, что к весне ваша машина постареет на год, да и деньги нужны уже сейчас. Вот, например, Сергей Панкратов, сочинский автопродавец с многолетним стажем, советует следующее: «Вообще, что называется, «по уму», машину стоит продавать перед тем, как она начинает «сыпаться»: амортизаторы, стойки передней подвески, пружины, рулевая трапеция, глушитель, тормозные диски и барабаны, скобы — все это придется менять на отечественных машинах где-то в районе 80-90 тысяч километров пробега. Если же учесть, что среднегодовой пробег среднего же частника 17-20 тысяч километров, то получается, что автомобили мы меняем каждые 4-5 лет. Тот же принцип применим и к иномаркам, только сроки замен на них намного больше. Впрочем, я знаю многих людей в Сочи, кто продает-покупает каждые полгода в надежде найти, наконец, некий «идеальный» вариант».
Какую цену назначать?
Разные марки машин с годами обесцениваются по-разному, но в среднем любая машина, отечественная или иномарка, теряет в год 10 процентов от своей первоначальной стоимости, если выглядит идеально и не имеет явных дефектов. И никого не волнует, что у вас литые диски или си-ди-магнитола (DVD), установлено противоугонок на энную сумму, машина имела «гаражное хранение» или маленький пробег, — все эти «опции» вряд ли сильно добавят к цене. Необходимо также учитывать «кризисные» поправки — большинство подержанных иномарок сейчас потеряли в цене от 15 до 20 %, да и число покупателей снизилось примерно в таком же размере. Так что продажу купленной полгода назад машины «за те же деньги» следует считать очень удачной. Больше всего в цене потеряли «праворульные» машины из Японии — в основном из-за грядущих в 2010 году нововведений в законодательстве. Правительство небезосновательно считает эти машины основным (и весьма удачливым) конкурентом продукции отечественного автопрома, и, в результате, с 1 января по новому техрегламенту праворульные автомобили не смогут получить сертификационное одобрение на эксплуатацию в России, а значит, могут вообще исчезнуть с рынка. Запрет, однако, не коснется уже ввезенных и растаможенных машин — они смогут свободно перемещаться по стране до конца их эксплуатационного срока службы. Подкосит позиции японского автопрома на российском рынке и еще одна новая норма. Законными признаются автомобили только с 17-значным идентификационным номером двигателя (VIN). Японские автомобили, выпущенные для внутреннего рынка Страны восходящего солнца, маркируются 11-значным идентификационным номером, а значит, не соответствуют требованиям российских стандартов. Так что владельцам «японцев» на заоблачные цены при продаже рассчитывать не стоит. Не добавляет оптимизма продавцам и в целом неплохо работающая система льготного автокредитования. В соответствии с госпрограммой банкам-кредиторам субсидируется из бюджета 2/3 ставки рефинансирования ЦБ при выдаче кредитов на приобретение автомобилей стоимостью до 600 тысяч рублей, произведенных на территории России и входящих в перечень, утвержденный Минпромторгом.
Где продавать?
В Сочи это — проблема. Более-менее приличный авторынок сейчас всего один — в районе Барановки. Но приличный он действительно лишь «более-менее». Въезд стоит 150 рублей с машины. На самом деле это пустырь, засыпанный щебнем. Правда, на территории работает бесплатный туалет(!), но на этом перечень достоинств рынка заканчивается. Работает по выходным с 7 до 14 часов. Покупателей этой осенью немного, больше всего их в субботу. Самым живым спросом пользуются ВАЗы 5 и 7 моделей по цене до 100 тыс. рублей. На втором месте СИЛЬНО подержанные иномарки. Продать хорошую машину за адекватные деньги здесь сложно. Лучше в этом смысле дела обстоят на авторынке в Краснодаре. Плюсы — посетителей много, а значит, и шансов на продажу гораздо больше, много т.н. «реальных» покупателей, т.е. пришедших сюда именно купить, а не (как в Сочи) просто посмотреть. Минусы — далеко, ехать приходится в ночь с пятницы на субботу, надо где-то ночевать, сложно нормально отдохнуть, поесть и т.д. Но шансы продать — выше, чем в Сочи. Впрочем, не следует, конечно, пренебрегать и размещением объявлений о продаже в Интернете и местных газетах — срабатывает реже, чем на авторынке, но бывает.
Кому продавать?
Как мы уже упомянули, существует два основных типа покупателей: «Реальный» — проявляет искренний и зачастую, весьма профессиональный интерес к автомобилю, задает много вопросов, активно торгуется. Поскольку дорожит собственным временем (и если он его уже затратил), то чаще всего машину покупает. Второй — и очень распространенный типаж — «зритель»: долго ходит вокруг машины, СМОТРИТ жадным взором, в конце концов, делая вам какое-нибудь нелепое предложение типа «я бы обменял на cвою девятку с небольшой доплатой». Такие люди убеждены в идиотизме окружающих, что является грубой стратегической ошибкой. В общем, выбирать вам. Кому точно не следует продавать машину, так это родственникам или друзьям. Во-первых, вы вынуждены будете продать дешевле, во-вторых, в случае каких-либо поломок в купленной машине на карту могут быть поставлены ваши добрые взаимоотношения.
Мы будем рады, если наши советы помогут вам при реализации вашего авто. Удачных продаж!
Михаил КОНСТАНТИНОВ