С момента выхода в № 40 газеты «Наш дом — Сочи» статьи «Школа в законе?» наша редакция получила уже десятки писем и отзывов по этой публикации. Читатели выражают серьезную обеспокоенность ситуацией, сложившейся в детской и молодежной среде Сочи, проникновением в повседневную жизнь т.н. «блатной морали». Сочинцы делятся своими взглядами на проблему, а некоторые из них стараются тщательно проанализировать ее и предложить пути решения. Именно об этом пишет заместитель председателя «Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края по соблюдению прав человека в местах принудительного содержания» Общественной палаты РФ Борис БАРАНОВ.
А.У.Е. Впервые эта аббревиатура прозвучала на заседании общественного Совета при ГУ МВД Краснодарского края весной этого года. Подчеркивалось, что данные криминальные структуры появились только в одном городе — Сочи. Тогда я сообщил об этой проблеме в пресс-релизе нашей комиссии, но местные чиновники и СМИ не обратили на нее внимания. В начале октября с.г. газета «Наш дом — Сочи» подняла эту наиактуальнейшую проблему детской преступности, за что журналистам огромное спасибо.
Как устроена система воспитания в школе? Непосредственно управление образовательным и воспитательным процессом принадлежит директору МОУ. У него есть заместитель по воспитательной работе, который организует все массовые мероприятия, опираясь на классных руководителей и актив класса, школы. К сожалению, у многих этих мероприятий есть во многом формальная подоплека. Этот специалист завален планами, отчетами и непосредственной работой с активом. Стимулы у него — поощрения, содействие в хороших оценках.
Заведомо отсталых, а также активных «себе на уме», как правило, курируют социальный педагог и психолог. У них нет иных стимулов, кроме постановки «отличившихся» на внутришкольный учет и угроз о передаче дел в комиссию по делам несовершеннолетних. В районе, помимо этой комиссии, существуют также психологический медицинский центр, откуда исходят реляции о работе с подростками, попавшими на внутришкольный учет, милицейский отдел по несовершеннолетним, отдел по делам молодежи. Получается «у семи нянек дитя без глаза». Однако вопрос стоит один и тот же, а результаты плачевнее, чем 10 лет назад. Но сначала поговорим о психологии.
Конфликтность в школьной (подростковой и молодежной) среде — явление естественное, хотя бы потому, что в человеческой природе изначально заложено противоречие ролей. Внешне антагонизм «закрытого пространства» постоянно проявляется в конфликтных ситуациях в формах жалоб, протестов, открытом неповиновении, а чаще — в молчаливом неприятии. Эту ситуацию можно связать также с постоянным противостоянием (конфликтом) интересов: корпоративно-ведомственными интересами администрации и максималистско-эгоистской субкультурой «отличившихся» учеников.
Когда сюда примешивается тюремная субкультура — явление по-своему уникальное и имеющее огромное влияние не только в местах лишения свободы, но и за их пределами, то дело принимает уже организованный характер. В среде осужденных имеет место жесткая иерархия, где четко определены статусы и ролевые особенности поведения. По своему происхождению эта субкультура имеет естественные предпосылки личностного поведения в группе, находящейся в искусственной, социально обособленной (изолированной) среде. В этом смысле она носит достаточно рациональные функции: традиции взаимопомощи, ограничение в межличностных конфликтах, следование за неформальным лидером и так далее. Следует отметить, что конфликтность и противодействие администрации школы также является частью этой субкультуры и в этом смысле предопределяет ее постоянное проявление.
Отношение, социальная политика администрации школы также имеют рациональные и конфликтные предпосылки. Особенностью образовательной системы России является не только известная жесткость, но и широкая свобода выбора средств управления. С периода реформы образования эта система руководствуется весьма неконкретными общими нормами законов и огромным количеством внутриведомственных документов, применяющих новые нормы и интерпретирующих существующие. В то же время, администрация школ и ПТУ из-за большой численности учащихся и недостаточного финансирования для обеспечения порядка в учреждении вынуждена порой применять ненормативные меры. Использование этих мер и приемов зачастую проявляется в ущемлении законных прав и интересов школьников и родителей и, как следствие, приводит к конфликтам. Особенность таких конфликтов в том, что их участники находятся в очень ограниченном пространстве и сфере общения, вынуждены постоянно контактировать между собой (и не могут избежать таких контактов). Поэтому конфликты могут быстро доходить до фазы открытой агрессии. А агрессия — это благодатная почва для появления многих проблем, в том числе и криминализации.
Наиболее распространенными, по результатам исследований, являются межличностные конфликты — от 80 до 90 % от всех зафиксированных случаев. В некоторых случаях в конфликтную ситуацию, возникающую между двумя учащимися, прямо или косвенно втягиваются другие лица, как правило, входящие в неформальные группы. В результате межличностный конфликт перерастает в межгрупповой, который часто разрешается противоправными способами. Следует отметить, что удельный вес подобных противоречий в учебных заведениях незначителен и составляет от 3 до 7 % от общего числа конфликтов. Тем не менее, эти конфликты наиболее опасны.
Конфликты типа «личность — группа», прежде всего, связаны с принадлежностью учеников к неформальным объединениям и группам и составляют от 7 до 13 % в зависимости от вида учебного заведения.
Но не будем заходить далеко и разбирать каждый частный случай. Обозначим только очевидный факт: причиной детских недугов всегда являются взрослые люди, ибо дети берут пример с родителей и учителей. И душа детская всегда стремится к божественным устремлениям, даже верша зло. А вот способны ли взрослые честно ответить себе на вопрос: всегда ли мы сами поступаем по совести? Мы просто обязаны признать, что криминализация в школьной среде — опаснейшая социальная проблема, и ее необходимо решать, начав с самого широкого общественного обсуждения.
Борис БАРАНОВ, зам. председателя ОНК КК
«И Я ТОЖЕ В А.У.Е.»
Я встретился с ним совершенно случайно. Мальчишка лет двенадцати сидел на соседней скамейке и с упоением слушал через мобильный телефон блатную песню. «И что — она тебе нравится?» — поинтересовался я. «Да, очень», — абсолютно не смутившись, ответил он. Так и разговорились. Вадим (так назовем его — настоящее имя он, естественно, называть не стал) был — что меня особенно поразило — совершенно спокоен и хладнокровен, отвечая на мои, казалось бы, неприятные вопросы. И это придало нашей беседе взрослый и искренний характер.
— Вадим, ты слышал что-нибудь про А.У.Е.?
— Конечно, и я тоже в нем состою.
— А хоть как это расшифровывается, ты знаешь?
— Да, арестантско-уркаганское единство. Но есть и другое название. Я вам его называть не буду.
— Почему?
— Ну, раз сами не знаете, то вам это ни к чему.
— А не слишком ли ты молод для этого «единства»?
— Нет, я уже в пятом классе, а у нас еще в четвертом об этом все знали.
— И что собой представляет твое участие в А.У.Е.?
— Я отвечаю за порядок, решаю конфликты, когда сам не могу — приглашаю старших.
— Старшие — это те, кто уже побывал на зоне?
— Не обязательно, но бывает и так.
— И что, таких конфликтов бывает много?
— Конечно, интересы у всех разные. Кое-кто не по делу права качает, другой помощи просит, третьего обидели ни за что.
— А как же учителя? Они-то и должны, в первую очередь, за порядок отвечать?
— А у нас они, в лучшем случае, за тишиной на уроке следят. На переменах и после уроков мы все сами решаем.
— Извини, но ведь говорят, выражаясь вашим языком, вы и «лохов» разводите? Деньги или мобильник отобрать можете…
— А что, если слабак или дурак, или за тобой никого нет, то сам виноват. Побеждает всегда сильнейший. Жизнь вообще так устроена.
— Но ведь это волчья мораль. А ты сам не боишься в итоге когда-нибудь попасть в тюрьму?
— Нет, не боюсь. Во-первых, я ничего такого не делаю. А во-вторых, и там люди живут. Ничего страшного в этом нет.
…Вот такой непростой и во многом поучительный состоялся у нас разговор. Поучительный, в первую очередь, для меня. Для меня было откровением узнать, что подобные взгляды и даже, не побоюсь этого слова, криминализация проникли в столь детскую среду. В чем корни этого явления и не пора ли бить в набат? Вопросы отнюдь не риторические.
Владимир СУРОВЦЕВ