О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Осенние дожди. Проблемы глубже

   Сочинский, практически не прекращавшийся пять дней кряду дождь — повод не только для сетований на погоду. Для руководства города и края это стало поводом для заявления «У нас все под контролем», традиционного вертолетного облета и создания штаба. Уже 4 сентября, по поручению главы края, был создан оперативный штаб, и той же ночью А. Ткачев провел его очередное заседание. Контролировать исполнение поручений Александра Ткачева в Сочи поручено первому вице-губернатору Д. Хатуову. «Подконтрольность» ситуации в предолимпийском городе — очень важный фактор. В результате контроля о реальном положении дел в Сочи федеральные СМИ так и не узнали.

   Своеобразным апофеозом борьбы стихии с сочинской уверенностью готовности к приему этой зимой сотен тысяч гостей Олимпиады стало символичное разрушение моста к так и не построенной ТЭС в Кудепсте. Бетонная переправа пала на третий день дождя. Правда, сама Кудепста в это время сильно «поплыла». Уже в первый день ливня на Искре затонула посреди дороги автомашина и сильно подкорректировала планы автомобилистов на следующие дни.
   Массово оставались дома в эти дождливые дни жители Пасечной: непроездная и тем более непроходимая лужа образовалась во многом благодаря тому, что была нарушена ливневая канализация, оставшаяся в наследство городу с советских времен и серьезно «подрихтованная» строителями новостроек. Неподалеку — на Донской — на припаркованные машины упал тополь, заодно придавив газовую трубу.
   Первый же день дождя без возможности выехать «в город» оставил жителей Бытхи. Проблема оказалась также рукотворна: траншея, пересекающая фактически единственный путь из микрорайона, была прокопана для прокладки коммуникаций и в нелучших сочинских традициях закидана щебнем и грунтом. Потоком эту нехитрую смесь выбило очень быстро, оставив на месте абсолютно непроездную яму. Водители маршрутных автобусов и маршруток просто не смогли проехать на гору.
   В какой-то момент Адлер превратился в своеобразный транспортный остров. И без того «в норме» проблематичный выезд из района был полностью блокирован водой, занявшей всю проезжую часть у остановки «Фара».
   Заодно потоки показали и качество свежеуложенного по городским улицам асфальта: появившиеся ямы на покрытии, которому нет еще и пары месяцев, — печать «Халтура» на работе дорожников.
   Ливень смыл налет парадного «ура, мы строили, строили и к Олимпиаде построили» с аэропорта: в зале выдачи багажа внутренних авиарейсов уровень воды достигал 10 см. Текли и трапы, соединяющие борта с аэровокзалом. Есть данные, что по итогам ливня в аэропорту принято решение создавать дополнительную систему отвода ливневых стоков.
   В переходе к платформам Сочинского железнодорожного вокзала также текла вода, и — опять же в худших местных традициях — практически невозможно было пройти и проехать к адлерскому вокзалу.
   В минувшую субботу люди собрались на согласованную с властями экологическую акцию в совхозе «Россия», но митинг едва не был сорван ливнем: «Россия» начала тонуть. Этот околоолимпийский поселок одним из первых принял на себя удар: вода вышла из специального канала и затопила улицу Старошкольную. Так что не экология, как было заявлено организаторами, а конкретная проблема сброса в отводной канал строительного мусора стала лейтмотивом митинга.
   Массово оказались непроходными подземные переходы, совсем недавно отремонтированные. Информация для уточнения масштаба происходящего: на реконструкцию только перехода около гостиницы «Москва» было израсходовано 14,5 млн бюджетных рублей.
   Затоплен котлован на месте пальмы перед зданием администрации города: там меньше чем за полгода до Олимпиады и — что придает происходящему особый шик — накануне легко прогнозируемого сезона осенних субтропических дождей все-таки начали делать 14-метровый светомузыкальный фонтан.
   Немного дивидендов удалось получить от ливня группе «Ласковый май»: якобы по пути на концерт в Лоо их машину едва не накрыло камнепадом, а две машины, двигавшиеся перед ними, все-таки придавило деревом. Какой-никакой, а повод чуть-чуть попиариться.
   На фоне редких, но успокоительных по интонации сообщений властей только ФКУ ДСД «Черноморье» («РосАвтоДор») рискнуло объявить: за первые два дня ливня на Сочи вылилась двухмесячная норма осадков. Весь объем воды стекает сверху, и основным бассейном сбора этих потоков оказывается федеральная трасса. На нее скатываются и оползни. Селевой поток, сошедший у тоннеля рядом с форелевым хозяйством, блокировал движение по трассе. Почти 100 тысяч кубометров грунта, камней, леса обрушились на дорогу и южную часть тоннеля. Только счастливая случайность и быстрая реакция водителя позволили обойтись без жертв, когда сель впечатал легковой автомобиль в ограждение дороги и смял его, как банку.
   Главные претензии горожан вызвала «внезапно» открывшаяся простая истина: ливневок в городе нет. Ранее ими занимались дирекции заказчиков районов. На эти цели средства выделялись — по меркам нынешних аппетитов — довольно скромные: до 10 млн рублей в год. Своеобразный шарм этим средствам придавала почти идеальная непрозрачность их использования: в самом деле, пока гром не грянет, состояние ливневок практически невозможно проверить.
   В начале прошлого года в Сочи было создано муниципальное унитарное предприятие «Водосток». Создание таких организаций муниципальной формы собственности — дело крайне неспешное: практически все решения по их созданию, финансированию, уставному капиталу идут через решения Городского Собрания Сочи, а это не быстро. Но, так или иначе, МУП было создано, на его вооружение закуплена техника, снят офис, наняты сотрудники. Предметом деятельности «Водостока» стало непосредственно отведение естественных и искусственных поверхностных вод, а в частности, именно «Водосток» был назначен ответственным за эксплуатацию городских ливневок. Одним из самых заметных деяний нового МУПа стала тотальная рассылка хозсубъектам требования заключить с МУПом договор. Но когда ливень и потоки по земле начали топить подвал общежития на Чебрикова, где находится электрооборудование дома, то первыми туда приехали все-таки МЧС, и лишь потом «Водосток».
   За всеми этими катаклизмами остались подзабыты предшествовавшие ливням испытания сочинцев на прочность рукотворно-техногенного происхождения.
   Неделями не было света в целых микрорайонах города. Аккурат перед ливнями случилась самая крупная за историю подготовки Сочи к Олимпиаде авария на водопроводе. Насколько ее последствия были тяжелы для тех, кто попал в зону отключения, говорит тот факт, что стоимость пятилитровой бутыли воды обыкновенной питьевой воды доходила на Бытхе и в Адлере до 100 рублей.
   Все эти мелкие и не очень частности вкупе рисуют картинку довольно страшную. До наших Игр — всего 150 дней. То есть все, что мы сегодня имеем, — это уже практически и есть городское наследие подготовки к Олимпиаде. И наследие это таково, что новые дороги и обновленное дорожное покрытие на дорогах старых тонут и подтапливают территорию рядом, что во время подготовки к Играм не произошло чуда — не появилась вода в поселках, не реконструирована в полной мере система водоснабжения города, силы обновить систему теплоснабжения хватило только на околоолимпийские места. МУП «Сочитеплоэнерго» и «Водоканал» все еще разрабатывают планы реконструкции, и вот, уже мы привыкли к дикому термину «плановое отключение» и готовы месяц провести без горячей воды: об этом объявили довольно широко, и ничего, кроме смутного раздражения и планов на выживание в условиях экстренной перекладки теплосетей, это не вызвало.
   Произошедшее за последние две недели — от сидения без света и позора подвоза воды в микрорайоны олимпийской столицы до заполненных водой траншей — системный сбой, спровоцированный отнюдь не доджем, а авралом предолимпийских изменений города. И понятно, что больше таких денег и таких возможностей история сочинским преобразователям не даст. У города нет сейчас и не будет потом денег на то, чтобы еще раз расковырять дороги, облицованные заново к олимпийской зиме, для прокладки новой порции труб. Источники финансирования инвестпрограмм коммунальщиков настолько смутны, что и на трубы-то может не хватить. Революции в коммунальном хозяйстве так и не случилось. А после Игр вообще — хоть потоп?

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT